Второй лайнер «Malaysia Airlines» рухнул вечером 17 июля на территории Украины в 50 километрах от российской границы. Самолет, который следовал из Амстердама в Куала-Лумпур, исчез с радаров на высоте 10 058 метров, затем упал в районе поселка Грабово Донецкой области. На его борту находилось 298 человек - 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли. Таким образом это стало самой кровавой авиакатастрофой после трагического инцидента с иранским аэробусом А-300 в 1988 году, унесшим 290 жизни, включая 66 детей.

В переданном 17 июля репортаже корреспондент «Ассошиэйтед Пресс» заявил, что лично видел зенитно-ракетный комплекс «Бук» в занятом ополченцами городе Снежное. Однако, по заявлению самих ополченцев, попавшие в их руки комплексы «Бук» находятся в небоеспособном состоянии. Позднее Генпрокурор Украины Виталий Ярема заявил, что ополченцы никогда не захватывали имеющиеся у украинской армии комплексы «Бук» или С-300. Следуя этой логике, ракеты должны были попасть к ополченцам из России. Только зачем?

Служба безопасности Украины (СБУ) обнародовала запись разговора неких ополченцев, якобы подтверждающую, что именно они сбили гражданский самолет. По информации СБУ, в перехваченных переговорах, якобы участвовал Игорь Безлер (позывной «Бес»), который доложил о только что сбитом самолете. Между тем, российские специалисты по радиоперехвату в один голос утверждают, что данная запись - фальшивка.

Как нередко бывает в подобных случаях, показания «очевидцев» сильно отличаются друг от друга. Одни утверждают, что видели рядом с лайнером военно-транспортный Ил-76, который направлялся для сброса грузов блокированным украинским войскам. Другие говорят, что поблизости от «Боинга» пролетал украинский штурмовик Су-25.

Представитель Пентагона заявил, что американский спутник якобы засек пуск ракеты с территории, находящейся под контролем ополченцев. Никаких документальных доказательств этому представлено не было, однако на основании только этой сомнительной информации США и их союзники развязали настоящую пропагандистскую травлю России.

Минобороны РФ заявило о том, что место попадания ракеты в малайзийский «Боинг» находится в зоне поражения пяти зенитно-ракетных батарей Вооруженных сил Украины. Тем временем обнаружены оба «черных ящика» сбитого «Боинга», которые будут переданы в распоряжение Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Это далеко не первый случай, когда гражданские самолеты становятся жертвами военных, в том числе украинских. Остановимся лишь на тех, которые происходили на пространстве бывшего СССР.

13 лет назад

Четвёртого октября 2001 года над Чёрным морем потерпел катастрофу Ту-154 авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск. На высоте 11 тысяч метров самолёт был сбит украинской зенитной ракетой С-200. Она была запущена в ходе военных учений. Ракета промазала мимо учебной цели и пролетела на несколько сот километров дальше, чем ей было положено. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

После этой трагедии в отставку отправили практически всё руководство Минобороны Украины. Несмотря на все полученные доказательства и признание президента Кучмы, Генпрокуратура Украины закрыла уголовное дело, а в январе 2011 года Киевский апелляционный суд определил, что России так и не удалось доказать, что самолёт был сбит украинской ракетой.

Осеннее равноденствие

В дни осеннего равноденствия в сентябре 1993 года в районе Сухуми абхазы подбили в воздухе два гражданских самолета: Ту-134 и Ту-154 и еще два таких же лайнера сожгли на земле.

21 сентября Ту-134 компании «Transair» (не путать с «Transaero») выполнял рейс из Сочи. На борту находились 5 членов экипажа и 22 пассажира, преимущественно журналисты, в том числе и российские. Самолёт заходил на посадку, когда был атакован ракетой «Стрела-2», выпущенной с находящегося в море абхазского катера. Потеряв управление, самолет с высоты 300 метров упал в море. Все находившиеся на борту погибли.

22 сентября Ту-154 компании «ORBI» завершал рейс из Тбилиси. На его борту находились 12 членов экипажа и 120 пассажиров, в основном грузинских полицейских. При заходе на посадку лайнер также был атакован с абхазского катера. Ракета попала в двигатель, после чего самолёт начал заваливаться на крыло. Пилоты сумели выровнять лайнер и попытались совершить посадку. Но ударившись о полосу, Ту-154 выехал с неё и начал разрушаться.

Находящееся в баках топливо (самолёт был заправлен в Тбилиси из расчёта на обратный путь) вспыхнуло, вызвав обширный пожар. Погибли 108 из 132 человек, находившихся на борту.

Ракеты из Ижевска

В ночь на 1 сентября 1983 года «Боинг-747» южнокорейской компании «KAL», на борту которого было 269 человек, был сбит неподалеку от острова Сахалин. Лайнер, летевший из Нью-Йорка через Анкоридж в Сеул, отклонился более чем на полтысячи километров, вторгшись в воздушные границы СССР. В небо были подняты истребители-перехватчики. Руководство ПВО решило, что это самолет-разведчик и наш летчик получил приказ открыть огонь на поражение. Ракеты класса «воздух-воздух» Р-98 изготавливал наш Ижевский механический завод.

Согласно официальной версии летчики «Боинга» неверно настроили автопилот и до последнего момента не подозревали о том, что отклонились от маршрута. Ни советских истребителей, ни предупредительных выстрелов из авиапушек они, очевидно, не заметили. Между тем, эта авиакатастрофа вызвала огромный резонанс во всем мире. В Южной Корее и в США демонстранты жгли советские флаги. Американский президент Рональд Рейган публично произносил проклятия в адрес СССР: «Эта страна является империей зла. Пусть чума падет им на головы!»

Тем не менее, в 1997 году бывший высокопоставленный сотрудник японской разведки заявил, что злополучный «Боинг-747» выполнил роль, задуманную в американских спецслужбах. Свои утверждения он основал на анализе предоставленных Россией в 1993 году в распоряжение ИКАО копий всех записей «чёрных ящиков» и переговоров между командными пунктами на Дальнем Востоке в ночь с 31 августа на 1 сентября. Бывший офицер японской разведки пришел к выводу, что спецслужбы США сознательно направили пассажирский самолет в советское воздушное пространство. Целью данной провокации было вызвать переполох в системе противовоздушной обороны СССР и выявить засекреченные и обычно молчащие объекты.

Все тот же «KAL»

События 1983 года над Японским морем были вовсе не первым случаем стрельбы по пассажирским самолетам. Так, еще 20 апреля 1978 года, «Боинг-707» той же компании «KАL», следуя из Парижа в Анкоридж, отклонился на 200 километров от международной авиатрассы и в районе Мурманска пересек границу СССР. Нарушитель, перехваченный истребителем Су-15, на сигналы следовать за ним не реагировал, более того, «Боинг» увеличил скорость и пытался развернуться, дабы уйти в сторону Финляндии.

Командование решило, что это американский самолет электронной разведки, выпускавшийся на базе «Боинга-707». По приказу с земли пилот «сушки» произвел пуски двух ракет. Первая едва задела лайнер, взрывом оторвав от него часть крыла. Поскольку из-за сильной облачности наш летчик следил за «Боингом» только на экране локатора, вторую ракету он по ошибке пустил по оторвавшейся детали. Именно это спасло жизнь большинству пассажиров данного рейса. Экипаж подбитого «Боинга» сумел совершить посадку на лед замерзшего озера вблизи карельского города Кемь. Тогда из 108 человек на борту лайнера погибли только двое.

Несчастливое число 17

При внимательном изучении биографии сбитого малайзийского «Боинга-777» обращает на себя внимание то, что его жизнь прошла под знаком числа «17». Судите сами: данный борт был выпущен 17 июля 1997 года. Вылетел в последний рейс 17 июля 2014 года. Находился в эксплуатации ровно 17 лет. В момент гибели выполнял рейс номер МН-17. Был сбит 17 июля в 17 часов 21 минуту МСК. Дальность полета «Боинга-777» - 17 тысяч километров.

Максимальный запас топлива - 17 тысяч декалитров. Рекорд аварийного полета на одном двигателе (177 минут) установлен 17 марта 2007 года. Первая аварийная ситуация «Боинга-777» произошла 17 января 2008 года при посадке в лондонском аэропорту «Хитроу»: отказ всех двигателей и отключение электропитания, аварийная эвакуация 152 пассажиров, жертв нет...