Потребность в доведении улицы К. Маркса, особенно центральной ее части, до полноценной городской транспортной развязки возникла уже давно. Обустроить здесь дорогу по уму во время выборной кампании 2001 года обещал еще баллотировавшийся тогда в мэры Ижевска Виктор Балакин. Жители частных деревянных домов вдоль трамвайной линии в те же годы даже перекрывали дорогу, требуя снести их аварийное жилье. Нынче расширение ул. К. Маркса позволит разгрузить участившиеся транспортные коллапсы в центре Ижевска.

Затея вроде бы и со смыслом, но, как всегда, встает вопрос – почему так дорого? У Минтранса Удмуртии и у заказчика работ по реконструкции - администрации г. Ижевска - расхожие мнения по поводу обоснованности затрат. 

Протяженность улицы К. Маркса между Советской и Карла Либкнехта по линейке - около 790 метров. Однако в перечне объектов по ремонту улично-дорожной сети Ижевска на 2014 год и в документации к закупкам на разработку проектов протяженность этого участка колеблется от 640 до 678 метров. Согласно названному же перечню, площадь дорожного полотна, попадающая под капитальный ремонт в рамках реконструкции ул. К. Маркса, составляет 33.687 кв. метров. При этом предполагается, что по окончании реконструкции улица К. Маркса на заданном участке расширится до шести полос движения (по три полосы в обе стороны), а ширина одной полосы при этом будет составлять 3,5 - 4 метра.

Из сводных смет Минтранса УР и администрации Ижевска за 2013 и 2014 годы при этом исключен участок от Ленина до Советской. В результате, согласно сметам, на реконструкцию участка от Либкнехта до Ленина администрация Ижевска готова была потратить за два года 339 млн 602, 5 тыс. рублей. Министерство же рекомендовало расходовать на эти цели 256 млн 353,48 тыс. рублей.

Разногласия возникли в пунктах по установке шумозащитных экранов и пластиковых окон в здании школы № 25 (Лингвистический лицей) и в одном из жилых домов на перекрестке К. Маркса - Либкнехта. Администрация не пожалела на это дополнительные 14 млн рублей. Расхождение обозначилось также в вопросе о необходимости прокладки на четырех перекрестках так называемых широкоплоскостных плит и особых покрытий на пересечениях трамвайных путей с тремя перпендикулярными им улицами, на что администрация готова была накинуть сверху еще 69 млн 354,93 тыс. рублей.

Спор разрешился, очевидно, в сторону «команды» Агашина, так как работы и по установке пластиковых окон, и по водружению шумозащиты присутствуют в документации уже состявшегося аукциона. А заявка по аукциону на выполнение работ по укладке высокотехнологичных «широкоплоскостных» плит размещен на сайте госзакупок на днях - 24 июля. На переустройство одного перекрестка с применением широкоплоскостных плит планируется выделить 7 млн 989, 37 тыс. рублей.

С сентября 2013 года Служба благоустройства и дорожного хозяйства (структура городской администрации) - официальный заказчик работ по реконструкции улицы К. Маркса - заключила в рамках проекта реконструкции магистральной улицы города 15 муниципальных контрактов. В это число входят выполненные заказы по разработке проектной документации, сносу прилегающих домов, валке и кронированию деревьев, основные и дополнительные работы по прокладке подземных коммуникаций, строительству проезжей части и тротуаров, сетей ливневой канализации и наружного освещения, установке светофоров, капитальный ремонт переездов через трамвайные пути, нанесение дорожной разметки и установка знаков, благоустройство прилегающей территории.

По грубым подсчетам и по имеющимся в открытом доступе данным, через заключенные муниципальные контракты на реконструкции ул. К. Маркса на сегодняшний день уже освоено около 311 млн рублей. Источник финансирования по всем заказам – муниципальный бюджет.

К этой стоимости нужно прибавлять 58,6 млн. рублей, коими муниципалитет расплатился с владельцами участков и строений, попавших в зону сноса. Всего в 2011 и 2012 годах в рамках подготовки к реализации проекта по реконструкции ул. К. Маркса было выкуплено 8 участков с тем же количеством жилых домов, причем не попадающих под статус ветхого жилья.

Крупнейший контракт в 170 млн 951 тыс. руб. отдан ОАО «ДП Ижевское» по максимальной цене. 17 сентября предприятие было признано победителем торгов. На эти средства, согласно документации, к 1 ноября 2014 года на западной стороне улицы К. Маркса от Ленина до Либкнехта должны быть завершены работы по переустройству сетей связи, водопровода и канализации, строительство сетей ливневой канализации, сетей наружного освещения, строительство проезжей части и устройство тротуаров из брусчатки и гранитных плит.

Второй крупнейший заказ на 83 млн 875 тысячи 630 рублей на выполнение работ по реконструкции теперь уже восточной стороны Карла Маркса от Советской до Либкнехта 18 июля текущего года вновь выиграло ОАО «ДП Ижевское» и снова по максимальной цене. В рамках этого заказа должны быть осуществлены подготовительные работы, строительство проезжей части, дренажной и дождевой канализации, устройство автостоянок, парковочных площадок, автобусных остановок с посадочными площадками, устройство покрытий на перегонах, строительство тротуаров из брусчатки, переустройство трамвайных линий, строительство сетей наружного освещения. Реконструкция восточной стороны ул. К. Маркса должна быть завершена также в срок до 1 ноября.

Еще один крупный контракт по начальной стоимости в 21 млн. 802,214 тыс. руб. подписан с тем же подрядчиком 
3 марта 2014 года. Как раз в нём основными работами и проходят установка шумозащитных ограждений и пластиковых окон.

3 февраля 2014 года аукцион на дополнительные работы по реконструкции западной стороны Карла Маркса от Ленина до Либкнехта по максимальной цене в 17 млн. 382,039 тыс. руб. выигрывает МУП «Ижводоканал». За эти деньги в зону ответственности предприятия на названном участке переходят водопровод, канализация и устройство колодцев.

Два объявленных аукциона по проекту реконструкции улицы К. Маркса на 29 июля еще не состоялись. Они находятся на этапе подачи заявок или работы комиссии. 8 июля было опубликовано извещение о закупке по цене в 2 млн 599 тысяч 997 руб. работ по благоустройству территории, прилегающей к улице К. Маркса с западной стороны. На эти деньги планируются срубить деревья, выкорчевать пни, уложить торф и посеять вручную партерные, мавританские, обыкновенные газоны и суданскую траву.

Неделю назад, 24 июля, был объявлен аукцион по капитальному ремонту переезда через трамвайные пути с применением тех самых широкоплоскостных плит. Стоимость муниципального контракта по одному перекрёстку - 7 млн. 989, 037 тыс. руб. Это именно то, что инициировала горадминистрация, но не поддержало Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР.

Согласно технической характеристике из документации к аукциону, уникальность этих широкоплоскостных бетонных трамвайных панелей в том, что они «выпущены из предварительно-напряженного бетона с воздухововлекающей добавкой», бетон характеризуется «сопротивлением среде, которая значительно насыщена водой с размораживающими средствами» и «состоит с минимальной характеристической кубиковой прочностью» и «непрерывной кривой гранулометрического состава заполнителя с максимальной фракцией» и т.д.

Аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту переезда через трамвайные пути с применением широкоплоскостных плит по ул. К. Маркса на перекрестке с Советской должен состояться 15 августа. Всего с применением этих чудо-плит администрация планировала отремонтировать в общей сложности четыре перекрестка: еще три на пересечениях Карла Маркса с улицами Ленина, Пастухова и переулком Интернациональный.