В опросе большинство высказалось за Красногеройскую (56,5 %), так как все остальные улицы, за которые было предложено голосовать – Эспланада, улицы Наговицына и Лихвинцева - уже и так являются пешеходными с самого их проектирования архитектором Василием Петровичем Орловым. Архитектор почти полвека назад продумывал со своими коллегами идею о трёх главных, сквозных пешеходных зонах в центре Ижевска разного характера – улице Советской, Эспланаде и набережной Ижевского пруда. Причём улицу Красногеройскую Орлов предполагал использовать в связи с соседними пешеходными зонами совсем иначе.

Архитектор Василий Петрович Орлов (1912 -1999), с 1967 года председатель правления Союза архитекторов Удмуртии. С 1931 года работал на стройках Москвы. В 1934 году поступил в Московский архитектурный институт. После окончания МАРХИ, с 1940 по 1988 год работал в Ижевске, во многом определив внешний облик города. Проектировал объекты в пешеходных и прибрежных зонах Ижевска. В частности, он один из авторов пешеходного ансамбля Эспланады (Государственная премия 1985 года). Памяти Василия Петровича посвящена новая улица Архитектора Орлова (2014) и Мемориальная доска на доме, где жил архитектор.

Мемориальная доска на доме, где жил В.П. Орлов

Мемориальная доска на доме, где жил В.П. Орлов

В 1989 году, когда архитектор Орлов уже находился на пенсии, я побывал у него в гостях в доме № 15 на улице Советской, что напротив кинотеатра «Дружба». Этот дом в числе трёх больших домов на улице Советской в её начале, середине и конце, а также огромный стадион «Зенит», были построены по проекту Орлова.

Не удивительно, что мы тогда заговорили об улице Советской, которая поразила Орлова, как и весь Ижевск после его прибытия из Москвы в 1940 году своим рельефом. Эта улица, если идти по середине, интересна своими волнами - три горбатых горки и резкий спуск к башне с курантами. Но заговорили о Советской с необычной стороны – как о пешеходной улице. Василий Петрович рассказывал, что идея пешеходной улицы Советской у него возникла ещё до того, как в Москве улица Арбат в 1986 году превратилась в пешеходную. И до того, как в 1978 году первая в СССР, как тогда говорили, пешеходная улица появилась в Литве, в Каунасе – Лайсвес Аллея (Аллея Свободы). На самом деле первая в СССР пешеходная улица появилась не в Каунасе, а в 1973 году в российском городе – тёзке архитектора Орлова, это главная улица Орла - Большая Дворянская (Ленина).

Белград.  Одна из пешеходных зон

Белград. Одна из пешеходных зон

В начале 70-х годов Орлов стал продумывать превращение улицы Советской в пешеходную улицу. Для этого он предлагал перенести проложенную в 1967 году троллейбусную линию с улицы Советской на Красногеройскую. Однако этому помешало расширение Мотозавода, перегородившего картинный спуск улицы Красногеройской от улицы Карла Маркса до Горького.

В конце 60-х — начале 70-х годов во многих городах мира стали возникать пешеходные зоны. В 1966 году в Германии (в Мюнхене) была создана первая пешеходная улица. В настоящее время в Германии около 400 пешеходных улиц. В 1972 году была открыта первая пешеходная улица во Франции (в Руане), в 1982 году они были в 266 городах Франции.

В 1973 году в России (в Орле) появилась первая пешеходная улица, ныне пешеходные улицы есть в более чем 20 областных и республиканских столицах российских регионов.

В Москве в дополнение к открытому в 1986 году пешеходному Арбату вокруг Кремля были открыты новые пешеходные улицы: Никольская, Столешников и Камергерский переулки, Кузнецкий мост и Рождественка, Лаврушинский переулок и пешеходная зона вокруг Третьяковки. Только в одном 2013 году в Москве было открыто около 30 новых пешеходных зон, а в 2014 году отрывается ещё 50 километров новых пешеходных зон, в частности, в Замоскворечье – напротив Кремля.

Под пешеходными зонами Москвы, кроме скверов, парков, имеются в виду следующие их разновидности.

1) Пешеходные туристические улицы коридорной застройки исторического центра. В Москве классическим примером их является Арбат. В Ижевске такой тип пешеходной улицы пока отсутствует.

2) Анфиладные системы пешеходных площадей, использующие холмистый рельеф с широкими панорамами вокруг - эспланады. Это очень редкий не только для городов России, но и для других стран мира тип пешеходных ступенчатых пространств в Москве представляет Поклонная гора. А в Ижевске – Эспланада. В разговоре со мной в 1989 году архитектор Орлов говорил о продолжении своего детища – пешеходной ижевской Эспланады – дальше на восток, в обход Радиозавода, через речку Карлутку, по панорамному стилобату с многоуровневыми парковками под ним, вплоть до выхода Эспланады на высокий холм севернее прудов речки Чемошурки. Тогда бы Эспланада соединила центр со всеми спальными районами левобережья реки Иж широкой пешеходной и велосипедной зоной, которой нет ни в одном городе. Увы, но в соответствии с современным генпланом Ижевска, эта резервная, панорамная и высотная часть города за Карлуткой, сбережённая для потомков-архитекторов Орловым и его современниками, в будущем, кажется, будет тупо и близоруко застраиваться строительным лобби.

3) Пешеходные набережные с запретом сквозного проезда вдоль них для автотранспорта. В Москве – это широкая Крымская набережная, освобожденная от автомагистрали. В Ижевске – это пока набережная зодчего Дудина.

А теперь вернёмся к главной теме нашего обзора – ижевскому Арбату. Во всех российских городах, «местный Арбат» - это обязательно улица исторического центра, часто самая главная улица города. Например, в Казани, Нижнем Новгороде, Челябинске, Саратове, Владивостоке. Поскольку пешеходные улицы - это в прошлом самые главные и самые красивые магистрали городских центров, то во всех городах для этого решали две главные проблемы: рокировку линий общественного транспорта, парковки.

Для создания ижевского Арбата, расширения потока автотранспорта по соседней, перегруженной пробками улице Ленина, тоже необходима рокировка трамвайной и троллейбусной линий по Ленина и Советской в центральной их части, начиная от стадиона «Зенит». К стадиону следовало бы перенести от Александро-Невского собора конечную остановку троллейбусов и автобусов. Или перевести троллейбусные и автобусные маршруты с Советской на Ленина вместо трамвайной линии.

А трамвайную линию от улиц Орджоникидзе и Ленина провести через стадион и улицу Красногеройскую до улицы Карла Маркса. В этом случае Красногеройскую можно использовать как пешеходно-трамвайную, с парковочными «карманами» вдоль неё, с транспортными капиллярами на отдельных её участках. Сделать её полностью пешеходной нельзя, так как тогда усилится транспортная и парковочная нагрузка на соседние, в том числе пешеходные улицы. Есть мировая практика совмещения трамвайной линии с пешеходной зоной. Мысли, созвучные с идеями архитектора Орлова по новому использованию улиц Советской и Красногеройской, предложены недавно блогером, выступающим на российском архитектурном форуме под ником diman-izh (http://diman-izh.livejournal.com/2544.html).

О парковках. В других городах, например, в Белгороде, особенно для центральных кварталов, используют платные парковки, что приносит прибыль городу и существенно сокращает поток автотранспорта в центр, благодаря чему небогатый Белгород – самый аккуратный в России город-парк.

Варианты транспортной разгрузки могут быть разными. Важна лишь сама реализация ижевского Арбата, который сорок лет тому назад задумывал архитектор Орлов. Скажу от себя, как историк города, – это реализация даже не Арбата, а скорее – пешеходного Невского проспекта, как он назывался в 19 веке, так как имел в перспективе магистрали «адмиралтейскую» часозвонницу Оружейного завода.