Ижевская корова и мотоцикл Иж-1. Скульпторы: супруги Мария Соловатова и Максим Сурнин («Железный Макс»). Ижевск сочетал в себе контрастное – деревню и завод, являясь до революции самым крупным в России населённым пунктом, не имеющим статуса города.

Мотоцикл Иж-1 – это первый опытный ижевский мотоцикл 1928 года, очень красивый по дизайну, созданный инженером Можаровым, жившим в деревянном доме Инженерного городка и носившимся на опытных ижевских мотоциклах по ижевским улицам, распугивая ижевских коров.

Коренной жительницей дореволюционного Ижевска была корова – символ всего домашнего, тёплого, молочного, детского, материнского и доброго. Она имелась почти в каждой ижевской семье. В Ижевске раньше устраивали «уволку» - в июне завод останавливался, для того, чтобы рабочие запаслись на зиму для своих бурёнок сеном на своих покосах. Ближайший к набережной покос находился у Арсенала, в конце переулка Широкого и назывался Соловьёвскими полями, они принадлежали инженеру-металлургу Соловьёву.

Молочных магазинов в Ижевске не было, молоко иногородние покупали только у ижевских рабочих. Между двумя первыми утренними гудками Ижевского оружейного завода (на «пробуд» - в 4 часа утра и на работу – в 6 часов) по улицам Ижевска важно шествовали с пастухами стада коров на окрестные пастбища. Мычание коров при этом смешивалось с заводскими гудками, а запах заводского дыма – с запахом навоза даже в советское время. Бытовая зарисовка из «Ижевской правды»,
15 августа 1926 года: «Загудел гудок. После второго гудка вниз пошли один за другим заводские рабочие. Где-то далеко заиграл пастуший рожок. Замычали коровы. Начинается день».

Коровы забирались хозяевами из стада от пастухов вечером, после работы на заводе. Есть фотография конца 19 века плотины Ижевского завода с коровой, бредущей с лугов по плотине в сторону так называемого Водопоя – родника на набережной Ижевского пруда, где брали воду водовозы и где поили лошадей и коров. Водопой с родником и длинными деревянными мостками в пруд для прачек находился к югу от Бодалёвского завода, недалеко от соединения северного и южного взвозов, то есть у подъёмов на Гору.

Мария Соловатова, скульптор Коровы: «Однажды я услышала, как бабушка предложила сделать памятник корове, потому что в войну именно они спасли от голода - лошадей на фронт забрали, а на коровах пахали. Они тогда жили в самом Ижевске и их, говорят, много было. Чем не легенда?!»

Гефест с мечом или рыцарь Венцель. Скульптор: Влад Лысцев. Севернее Водопоя, между Бодалёвским заводом и Индустриальным техникумом, находится Полковницкий ключ, названный так в память горного инженера-металлурга, русского дворянина из немцев - полковника Фёдора Венцеля, командира Гороблагодатскими и Камскими заводами и казнённого Пугачёвым в 1774 году. По ижевской легенде, опубликованной ещё в 19 веке, Венцель был похоронен на набережной, где он, видимо, прятался в камышах заводского пруда от разбойников. А именно у ключа, названного после его смерти в честь Венцеля Полковницким ключом (вверху, на месте старого корпуса Механического института был дворянский особняк Венцеля, захваченный пугачёвцами). Во второй половине 19 века на Полковницком ключе купцом Бодалёвым был построен пивоваренный завод купца в кирпичном стиле крепостных сооружений замковой немецкой готики – с бойницами, узкими оконцами и зубчатыми крышами. Готика завода Бодалёва на Полковницком ключе тоже является памятью о немце Венцеле.

Фамилия Венцель образована от германского имени Wenzel – славянское Вацлав, Венцеслав, то есть рыцарь, увенчанный короной, венцом. В Европе существует рыцарская легенда о Венцелии — славном вожде рыцарей, спящих внутри горы-могилы. Венцель с мечом спит посреди других рыцарей в самой середине загробной пещеры. Но спит чутко, его можно неосторожно разбудить: когда кто-нибудь из смертных людей вдруг потревожит сон рыцарей в тайной могиле, покойный рыцарь Венцель на миг оживает, успокаивает проснувшихся в подземном царстве и велит опять заснуть мёртвым сном. Когда же наступит время, Венцель выведет своих рыцарей в последний бой против сил зла и тогда только вместе со своими рыцарями удалится на вечный покой.

Змей и Змееборец. Скульптор: Анфим Ханыков. Ижевск своим происхождением обязан обузданием плотиной и заводом водной стихии. Именно от имени Змея, лежащего на корнях потопа, происходит название реки Иж (водный поток, чудовище в образе змея или дракона, большого и страшного зверя).

В честь небесных покровителей, сражающихся со Змеем, назывались и главные храмы Ижевска. В 18 веке – в честь Ильи Пророка (в славянской народной традиции – повелитель грома, небесного огня, «грозный святой», ассоциирующийся с Ильёй Муромцем – победителем Змея Горыныча). А с середины 19 века – в честь Архангела Михаила - победителя Змея.

В годы гражданской войны Ижевская дивизия была награждена Колчаком Георгиевским знаменем. Однако в большевистской газете «Ижевская правда» длиннополых и хвостатых рабочих-зелёнокафтанников называли «ижевскими крокодилами», а их жён - толстыми «крокодилицами», пьющими взахлеб молоко своих домашних коров, хотя в Петрограде дети пролетарские умирают с голоду с мольбой к тучным, как ижевские бурёнки, ижевским «крокодилицам»: «Тётенька, мне дай!», именно так и изображена местная «крокодилица» на карикатуре в той же «Ижевской правде».

В то же время, к скульптуре «Змей и Змееборец», как и к гигантской, довольно травмоопасной скульптуре вооружённого до зубов кафтанщика (скульпторы – коллектив граверов концерна «Калашников») у меня есть возражения. Эти скульптуры, по-моему, сомнительны для постоянной установки на набережной из-за доминирующего размера и недостаточно проработанных форм. Гравёры концерна «Калашников» мне говорили, что своего кафтанщика, если возникнут сомнения в установке его на набережной, они могут поставить и перед самой дальней проходной концерна (за ТЭЦ-1).

По поводу Змея и Змееборца - я бы посоветовал велосипедиста в образе Змееборца отделить от Змея и установить в другом месте города, можно где-нибудь на велодорожке или на ТВ-даче художника А. Ханыкова на речке Карлутке.

Что же касается Змея (да простит мне это замечательный и очень талантливый художник Анфим Ханыков, совершивший на фестивале свой дебют в области скульптуры из металла), то, на мой взгляд, этот Змей в данном месте города лучше выглядит без Змееборца на велосипеде. Может быть, в виде скамейки, с подрезанными лапами, как такса. Змею-крокодилу лучше быть незаметным, как скамейка или как те невысокие скульптуры, о которых я уже говорил выше.

По сообщению координатора фестиваля Марии Соловатовой, скульптуры проекта “FerrumFest” удостоились гранта на Молодежном Форуме инновационных проектов Приволжского Федерального Округа в Нижнем Новгороде «iВолга-2014». Будем надеяться на продолжение проекта “FerrumFest” в Ижевске и в последующие годы – в увеличении участников фестиваля из разных городов России и в грядущем украшении набережных и улиц Ижевска новыми скульптурами.