Следует упомянуть, что такие рейды – совместно с представителями общественности – по разным направлениям деятельности полиции проходят в рамках проекта «Гражданин и полиция» Московской Хельсинкской группы (МХГ). ОНК как партнер МХГ участвует в проекте. Так, этой весной мы объехали райотделы полиции, смотрели состояние мест содержания административно задержанных.

И вот сейчас мы выехали на микроавтобусе ГИБДД следом за экипажем № 14, в составе которого работают два инспектора ДПС – лейтенант Сергей Шушаков и старлей Александр Дёмин.

Как гласит «наставление» (документ, которым должен руководствоваться инспектор ДПС при выполнении служебных обязанностей), остановив машину, сотрудник должен сначала представиться, назвать свою фамилию, имя, отчество, звание и должность, а затем обозначить причину, которая послужила основанием для остановки транспортного средства.

Первым пунктом в нашем рейде стала улица Гагарина в Ижевске напротив завода минеральных вод. Как пояснил руководитель рейда Равшан Ниязов, места для проверок выбирают в соответствии со свежими данными мониторинга ситуации с ДТП. Улица Гагарина имеет высокий рейтинг в этом мониторинге.

Движение здесь весьма напряженное. Мы стоим сразу за светофором, а светофор расположен у пешеходного перехода и трамвайной остановки «ул. Планерная». Я и оглянуться не успела, а наши «вожатые», Сергей Шушаков и Александр Дёмин, уже остановили своих первых «клиентов». Пришлось побегать, чтобы успеть зафиксировать момент первого контакта водителя с инспектором. Водители с недоумением смотрели на большую компанию, окружавшую их сразу после остановки. Кто-то из них с досадой даже посетовал, что лучше бы не было «вашего рейда».

Но рейд был. За первый час работы экипажа № 14 на маршруте № 11 (это их обычный маршрут, пояснили сотрудники ДПС) было остановлено порядка пятнадцати автомобилей. Примерно половина из них – легковушки (прошу прощения, но я не очень разбираюсь в марках авто). Наиболее частые нарушения – это не пристёгнутые ремни безопасности и не включенные при движении фары.

Хочу отметить, что в нашем рейде не было ни одного из примерно двадцати случаев остановки, когда бы водители не согласились с претензией. Хотя «наставление» гласит, что водитель при остановке не обязан выходить из машины, все как один охотно покидали салон своего авто и спокойно выслушивали претензии инспектора.

За не пристёгнутый ремень, как пояснил мне Сергей Шушаков, с сентября прошлого года полагается штраф 1000 рублей. За езду без включенных фар – 500 рублей. Объяснив причину остановки, инспектор приглашает водителя в салон машины ДПС, где составляется протокол. Мои «информаторы» особенно подчеркивают, что никакого «плана сверху» - к примеру, составить не менее такого-то количества протоколов или наложить на такую-то сумму штрафов, у них нет. Имея весьма приличную и стабильную зарплату, инспектора ДПС дорожат своим местом работы и стараются строго следовать служебной инструкции.

В нашем рейде не все остановки заканчивались заполнением протокола, в компетенцию членов экипажа входит право самостоятельно решать, заслуживает ли водитель снисхождения – скажем, получив информацию, что он не является злостным нарушителем, его могут просто предупредить и, козырнув, отпустить ехать дальше.

На мой «пешеходный» взгляд, мне показалась удивительной, видимо, выработанная долгой практикой способность наших «гидов» на расстоянии в 20-30 метров углядеть нарушение и «выхватить» машину из общего потока. Затем вежливый диалог – и несколько минут у патрульной машины, где составляется протокол. После чего водитель свободен. Я несколько раз спрашивала остановленных граждан, согласны ли они с предъявленными претензиями. Ответы были только утвердительные.

Запомнился почему-то толстяк, въехавший на Гагарина на трёхтонке под запрещающий для грузового транспорта знак – виновато разводил руками.

Переехав на Центральную площадь, мы за четверть часа «отловили» еще пять или шесть нарушителей. Один из них ехал на иномарке с транзитными номерами на совершенно «лысой» «резине». Вот этот водитель немного «повыступал», но в итоге, под напором очевидного факта, согласился, что покрышки пора менять. Да еще были два молодчика, которые совершив поворот через две сплошные, сообщили мне, что полностью согласны с претензией - неправы.

Наблюдая за тем, с каким напряжением функционирует на Центральной площади нерегулируемый пешеходный переход, ДПСники констатировали, что здесь очень нужен подземный переход – люди идут и идут один за другим по «зебре», не заботясь, что образуется длинная вереница машин, создавая затор…

В августе будем знакомиться с работой участковых.