Эпичный дождь

Когда диктор по радио сказал, что после дождя «местами смыло асфальт», я подумал, что это фигура речи, «красное словцо», преувеличение. Однако слова диктора нужно было понимать буквально. 4-5 июня в Ижевске выпала месячная норма осадков. Как показала практика, для города это означает почти катастрофу. «Почти», потому что на этот раз обошлось без жертв. Однако материальный ущерб от сильного дождя колоссальный. Селевый поток сдвигал с места автомобили. Уровень воды местами поднимался так высоко, что скрывал машины наполовину, заливая салон и уничтожая электронику. Многим автовладельцам придется выложить круглую сумму за ремонт своих железных коней. Где-то разворотило брусчатку и вырвало бордюры. В одном из торговых центров не выдержала и дала мощную течь кровля.

На форумах автомобилистов звучат призывы потребовать деньги за сломанные авто с городской Администрации. Мол, это чиновники виноваты, что в городе не оказалось сливной системы, способной выдержать мощный ливень. Такую позицию занял даже исполняющий обязанности Главы Удмуртии Александр Соловьёв. «Уверен, пострадавшими будут и юридические лица, и физические лица. Ущерб будет возмещаться, я сегодня ни сколько не врал, с Администрации города Ижевска — заявил он. Однако сложно представить себе это на практике. Например, кто виноват в том, что автомобиль, двигаясь по залитой водой дороге, угодил в яму и повредил колесо: Администрация Ижевска, не организовавшая слив, или водитель, который едет фактически наугад?

Суд вполне может сослаться на пункт 10.1 правил дорожного движения, предписывающих водителю учитывать при движении «дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения». Если бы так легко можно было доказать вину Администрации, то при нынешнем состоянии городских дорог водители бы просто выгребали из городского бюджета миллионы рублей за проколотые колеса и оторванные подвески. Но у Администрации, как всегда, денег нет. Их нет на ливнёвку, не то что на возмещение ущерба, нанесенного в следствии ее отсутствия.

Сколько же есть денег? Новости прошлого года, 31 июля 2013 года, «Комсомольская правда»: «Ситуация взята под особый контроль. На очистку и капитальный ремонт ливнёвок выделено около 10 миллионов рублей». Это капля в море. По подсчетам экспертов, на организацию нормальной сливной системы в Ижевске нужно 8 миллиардов рублей. 10 миллионов — это одна восьмисотая часть этой суммы. То есть, если каждый год выделять по 10 миллионов, то на реконструкцию уйдет 800 лет. Не многие фантасты заглядывают так далеко в будущее.

У нас есть план

Вообще, говорить о том, что ливневая канализация в Ижевске не справилась с дождем, не совсем справедливо. Хотя бы потому, что ливневой канализации в городе почти нет. Опять же «почти», потому на 10% автомобильных дорог она всё же присутствует. Об этом еще в прошлом году заявлял начальник службы благоустройства и дорожного хозяйства города Ижевска Александр Килин. «Основные дороги строились в 70-80-е годы, приток и сбор поверхностных вод был не такой, как сейчас. Даже не на 20%, только на 10% улиц города есть такие стоки» - заявлял он. Но даже на этих участках существует не единая канализация, а отдельные коллекторы, принимающие воду.

Нет сомнений, что за год ситуация нисколько не изменилась. При этом пятьдесят процентов имеющейся ливнёвки требует капитального ремонта. То есть фактически мы имеем функционирующую ливневую канализацию только на 5% дорог. Получается, что в Ижевске на сегодняшний день ситуация хуже, чем в 80-х, когда не только мы были моложе, но и ливневая канализация. К тому же в 80-е годы город был не так сильно заасфальтирован. Вода могла впитываться в землю, что, как утверждают эксперты, являлось серьезным фактором, предотвращающим потопы.

Сколько стоит наладить ливнёвку — вопрос открытый. Считали уже неоднократно. Результаты получали самые разные. Восемь миллиардов - цифра относительно старая. Ее назвала в 2010 году компания ОАО «Удмуртгипроводхоз», разрабатывавшая проект ливневой канализации для Ижевска. Это верхняя планка. За такие деньги можно построить и насосные станции и очистные сооружения, организовав сброс воды таким образом, чтобы она больше не попадала в водоемы и не загрязняла их.

Известно так же о проекте реконструкции ливневой канализации в Ленинском и Первомайском районах, стоимостью всего 1 миллиард рублей. «Есть проекты водоотведения на эти территории, они прошли экспертизу. Город в одиночку такие расходы не потянет» - заявляет по поводу этого проекта сити-менеджер Денис Агашин. Есть и другие цифры.

Генеральный директор ОАО «Удмуртгипроводхоз» Владимир Своекошин, например, заявил, что Ижевску требуется построить минимум 130 километров ливневой канализации, плюс еще 40 километров из имеющихся восьмидесяти требуют реконструкции и ремонта. Итого 170 километров. Чтобы перевести это в деньги, приведем пример. В прошлом году Администрация Ижевска потратила 3 миллиона рублей на строительство ливневой канализации на улице Молодежной. Расстояние 220 метров. Можно предположить, что километр ливнёвки при похожих расценках мог бы стоить порядка 12 миллионов рублей.
А 170 километров в таком случае порядка 2 миллиардов рублей.

Но и восемь миллиардов, и два, и один, как признается Денис Агашин, для города суммы заоблачные. У кого просить денег — непонятно. Как показали последние события, с республиканскими властями у Администрации города отношения крайне напряженные.

Кругом невиноватые

Можно сказать, что ижевский потоп обнажил остроту конфликта между республиканскими и муниципальными чиновниками. И.о. Главы республики Александр Соловьёв сделал сразу несколько резких заявлений в адрес Дениса Агашина и его команды. Во-первых, как уже упоминалось, он пообещал, что городская Администрация займется выплатой компенсаций «физическим и юридическим лицам», которым нанесен ущерб. Во-вторых, Александр Соловьёв заявил, что на эти цели городские власти из республиканского бюджета «ни копейки не получат». Почему не помочь? Он объяснил, почему. «Мы говорим давно уже о ливнёвке, о системе ливневой канализации, а получилось, как всегда» - заявил Соловьёв. То есть денег не дадут не потому, что их нет, а именно в наказание муниципальным чиновникам. Это о многом говорит. «Да, делаем красивый город, да, делаем тротуары, наверное, надо подумать и о ливнёвках? Хочу сказать спасибо МЧС, сотрудникам МВД, которые первые откликнулись и попытались минимизировать ущерб. Я уже дал поручение Савельев (и. о. председателя правительства УР - прим. «Д») провести комиссию и наказать виноватых».

Поиском виноватых озаботились и муниципальные чиновники. Долго не искали. «Отдельное разбирательство с оргвыводами предстоит по закрытой задвижке на гидросооружениях, которые находятся в ведении управлении природных ресурсов. Если бы задвижка была открыта, прохождение воды было бы менее разрушительным. Жду объяснительную от Попова» - написал в своем ЖЖ Денис Агашин.

Попов Николай Михайлович — это, соответственно, начальник управления. Он не открыл задвижку, он виноват. Такие выводы можно сделать из поста сити-менеджера. Но если посмотреть на фото и видео событий 4-5 июня, выложенных в интернете, то не остается сомнений, что задвижка, каких бы размеров она ни была, здесь ни при чем. Потоп в Ижевске случился не потому, что кто-то забыл нажать кнопку, а потому что год за годом в городе ведется только ямочный ремонт дорог, год за годом строительство ливневой канализации и других инфраструктурных объектов откладывается в долгий ящик под предлогом отсутствия денег. Получается, что в восьмидесятые годы мы начали строительство ливневой канализации и через тридцать лет ничего не построили, кроме велодорожек. А отвечать будет Попов, не открывший волшебную задвижку. Странно.

Реакция и фольклор

Жители Ижевска тоже искали виноватых. На марковском форуме две основные кандидатуры: Денис Агашин, не решающий структурные проблемы города, а занимающийся разными «прибамбасами» типа велодорожек; и начальник Управления благоустройства и транспорта Михаил Тарасов, в чьи прямые обязанности входит решение проблем с ливнёвкой. «Если после этого не уволят хотя бы Тарасова, можно сделать окончательный вывод об отношении отцов города к простым гражданам» - считает пользователь petrotreplo. «Может городские чиновники в конце концов расскажут, почему на дорогущие велодоржки, остановки, логотипы, фуникулеры и пр. игрушки у них есть деньги, а на ливнёвки нет?» - заявляет Европа-СК. Кто-то призывал скорее бежать укладывать «супернановлагоснегостойкий» асфальт, пока дождь не кончился. Кто-то начинал торговать завалявшимися одноместными каяками. Пользователь votyak дал потопу собственное имя «речка Агашинка». Другой пользователь выложил фотографию бурлящего потока, стекающего по лестнице от Соборной площади к плотине с комментарием «Ницца превращается в Венецию». Кто-то задался вопросом: почему во время потопа все утонуло, а репутация Дениса Агашина осталась на плаву?

Шутите-шутите...

Когда в Ижевске построят ливнёвку — вопрос без ответа. В обозримом будущем таких возможностей не предвидится. А это значит, что у всех, кто еще не успел придумать свою шутку про ижевские потопы, будет еще не один повод для вдохновения.