- Андрей Борисович, шесть из девяти кандидатов, подававших в ЦИК УР документы на участие в выборах на пост Главы Удмуртской Республики, не имели за своей спиной никаких политических и административных ресурсов для прохождения муниципального фильтра. Вы один из них. На что Вы рассчитывали?

- Считал и считаю, что при всех недостатках (манипулирование голосованием, предвзятость избирательных комиссий и судов, давление со стороны административного ресурса) выборы - один из самых главных индикаторов состояния общества, его готовности к переменам. Поэтому я принял для себя решение выдвинуться кандидатом в Главы УР. Хотелось изнутри протестировать, как это работает. Результаты, увы, неутешительные.

Девять минус четыре

Определилось окончательное число кандидатов на выборах Главы Удмуртии. 

Пять кандидатов и только трое из них от парламентских партий. Таков итог сложных полуторамесячных процедур, связанных с выдвижением и регистрацией участников выборов Главы Удмуртской Республики. Оппонировать врио Главы УР Александру Соловьёву, выдвинутому «Единой Россией», пока некому и вроде как незачем.

Из постоянных участников выборных и политических кампаний в Удмуртии не стали выдвигать своих кандидатов в Главы УР региональные отделения «Справедливой России», «Патриотов России» и «Яблока». Зато несколько неудачных попыток предприняли зарегистрированные совсем недавно региональные отделения «Социал-демократической партии России» (Илья Беляев), «Партии Возрождения России» (Павел Бутченко), «Республиканской партии России - Партии народной свободы» (Андрей Едигарев) и «Партии налогоплательщиков России» (Людмила Ниязова). Из них первым сам добровольно сошёл с дистанции социал-демократ Павел Беляев, не ставший даже пытаться собирать подписи муниципальных депутатов. Остальные уведомившие об участии в выборах Главы УР представители новых партий просто не сдали в ЦИК УР подписные листы и другие необходимые для окончательной регистрации документы.

Сбылся прогноз, что из всех партий, которые политтехнологи относили к партиям-спойлерам, на выборах Главы УР шанс быть зарегистрированными изначально имели только кандидаты, выдвинутые региональными отделениями «Коммунистов России» и партии «Молодая Россия». Теперь по результатам регистрации в ЦИК УР компанию опытных кандидатов-политиков в лице руководителя фракции КПРФ в Госсовете УР Владимира Чепкасова и депутата Госдумы по списку ЛДПР Андрея Маркина на выборах Главы УР разбавят доцент кафедры истории Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко, депутат городской думы Глазова Сергей Логинов («Коммунисты России») и заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ООО «СтройНефтеГаз» Михаил Молоков («Молодая Россия»).

Остальные кандидаты в кандидаты либо не прошли муниципальный фильтр, либо даже не попытались этого делать, видимо, рассчитывая на то, что там «наверху» их решимость оценят и помогут «поделиться подписями». Не оценили. Да и «делиться», при пяти кандидатах уже, похоже, не было никакой нужды.

- А как Вы оказались кандидатом от «Республиканской партии России-Партии народной свободы» (РПР-ПАРНАС)?

- По действующему законодательству выдвигать кандидатов могли только политические партии, что является нарушением конституционных прав граждан, не состоящих в партиях, однако это норма закона, пусть и ущербного, и ее пришлось исполнять.

- Согласитесь, выдвигаться от несистемной партии было бессмысленно?

- Да, согласен, преодолеть муниципальный фильтр без «одобрямса» сверху можно только теоретически. По своему опыту могу сказать, что в Балезинском, Киясовском, Кезском, Вавожском, Алнашском районах, в посёлках Ува, Балезино, в городах Можга, Глазов, Сарапул вообще нельзя было собрать ни одной подписи. Знаю, что ещё 18 июля прошла «команда» со мной даже не встречаться.

- Ну, а сколько подписей, если не секрет, Вам всё же удалось собрать?

- Отвечу «закамуфлированно»: мне удалось собрать подписи муниципальных депутатов в количестве, которое превышало необходимый минимум на 18 процентов. Но дело не только в числе собранных подписей, в законе оговорена ещё и довольно сложная структура муниципального «фильтра». В каких-то районах подписей у меня было с избытком, в других, наоборот, не хватало. Выдержать нужные пропорции не получилось, потому что в некоторых районах депутаты в полном составе отдали подписи, сами знаете кому. А буквально накануне сдачи документов в ЦИК УР мне вдруг почти одновременно стали звонить многие из тех, кто помогал собирать подписи. Звонили с одним и тем же предложением - не сдавать собранные ими подписные листы в избирательную комиссию. Объясняли свои просьбы тем, что у них могут начаться большие проблемы и соответственно проблемы у их семей. В итоге мне пришлось отказаться от сдачи документов и следовательно от участия в выборах. Не имел я права своим выдвижением ставить под угрозу судьбы конкретных людей.

- Я полагаю, перед тем, как выдвинуться (или сразу после выдвижения) Вы всё же пытались как-то договориться с резиденцией Главы УР?

- Всё, что зависело от меня в данной ситуации, я сделал. Чтобы заранее застраховать сборщиков подписей, я даже официально обратился в адрес временно исполняющего обязанности Главы Удмуртской Республики с просьбой оказать содействие в сборе подписей. Дело даже не столько в технических сложностях (хотя и таковые были), сколько в попытке снять у муниципальных депутатов панический страх подписываться за кого-то ещё, кроме врио Главы УР.

- Можете привести конкретные примеры?

- Для примера могу привести пару ситуаций: по предварительной договорённости приезжаю 24 июля в Балезинский район, назначают встречу у лыжной базы, подъезжаем, чтобы договориться, когда ехать к юристу, а мне говорят: извини, не можем подписаться, у нас вся помощь на Соловьеве держится, на его личных решениях.

Я говорю: у меня есть договоренности с ответственными лицами в администрации, вот личный телефон, давай наберём, и вам скажут, что можно подписываться. Нет, говорят, не надо, не звони, извини, но в этот раз ничего не получится.

Или вот один из последних случаев - 29 июля подписали в поселковом Совете (не буду называть, в каком) нужное количество подписей, так я до Глазова ещё не успел доехать, а мне уже звонят — слушай, не сдавай ничего, иначе придётся сказать, что подписались по ошибке. Извиняются, говорят, работы в посёлке нет, мол, с зарплаты слетят, жену из школы выживут. Вот что тут делать!?

- Ну, и какой «сухой остаток» Вашего хождения в кандидаты в Главы УР?

- Выводы следующие: это закон не о выборах, а о «не выборах». Его правоприменение ничего, кроме возмущения, у меня сегодня не вызывает. Созданная Волковым система угодливых лизоблюдов на всех уровнях продолжает функционировать. Почему так происходит? Откуда это желание угадать и угодить даже без команды сверху? Почему люди, являющиеся депутатами, то есть представителями власти, облеченные доверием граждан, настолько не уважают себя, не верят в свои права, что не хотят сделать даже попытку отстоять их? Мне непонятно. У меня создается впечатление что мы живем в двух разных государствах, хотя и на одной территории.

Считаю, что власти должны понимать, что существующее положение дел дискредитирует, в первую очередь, их же самих, даже в том случае, если формально они к этому непричастны.



Спокойно, корректно, без ожесточенных боёв...

Политтехнолог PR-группы «Республика» Сергей АНТОНОВ, участник множества выборных кампаний, проходивших в столице Удмуртии, поделился с корреспондентом «Д» своим мнением о том, каким образом регистрировали кандидатов на выборах Главы УР и дал свой прогноз того, как будет проходить выборная кампания в республике, о том какая ожидается явка, какой процент возьмёт победитель.

- Сергей Юрьевич, на выборах Главы УР зарегистрировано два кандидата, которые точно не обладали ресурсами, необходимыми для преодоления муниципального фильтра. Все понимают, что это могло осуществиться только при участии административного ресурса. Вы знаете эту «кухню» изнутри. Если готовы, то приоткройте какие-то аспекты. Без фамилий, конечно, чтобы газете не попасть под «административку» за незаконную агитацию.

- На выборах Главы республики не обладали соответствующими ресурсами не два кандидата, а три. Кроме действующего главы, назначенного В.В. Путиным, никто не смог бы преодолеть муниципальный фильтр без создания «равных» условий со стороны республиканских властей. Была возможность появления и пятого кандидата - от партии «Справедливая Россия» точно на тех же условиях.

Конечно, такая политика стала следствием ориентации федеральной власти на проведение легитимных конкурентных выборов. Но еще, на мой взгляд, все это говорит о том, что в республике нет сегодня реальной оппозиции, которая имела бы серьезную поддержку избирателей, организационные, финансовые и человеческие ресурсы, достаточные для того, чтобы составить серьезную конкуренцию действующему Главе республики.

По моему мнению, предвыборная кампания будет проходить спокойно, корректно, без ожесточенных боев и использования «черных» технологий. Вместе с тем, в ходе избирательной кампании возможны всплески политической активности, связанные, например, с возможными кадровыми перестановками на муниципальном уровне.

Опыт губернаторских выборов 2013 года в других регионах, которые впервые проходили во второе воскресенье сентября, показал относительно невысокую явку избирателей. От 28,52 процентов на выборах губернатора Владимирской области до 38,58 процентов на выборах губернатора Московской области. Исходя из анализа явки на губернаторских выборах прошлого года, а также учитывая ход нынешней избирательной кампании, можно сделать прогноз явки на выборах Главы Удмуртии 14 сентября 2014 года в районе 35 процентов. При этом явка в городах, по моему мнению, будет колебаться в районе 20-25 процентов, а в сельской местности в районе 45-50 процентов. Уверен, что выборы пройдут в один тур, а победитель наберет 55-60 процентов.