На последнее в истории ОАО «ЦИФ» общее собрание пришли не менее 740 акционеров- «миноритариев», считающих, что те, кто с самого начала стоял у руля фонда их просто-напросто обманули. Сегодня миноритарии безуспешно добиваются от правления ЦИФ ответов на поставленные вопросы, а от государства — расследования гигантской финансовой аферы, растянувшейся на два десятилетия и обернувшейся для узкой группы лиц баснословным обогащением, а для сотен тысяч рядовых акционеров полным разочарованием в институтах государственной власти.

Как рассказал координатор оргкомитета обманутых акционеров Валентин Курочкин, к собранию их группа подготовилась заранее — в 11 адресов руководителей высших и правоохранительных органов было разослано обращение, в котором говорилось, что приватизация в 90-е годы была задумана «как гигантская афера в целях ограбления населения» и что, отказывая сейчас гражданам в защите, «законодательная и исполнительная власти тем самым возбуждают в людях глухую ненависть и подрывают авторитет государства».

Оргкомитет подготовил инструкцию к собранию для своих единомышленников - «Что делать обманутым акционерам ЦИФ?». В этой инструкции подробно расписывается, как миноритарным акционерам следует оспаривать действия руководства фонда.

На начавшемся с небольшим опозданием общем собрании сторону «мажоритариев», владеющих в совокупности контрольным пакетом акций ОАО «ЦИФ» (а это более 11 миллионов акций), представляли лишь два человека - Генеральный директор Константин Протозанов и председатель совета директоров Андрей Суфияров. Напротив них сидел полный зал миноритариев (порядка 740 человек), владеющих ничтожно малым количеством акций (порядка 20 тысяч против более 11 миллионов), из тех, что зарегистрировались перед началом собрания, как участвующие.

Как объявил перед началом общего собрания председательствующий, по итогам регистрации во внеочередном собрании приняло участие 1532 акционера, владеющие 11 млн 464 тыс. акций ОАО «ЦИФ». Если вычесть из общей цифры фактически присутствовавших в зале 740 миноритариев, то получится что почти 800 «виртуальных» акционеров предоставили членам правления фонда заполненные бюллетени до начала собрания, сразу проголосовав пакетом почти в 11,5 миллионов акций! После такого «вброса» дальнейший ход собрания превратился в пустую формальность.

Первый вопрос внеочередного собрания - доклад гендиректора — занял микроскопические 8 минут. Константин Протозанов просто еще раз озвучил информацию, содержавшуюся в рассылке — что в правление обратились неназванные акционеры с предложением ликвидировать открытое акционерное общество, а совет директоров, рассмотрев данное заявление, решил его удовлетворить. Все несогласные с этим решением могут теперь продать свои акции по цене 1 (один) рубль за штуку. Всё...

Данное заявление вызвало шквал вопросов-ответов, которые ничего не меняли в сути произошедшего. Кое-что из представителей мажоритариев всё же удалось вытянуть. Так, по словам Константина Протозанова, обнаружилось, что только 5 процентов из первоначальной численности граждан, сдавших в ЦИФ свои ваучеры, подтвердили свои данные в реестре акционеров. Иными словами, от прежнего «охвата» остался всего лишь каждый двадцатый. Остальные кто умер, кто забыл, кто потерял, кто просто махнул на всё это рукой...

Всего от миноритариев на общем собрании выступило человек десять-двенадцать. Ответ на главный вопрос — кто персонально инициировал невыплату дивидендов за 21 год и ликвидацию ОАО «ЦИФ»? - так и не прозвучал. Председательствующий привычно сослался на «защиту персональных данных».

Не удалось узнать и то, сколько всего было дополнительных выпусков акций (а это был фактически главный инструмент получения контроля над уставным капиталом). Из «пиратской» истории ЦИФа на собрании всплывали такие, к примеру, эпизоды. Оказывается, еще на первоначальном этапе вкладчиков обирали, выдавая им сертификаты, где количество акций указывалось не в соответствии с фактически сданным количеством чеков, скажем, 50 акций на 5 чеков, а только 45! Причем, такое «изъятие» произошло буквально у всех акционеров. То есть «навар» начали снимать сразу!

«Не сознались» члены президиума и в том, какова чистая прибыль Фонда за все годы деятельности; какова стоимость активов ЦИФа. Да, пожалуй, это и есть главная «военная тайна». Ведь отсюда вытекает вопрос о том, почему, имея высокую доходность, правление фонда регулярно выходило на годовые собрания с предложением не выплачивать дивиденды.

На третьем часу общего собрания Протозанов дал знак звукооператору отключить микрофон у выступавшего Курочкина. В зале поднялся такой возмущённый шум, что это распоряжение тут же пришлось отменить и дать выступавшему договорить. К исходу третьего часа миноритарии потребовали не закрывать собрание, а перенести его на другой срок, чтобы получить наконец удовлетворительные ответы на все поставленные вопросы. Но теперь уже председательствующий стал «не слушать» зал, «тупо» пробубнив все дежурные слова для «правильного» оформления протокола. По существу решение о ликвидации было принято еще до начала собрания, которое, как всегда, было просто спектаклем «режиссеров»-руководителей ЦИФ. Осталось дождаться опубликования ликвидационных документов.

Будет ли это концом крупнейшей для Удмуртии аферы с фактическим присвоением узкой группой лиц приватизационных чеков сотен тысяч жителей республики? Члены оргкомитета считают, что нет. Во всяком случает, в своем методическом пособии оргкомитет рекомендует акционерам обращаться в суды с требованием к государству (как не обеспечившему контроль и не пожелавшему вмешаться в длящееся преступление) компенсировать стоимость приватизационных чеков, которая, по информации Госкомстата, сегодня должна составлять 96 тысяч рублей за
1 акцию, а не один рубль, как решили теневые хозяева ЦИФа.