Другое название этого движения – «анастасиевцы» (приверженцы идей таёжной «затворницы» Анастасии, изложенных в книгах Владимира Мегрэ). Есть еще одно понятие, связанное с адептами движения – «родовое поместье». Как правило, все участники движения исповедуют более или менее строгие формы вегетарианства, ведут здоровый образ жизни.

На «праздник» в Чечеги я отправилась по приглашению знакомых, полагая, что увижу некие «игрища» в старославянском духе.

…Асфальтовое шоссе вскоре после того, как мы свернули из Бодьи на Старые Зятцы, кончилось. Началась грунтовка - хорошо «убитая» глина. Местность вокруг довольно холмистая, с ярко выраженными крутоярами. При обгоне редких здесь машин поднималась туча красноватой пыли.

Наконец еще один поворот с грунтовки – на просёлок. Привычные ухабы. И непривычный, явственно ощутимый в салоне машины, до одури хмельной и медвяный запах луговых трав.

Дорога по просёлку петляла километров пять, лишь один раз вдали, в стороне, показались серые крыши изб. А так абсолютно полное безлюдье и запустенье. В какой-то момент я поняла, что окружающие нас перелески (молодые ели, сосняк и берёзовые колки) – это всё лес, выросший здесь самосевом в последние 15-20 лет. Это брошенные поля, некогда бывшие пашней. Очарование дикой природы подавлено мыслью, что эта «саванна» получилась в результате экономического коллапса, пережитого нашей страной.

Еще один подъём – и мы въезжаем в деревню Чечеги, название с удмуртского переводится, как «трясогузка». Но местные говорят, что деревня, существовавшая здесь с екатерининских времён, изначально была русской, здесь селились староверы, искавшие места поглуше, подальше от светского и церковного начальства. В 80-е деревня обезлюдела, народ подался в более людные места. Осталось только три дома. А за ними образовалось новое поселение, которое его жители назвали «Дружное». Здесь пока шесть семей. Не все они живут осёдло, кто-то наездами, типа дачников.

Форум, на самом деле, оказался представительным – гости съезжались с пятницы, расставили на поляне туристские палатки. Вижу пять или шесть автомобилей скромных марок. У немолодой пары, к которым приехали мы, на въезде на участок – «Нива». По тетради регистрации выясняю, что здесь представлены поселения из Можгинского, Воткинского, Красногорского, Юкаменского, Сарапульского районов. Есть они также в Бодьинском, Кизнерском, Селтинском, Завьяловском, Граховском, Кизнерском районах.

На начавшемся с небольшим опозданием «круглом столе» (на самодельных лавочках, расставленных вокруг кострища) я получила более полное представление об идеологической составляющей данного движения.

Итак, само движение как более или менее массовый «исход» горожан для жизни в сельской местности по принципам ЗОЖ, добра и справедливости, начался лет 12-15 назад, сразу в нескольких регионах Российской Федерации. Более «продвинутыми» в этом отношении выглядят, к примеру, Белгородская область, Краснодарский край, Новосибирск. В некоторых субъектах уже есть принятые на региональном уровне законы «О родовых поместьях», которые регулируют юридические основания создания таких поселков.

По идеям, изложенным в книгах об Анастасии, семье для здорового существования на самообепечении достаточно одного гектара земли, две трети которого надо отвести под лес. Остальная территория – это усадьба, баня, сад, огород, пруд, колодец. Скотина может быть только молочного направления. Потому что «анастасиевцы» противники всякого убийства.

По сложившейся на сегодня практике землю «родовичи» или берут в аренду, или выкупают по недорогой цене в частную собственность. В самом деле, на тех безлюдных просторах, которые взглядом не окинешь, что мы посетили в субботу, не то что шесть, но шесть тысяч таких семей можно расселить. Это был бы наилучший «фронтир» (термин, которым обозначают освоение белыми «дикого» Запада в США) для заброшенных тысяч гектаров некогда колхозных земель. А в соответствии со своими принципами «анастасиевцы» восстановили бы в первую очередь леса, плодородие почв, создали бы инфраструктуру, которая неизбежно приходит вслед за человеком – дороги, связь, экологичную энергетику.

Что мешает? Оказывается, существует законопроект «О родовых усадьбах» (самим «новопоселенцам» этот вариант названия не нравится – они настаивают на «поместьях»), который нынче в марте прошел первое слушание в Государственной Думе РФ. Представлен проект был «либерал-демократами» и коммунистами. Получил много замечаний и направлен на доработку. Ожидается, что на осенней сессии депутаты к нему вернутся.

Но на уровне субъекта РФ ситуация менее радужная: в прошлом году в Москву из нашего парламента ушел отрицательный отзыв на рассматриваемый там законопроект. То есть «при Волкове» власти республики не увидели здравого зерна в народной инициативе. Со сменой руководства Удмуртии «родовичи» возобновили свои ходатайства с тем, чтобы все-таки инициировать такой закон на уровне республики. Препятствия у новопоселенцев возникают в связи с категорией и видом разрешённого использования земель – земли сельхозназначения, будь они хоть трижды запущенными, не допускают возведения на них капитальных строений. А ведь семье нужен не сарай для проживания, а именно дом, и желательно просторный. Местные власти не очень жалуют «поселенцев» из-за того, что опасаются, что те, укоренившись, начнут требовать от них строительства дорог, больниц, детсадов и школ.

Но пока таких «иждивенческих» настроений в среде новопоселенцев не наблюдается. Зачем, говорят они, нам больницы? Мы ведь не болеем! Здоровое питание и свежий воздух, физическая активность – вот наши «доктора».

А как же, спрашиваю я, образование для ваших детей? На форуме, кстати, было много молодых родителей с дошколятами. В России действует закон об обязательном общем среднем образовании. Можно учить детей самим, ответили мне, а раз в квартал ездить сдавать тесты в какой-нибудь школе.

Не очень понятно и с работой как источником заработка. «Дачники», те работают в городе, наезжая в глушь в отпуск или выходные. Пенсионеры – тоже понятно. Но как мужику трудоспособного возраста, у которого, образно говоря, на шее жена и пятеро ребят мал мала меньше, тянуть такой воз, опираясь лишь на сад да огород? Я это пока плохо представляю. Хотя движение уже «обросло» обширной методической литературой, где расписываются и способы хозяйствования, и наилучший образ питания и т.д.

С 2012 года движение начало оформляться в политическую партию, которую назвали «Родная». В работе «круглого стола» приняли участие двое из пяти представителей регионального координационного совета – Елена Путина из общины «Родники» (Красногорье) и Халиль Кадыров, община «Благодать» (Можгинский район). О втором внеочередном всероссийском съезде рассказал Василий Стяпшин. Кстати, Василий, сообщил, что под «народной инициативой» на сайте КПРФ было собрано 20 тысяч подписей, но реальный «ресурс» движения в общероссийском масштабе, по его мнению, порядка 4 тысячи человек.

После «круглого стола» наступило время обеда. Местные угощали грибным супом, гречневой кашей и пирогами с разнообразной (за исключением мяса!) начинкой. Сахар и соль для некоторых из них – два главных врага организма. Но «обязаловки» нет. Да еще генные модификации (ГМО) импортных продуктов питания, которые, по их мнению, пагубно влияют на иммунную и репродуктивную систему россиян. Поэтому супы и салаты солят не круто, а чай предпочитают с мёдом. Много среди них и приверженцев сыроедения.

После обеда начались хороводы и игрища. Музыкальное сопровождение (народные плясовые и хороводные) – из усилительной аппаратуры от музыкального центра. А на мастер-класс по травяным чаям мы уже не остались – пора было возвращаться в город, из которого, устав душой и телом, так иногда мечтаешь убежать «за тридевять земель»…