Гадать, когда у 47-летнего Владимира Музлова появилось такое «собственное желание», сегодня бессмысленно. На день своей скоропостижной отставки его кандидатура лидировала в рейтинге интернет-голосования проекта «Открытое правительство». И, не случись отставного указа, вероятно, набрала бы большинство голосов в группе «экспертов».

Выбирать «сердцем»

Очевидно, указ Соловьёва значительно облегчил их выбор. Собравшись на второй день после смены власти в минздраве, «эксперты» оказались полностью солидарны с позицией врио Главы УР, отдав первое место за «эссе» нового исполняющего обязанности министра здравоохранения УР Алексея Чуршина, депутата Госсовета УР и главного врача ижевской городской больницы № 10. Накануне важных в его карьере решений Алексей Чуршин отнюдь не был лидером в рейтинге интернет-голосования и даже спустя неделю после своего назначения и.о. министра (и исключения из числа участников Музлова) занимал только четвёртое место, отставая по голосам от занимающего первую строчку соперника в 2,4 раза. Теперь это уже, конечно, не важно...

Бывший и новый и.о. министры здравоохранения Удмуртии Владимир Музлов и Алексей Чуршин.

Бывший и новый и.о. министры здравоохранения Удмуртии Владимир Музлов и Алексей Чуршин.

История со сменой в минздраве одного «и.о.» на другого показала, что выбирать членов правительства Удмуртии в его новый состав будут скорее «сердцем», чем на основе процедур, прописанных в «Открытом правительстве». Тем не менее, всё равно любопытно, какие альтернативы «боролись» и формально продолжают «бороться» за пост главного по здоровью в республике.

Критический дефицит

После отставки Музлова в проекте «Открытое правительство» осталось десять кандидатов на место министра здравоохранения — это одна из самых конкурентных должностей, высок (в отличие от некоторых других постов) и статус участвующих в проекте кандидатов в министры. Среди них: два заместителя министра здравоохранения, один и.о. министра, руководитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по УР», доцент кафедры медицинской академии, два действующих главврача, один бывший главврач. Несколько выбиваются из этого ряда бывший страховщик и начальник отдела внебюджетной деятельности тубдиспансера, но и в их резюме есть медицинское образование и научные работы по специальности. В общем, конкурс-то есть, выбирать сложно. Алексей Чуршин в этой кампании единственный кандидат с политическим опытом. В этом смысле выбор Соловьёва вполне предсказуем, при условии, если решил отправить в отставку действующего министра.

Если ознакомиться с текстами, представленными претендентами на должность министра здравоохранения в проекте «Открытое правительство», думаю, что под критерий «эссе» (и по содержательной части, и по форме) можно отнести только два текста. Те, что прислали для участия в проекте бывший главврач РКТБ Елена Волкова и заместитель министра здравоохранения Татьяна Дёмина. У группы экспертов на этот счёт, конечно, может быть другое субъективное мнение. Понятно, что заместитель министра делает упор на позитиве, а временно неработающая бывший главный врач туберкулёзного диспансера, вообще, единственный из претендентов на должность, в чьём эссе содержится реальный критический анализ ситуации в здравоохранении Удмуртии. Дефицит критического анализа в эссе кандидатов серьезно обесценивает всю затею с «Открытым правительством».

Сказать нечего?

Если обобщить данные по кандидатам в некую сводную таблицу, это хотя и не гарантирует абсолютно достоверных выводов, но всё же поможет составить некоторое представление о кандидатах. Так, из таблицы видно, что рейтинги экспертов и интернет-голосования коррелируются в отношении высокого результата заместителя министра Дёминой и низких результатов начальника отдела внебюджетной деятельности РКТБ Алексея Северюхина и директора ООО «Территория права-V» Светланы Целоусовой, что, скорее всего, говорит о их близости к реальной оценке. На те же выводы наталкивает и сопоставление объемов и структуры текстов эссе, представленных кандидатами. Слишком короткие тексты говорят сами за себя, получается, что кандидатам просто нечего сказать, хотя о проблемах в здравоохранении можно говорить бесконечно. Значительный дисбаланс между «общими словами» и «предложениями» тоже повод задуматься — кандидат либо графоманил, пустившись в общие рассуждения, либо по пунктам перечислял направления деятельности ведомства без предварительного анализа ситуации. У большинства кандидатов, кстати, соотношение этих двух составляющих в эссе примерно равны, что как раз подтверждает, что никакие это не «эссе», поскольку анализ ситуации по объёму текста в любом случае требует больше слов, чем сформулированные на его основе выводы.

В новостных лентах на прошлой неделе уже прошли сообщения о первом поручении новому и.о. министра здравоохранения Алексею Чуршину ликвидировать очереди в медицинских учреждениях. И.о. премьера Виктор Савельев уверен, что министр справится с этой не разрешимой прежде задачей. Однако проблем в здравоохранении много больше. Вот кое-что из того, что прозвучало в эссе одного из кандидатов:

«...выросла доля умерших в первые сутки поступления в стационар с 19,1 (2010 г.) до 19,9 (2011 г.) в целом по Удмуртии и с 16,0 до 19,0 по сельским районам. Наблюдается рост послеоперационной летальности при экстренной хирургической патологии. Заболеваемость внутрибольничной инфекцией в 2012 г. увеличилась почти на 13% по сравнению с 2011 г. и в большинстве случаев (78%) в учреждениях родовспоможения». «...Уровень материнской смертности на селе вырос с 10,0 (2010 г.) до 40,3 (2011 г.) на 100 тыс. живорожденных». «Средства, направленные на Программу модернизации (2011 г. -2,9 млрд. руб.; 2012 г. - 3,2 млрд. руб.) распылены на 104 объекта здравоохранения. При этом только в 2011 году не освоено 419 млн руб., выделенных из Федерального бюджета для внедрения высоких технологий по онкологии». Или вот о нехватке специалистов: «анестезиологов-реаниматологов (дефицит 40%), ортопедов-травматологов (дефицит 60%), фтизиатров (дефицит 77%), педиатров (дефицит 34%), эндокринологов (дефицит 26 %), врачей скорой медицинской помощи (дефицит более 50%)».

Решать эти и многие другие проблемы здравоохранения в Удмуртии сегодня готовы десять человек, подавших свои заявки для участия в проекте «Открытое правительство».

Текст для публикации передан через адвоката

Сводная таблица со структурным анализом эссе и рейтингов кандидатов на должность министра здравоохранения Удмуртии в проекте «Открытое правительство»


Прямая речь

Александр Соловьёв:

«Здравоохранение – вторая после дорог «болячка» республики. Люди хотят, чтобы медицинские работники трудились не только высокопрофессионально, но и человечно. Нам не хватает человеческого отношения к пациентам. Я долго взвешивал, оценивал ситуацию, понимал, что нужны перемены. И решение созрело. Вчера подписал Указы. Исполнять обязанности министра до избрания Главы республики будет Алексей Чуршин. Он профессионал. Уже много лет является депутатом Государственного Совета. Хорошо знает законодательную базу. Сейчас всё зависит от того, как он организует дело. Время до середины сентября есть. Кстати, Алексей Дмитриевич – участник проекта «Открытое Правительство», то есть он и претендовал на должность министра здравоохранения. Так что имеет возможность проявить себя и заработать новые «плюсы».

Источник: ТРК «Моя Удмуртия»

Автор: Чуршин Алексей Дмитриевич, главврач Городской больницы № 10

Проблемы здравоохранения Удмуртской Республики:

1. Недовольство существующей в стране системой здравоохранения, как со стороны населения, так и со стороны медицинских работников.

2. Дефицит кадров на всех уровнях оказания медицинской помощи, отсутствие достаточного кадрового резерва.

3. Чрезвычайно высокий прогрессивно растущий документооборот, когда вместо качественного оптимального (не избыточного, как это нередко указано в формальных стандартах) по объёму обследования и назначения адекватного лечения приоритетом всё чаще становится оформление первичной медицинской и учётно-отчётной документации для множества надзорных органов и страховых медицинских организаций для получения финансовых средств. Внедряемый повсеместно электронный документооборот не уменьшает бумажного, а лишь дублирует его.

4. Смещение приоритетов, когда в ряде случаев более значимым показателем эффективности, по сравнению с конечными исходами заболевания и удовлетворённостью пациентов, становится освоение финансовых средств и формальное соблюдение законодательства, в частности, регламентирующее закупки товаров, работ и услуг для нужд отрасли.

5. Низкая приверженность населения здоровому образу жизни, инживенческо-потребительское отношение к здравоохранению как к сфере услуг и отсутствие личной ответственности за сохранение и поддержание своего здоровья.

6. Дефицит объективной информации о правах и обязанностях пациентов, правилах, условиях, сроках получения и объёмах бесплатной медицинской помощи приводит у части населения к необоснованным претензиям к системе здравоохранения, а другой части населения не даёт возможности получить своевременную адекватную медицинскую помощь.

7. Несовершенная система финансирования здравоохранения, стимулирующая выполнение больших, не всегда оправданных по медицинским показаниям, объёмов медицинской помощи (нет объёма – нет финансирования), особенно дорогостоящей стационарной, которая в определённых условиях решает не медицинские, а социальные задачи.

8. Высокий уровень общей заболеваемости и заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности, среди причин которых в ряде случаев имеет место гипердиагностика (вместо выделения и лечения основного заболевания чрезмерная детализация его клинических проявлений, приводящие к полипрагмазии), не всегда имеющие место объективные признаки временной нетрудоспособности, в ряде случаев заинтересованность пациентов в установлении диагноза и документальном оформлении ограничения трудоспособности в целях получения дополнительных мер социальной поддержки.

9. Увеличение потребности в ресурсоёмких и дорогостоящих видах лечения вследствие недостаточной профилактической работы (болезнь легче и дешевле предупредить, чем вылечить), общемировой тенденции старение населения, ведущей к накоплению хронических заболеваний по мере увеличения возраста.

Перспективы:

1. Формирование реалистичной (не декларативной) финансово сбалансированной Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики и контроль за её исполнением в целях повышение доступности и качества оказания медицинской помощи.

2. Чёткое разделение объёмов и спектра бесплатных (оплачиваемых бюджетом и фондом обязательного медицинского страхования) и платных медицинских услуг. Ведомственный, вневедомственный и общественный контроль соблюдения правил оказания медицинской помощи.

3. Внедрение экономически обоснованных, единых на территории Удмуртии для всех учреждений здравоохранения, независимо от организационно-правовой формы собственности (и бюджетных, и автономных, и частных), тарифов на медицинские услуги для развития конкуренции, что приведёт к повышению доступности и качества помощи, улучшению сервиса и соблюдение правил этики и деонтологии, сокращению оттока медработников во внебюджетный сектор здравоохранения и сохранению кадрового потенциала в бюджетной медицине.

4. Внедрение эффективной, ориентированной на результат, понятной для самих медицинских работников, оплаты труда при параллельном увеличении должностных окладов.

5. Сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли (увеличение республиканского заказа на целевую контрактную подготовку медицинских кадров, формирование и оплата за счёт бюджета необходимых объёмов последипломной подготовки по востребованным специальностям на базе ГОУ ВПО «ИГМА», разработка и внедрение мер материального и морального стимулирования медработников, мероприятий по оздоровлению медработников, их социальной защиты и страхования профессиональной ответственности), формирование системы кадрового резерва на всех уровнях оказания медицинской помощи и управления. Формирование в обществе престижа профессии медицинского работника. Создание мотивации для реального (а не формального в виде написания аттестационной работы на категорию) повышения уровня профессионализма медицинских работников, который должно оценивать само профессиональное врачебное и сестринское сообщество.

6. Формирование культа здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью, чёткое разграничение не только прав, но и обязанностей как пациентов (по сохранению своего здоровья и недопустимости опасного для здоровья поведения и образа жизни), так и медработников.

7. Сохранение оптимальной сети учреждений здравоохранения и укрепление их материально-технической базы, в том числе за счёт укрупнения лечебно-профилактических учреждений в городе Ижевске, где наряду с развитием амбулаторных учреждений для оказания первичной медико-санитарной помощи, централизовать проведение ряда инструментально-диагностических исследований и лечебных манипуляций в городских районных диагностических центрах, что позволит более эффективно использовать оборудование и человеческий потенциал, уменьшить затраты на лицензирование, техническое обслуживание и поддержание оборудования в работоспособном состоянии, метрологическое обеспечение и контроль качества проведения исследований, сконцентрировать дефицитные профессиональные кадры для их более рационального использования.

8. Расширение сети и возможности реабилитационных подразделений и создание медицинской службы паллиативной помощи.

9. Создание экспертных групп и советов, в том числе с привлечением авторитетных организаторов здравоохранения, учёных, представителей общественных организаций, активных пациентов (в том числе в сети Интернет), для предварительной экспертизы и необходимой корректировке предлагаемых Министерством здравоохранения реформ и управленческих решений, для учёта в работе, при безусловном сохранении принципа единоначалия и персональной ответственности за принимаемые решения.