Недавно работники Автоколонны 1308 устроили митинг протеста, сотрудники ПАМПа и ВМАПа пишут одну за другой жалобы губернатору, однако ничего не меняется. О том, какие требования выдвигают рабочие и как реально обстоят дела на предприятиях – в нашем расследовании.

Настроения работников Автоколонны 1308 достигли точки кипения. Это уже не просьбы, это крик отчаяния с требованием отстранить от руководства предприятием Эрика Уразова. Предприятие находится на грани банкротства, условия труда – как на петровских мануфактурах: штат сокращается, те, кто еще не уволился, вынуждены работать без выходных с раннего утра до позднего вечера, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи.

Вот что говорит старожил предприятия кондуктор Светлана Самсонова: “Работаю 20 лет в Автоколонне 1308. В автобусах размещают рекламу: пытаются привлечь на работу, пишут - зарплата - 17 тысяч рублей. Так вот знайте: не 17, а 7 тысяч рублей, а чтобы заработать 12 тысяч, нужно работать без выходных. Кондукторов не хватает, просят выходить в выходные дни, а если ты не выходишь в выходные – ты вообще не человек”. С ней соглашается водитель Автоколонны 1308 Владимир Максимов: “Люди обращаются к Уразову за помощью, а он отказывает. У нас у всех дети, семьи, зарплата у нас урезана. Нам не хватает денег, чтобы нормально жить, точнее – существовать. Я, например, запланировал сегодня вторую смену на линии, причем, без кондуктора. Это говорит о том, что работать некому, нет кондукторов. И так - каждый божий день».

Присутствовавший на митинге депутат Смоленского горсовета Илья Лазаренков пояснил нашей редакции, что ситуация, сложившаяся в Автоколонне 1308, для него не является неожиданностью: “Все это легко прогнозировалась мною еще в бытность мою председателем контрольно-счетной палаты. Тогда мои сотрудники выявляли грубые нарушения, в том числе, факты хищения на данном предприятии: ржавые автобусы, стоявшие на колодках, были якобы покрашены; двигатели якобы проходили диагностику, в то время как самих этих двигателей в автобусах не было. Сегодня этот правовой беспредел продолжается только по одной причине: нынешняя власть уверена в своей безнаказанности и считает, что может творить все, что угодно.

Яркий пример борьбы “маленького человека” с удмуртско-смоленской системой передела транспортного рынка – случай Ивана Прокопенкова, работника ПАМПА, водителя с 29-летнем стажем. Нашей редакции бывший водитель ПАМПа поведал о настоящей и прошлой жизни автотранспортных предприятий.

«Для того чтобы освободить дорогу начальнику из Удмуртии, еще в октябре 2012 года были уволены директора Тарасов и Никитин. На их место пришел Эрик Рашидович. Когда нового начальника представляли работникам, то сказали, что его пригласили из Удмуртии «поднимать предприятие». - Вспоминает Иван Прокопенков. - Работники не поняли смысла этих слов, ведь на тот момент предприятие работало, как отлаженный механизм, и каких-то существенных проблем не испытывало.

С приходом нового директора все резко изменилось. Так, Эрик Рашидович выставил на продажу 4 автобуса, при том, что в предприятии не хватало подвижного состава. Один из автобусов он продал, два – разукомплектовал, еще один – списал. При этом часть рабочих автобусов по непонятным причинам была переведена в разряд неисправной техники. Некоторые маршруты были закрыты. На этом нововведения, призванные “поднять” предприятие, не закончились.

Новый руководитель создал невыносимые условия труда. Водители стали работать по 6-8 дней без выходных (и это при рабочей смене, составляющей более 12 часов). На рейс “Смоленск-Брянск” и “Смоленск-Великие Луки” ранее направлялось по два водителя. Но новый руководитель посчитал, что одного водителя будет вполне достаточно. Начались проблемы и с вышедшим из строя транспортом. При получении запасных частей водителям дают пустые бланки требований и заставляют в них расписываться. Работники вынуждены это делать, но что потом (по липовым чекам и товарным накладным) пишут в этих бланках, никто не знает. Запасные части “отмывают”, приобретая в московских фирмах, таких как ООО “НИТавто” и другие».

С октября 2012 года по февраль 2014 года из прибыльного предприятия ПАМП превратилось в убыточное, потеряв более 6 млн рублей. Работники, пытающиеся высказать свое негодование и требующие справедливости, подвергаются гонению и, в конце концов, увольняются. Многие уволились добровольно. Уходит, в основном, молодежь. Терпеть происходящее действительно невозможно: один за другим начали налагаться дисциплинарные взыскания за совершенно надуманные проступки. Так, работников увольняют в основном по статье за неоднократное неисполнение своих трудовых обязанностей.

Господин Уразов делает все, чтобы СОГУП ПАМП и ОГУП ВМАП разорились и прекратили свое существование, - убеждены работники предприятий. Делает он это и с Автоколонной 1308. Цель манипуляций - объединить все эти предприятия в одно, передать весь подвижной состав в Автоколонну 1308, а саму базу на Краснинском шоссе, где находятся ПАМП и ВМАП, - продать.

Взялся «удмуртский директор» и за неугодных ему владельцев маршрутных такси. Смоленские перевозчики пытались остановить повторение удмуртской системы передела рынка пассажирских перевозок в Смоленской области. Те, кто не испугался, собрались для определения стратегии дальнейших действий. Собрание состоялось весной 2014 года. Инициаторам и участникам собрания Уразов также намекал о возмездии за неповиновение и огласку реального положения дел.

Тогда на собрании президент некоммерческого партнерства “Смолавтотранс” Татьяна Соловьева заявила: “Если перевозчики, взявшие маршруты Автоколонны 1308, думают, что будут также спокойно, как и сейчас, работать – они ошибаются. Как только отработает схема, которая действовала в Удмуртии, - всё будет по-другому. А схема очень простая: «Удмуртавтотранс» акционировался и стал единственным перевозчиком в регионе, а частных перевозчиков со временем просто не стало. Уразов поставил перед собой цель – избавить Смоленск от частных перевозчиков и монополизировать транспортный рынок – и четко ее исполняет”.

Как сообщает одно из смоленских СМИ со ссылкой на директора автоколонны Эрика Уразова, сокращения сотрудников предприятия – вынуждения мера, чтобы спасти его от банкротства. Прошлый год «Автоколонна-1308» закрыла с убытком в 30,3 млн рублей. В текущем году на предприятии планируется сократить еще 77 сотрудников, что, по заверению Эрика Уразова, позволит сэкономить 12,5 млн рублей. За комментарием мы обратились к председателю некоммерческого партнерства «Автотранс» Татьяне Соловьевой:

«Когда-то у предприятия был необоснованно раздут штат инженерно-технических работников, и тогда наша организация тоже выступала за оптимизацию за счет сокращений. Но это просто абсурдно – начинать сокращения с ремонтных работников, если на балансе предприятия в основном старый подвижной состав. Ведь сейчас на линию выходят не более 30-40 автобусов, тогда как раньше их число достигало 60. То, что Эрик Уразов делает сейчас – не оптимизация расходов, а чистка штата от неугодных сотрудников, которые еще имеют гражданскую позицию. Понятно и решение Уразова о выходе «Автоколонны-1308» из некоммерческого партнерства “Смолавтотранс”. Тем самым он оградил себя от нашего вмешательства в решение проблем Автоколонны. В итоге, Уразов не оптимизирует расходы, а разваливает предприятие».- Говорит Соловьева.

Печатается в сокращении