Не пей, Иванушка…

Многие жители города наивно полагают, что вода из ижевских родников в любом случае лучше и чище водопроводной. Между тем, это очень опасное заблуждение. На вид родниковая водичка, конечно, не имеет ржаво-коричневого оттенка. Однако, по официальной информации Роспотребнадзора, на территории города Ижевска имеется 62 родника, но только в четырёх из них качество воды соответствует гигиеническим нормативам. На самом деле почти все они находятся в загородной зоне. Это родники в деревне Ярушки, на улице Ракетной, в поселке Шунды, а также Важнин ключ. В остальных 58 источниках вода не отвечает требованиям по химическим или микробиологическим показателям, либо по тем и другим одновременно!

С некипяченой водичкой дело ясное – попив ее, человек рискует угодить на больничную койку с дизентерией или гепатитом. Но даже после кипячения жидкость из иного «чистого» источника может стать причиной мочекаменной и иных опасных болезней. За редким исключением ижевская родниковая вода имеет повышенное содержание нитратов и солей жёсткости, что при длительном употреблении может привести к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, изменениям в крови и отложению солей в организме человека (почки, печень, суставы).

А теперь, что называется, вопрос на засыпку: вы видели хоть на одном из ижевских родников предупредительные надписи: «Опасно!», «Вода непригодна для питья!»? Нет? Вот и мне такие надписи тоже ни разу не попадались. Объяснений этому может два. Первое: информация об опасном химсоставе источников не дошла до городской и районных администраций. И второе: руководителям города и менеджменту районного звена нет никакого дела до здоровья горожан…

Не надо портить воздух!

Еще каких-то пять лет назад над центральной частью города Ижевска можно было наблюдать так называемые «лисьи хвосты» - так сами ижевчане окрестили оранжево-коричневые выбросы из труб завода «Ижсталь». Благодаря проведенной модернизации это отталкивающее рукотворное явление навсегда ушло в прошлое. Но главный загрязнитель ижевского воздуха никуда не делся. И пять лет назад, и сегодня основной вклад в загрязнение атмосферы города вносят вовсе не предприятия. Все заводы столицы республики ежегодно отравляют атмосферу лишь тринадцатью тысячами тонн загрязняющих веществ. Гораздо более внушительная цифра - 80 тысяч тонн - приходятся на долю автобусов, автомобилей и мотоциклов.

Между тем, количество транспортных средств ежегодно увеличивается в Ижевске на 5,5 тысяч и по самым свежим данным 2013 года составляет 173 тысячи штук. Много это или мало? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к принятой во всем мире характеристике – количеству автомобилей на тысячу жителей. Так вот, этот показатель в Ижевске сегодня равен 274 единицам. Это больше, чем в целом по России (257), но меньше чем в Москве (297) и гораздо меньше, чем во Владивостоке (547). Мировым лидером по количеству авто на тысячу жителей являются, конечно же, США – по данным различных организаций, этот показатель варьируется от 776 до 809 единиц. Вроде бы, Ижевску далеко до той нагрузки, которую испытывают на себе улицы американских городов. Однако вот тут появляется два чрезвычайно существенных «НО».

Во-первых, любой продаваемый в США новый автомобиль должен быть оборудован каталитическим нейтрализатором. Это устройство в выхлопной системе, предназначенное для снижения токсичности отработавших газов путем дожига угарного газа и недогоревших углеводородов. Штука эта довольно капризная и выходит из строя при использовании некачественного топлива. Кроме того, ее стоимость достигает 30 тысяч рублей и для большинства россиян такая вещь пока не по карману.

Во-вторых, американские города построены (и продолжают строиться) таким образом, чтобы автомобили по ним могли ездить, а не стоять в пробках. Для этого существует негласная строительная норма: площадь асфальтированных улиц должна составлять 20 процентов от общей территории городов. А теперь попробуйте угадать, как по данному показателю выглядит наш родной Ижевск?

Сразу оговорюсь, что речь идет именно об улицах, а не о дворовых проездах. Реальность такова, что на долю полноценных улиц в Ижевске приходится площади почти в 10 раз меньше, чем в США, то есть 2,2 процента! Достаточно сказать, что построенные за последние два десятка лет в нашем родном городе новые улицы можно сосчитать по пальцам одной руки.

Все вышесказанное значит, что для столь же комфортного сосуществования автомобиля и человека (какое достигнуто в Америке), в нынешнем Ижевске должно быть в 3 раза меньше машин, либо следует в 3 раза увеличить пропускную способность улиц…

Словно в качестве издевательства над страданиями автовладельцев кое-кто из Ижевского сити-менеджмента ведет разговоры о превращении улицы Красногеройской в пешеходную зону. Если замысел заключается в создании невыносимых условий для автомобилистов, дабы те пересели на общественный транспорт – то это вполне здравая идея…

Культур-мультур

Поскольку нынешний, 2014-й год официально объявлен в России и Удмуртии Годом культуры, вполне логично было поговорить о сумме культуры и экологии – об экологической культуре жителей нашего города. К большому сожалению, у значительной части ижевского населения уровень экокультуры находится, что называется, «ниже плинтуса».

Принято считать, что существующие экологические проблемы городов являются следствием низкой экокультуры их жителей. Сегодня самой сложной и непреодолимой экологической проблемой Ижевска является повсеместное захламление территорий бытовым мусором: там, где у человека кончилась пачка сигарет, там она и летит на землю; где выпита бутылка пива, там она и валяется в траве. И зачастую в пределах прямой видимости от этого места имеется урна для мусора. В чем причина подобного неуважительного поведения жителей Ижевска друг к другу и родному городу?

В этой связи хочу обратиться к событиям 19 сентября 2012 года, когда в День ижевского оружейника на площадь перед Монументом Дружбы народов собрались почти все государственные и муниципальные служащие Оружейной столицы России. В самом центре толпы разместились нынешние и бывшие руководители города. Один из них стоял спиной к выступавшим ветеранам «Ижмаша» и курил сигарету. Молодого человека в очках и дорогом черном костюме звали Денисом Владимировичем…

В далеком 1982 году американцы Уилсон и Келлинг сформулировали теорию разбитых окон, которая гласит: если в доме разбить стекло и не вставлять новое, то в скором времени во всем здании не останется ни одного целого окна. В результате этого приличный дом может быстро превратиться в «бомжатник», рядом с которым страшно проходить. Наглядным подтверждением правильности данной теории является здание бывшего военного госпиталя на улице Лихвинцева (оно стоит напротив спорт-кафе «Пятница»).

Однако, теория «разбитых окон» имеет гораздо более широкое толкование и справедлива не только по отношению к стеклам. Иными словами, любые признаки беспорядка и несоблюдения людьми общепринятых норм поведения провоцируют остальных членов общества на нарушение правил.

Социологи Гронингенского университета (Голландия) провели серию из шести экспериментов, в ходе которых граждан провоцировали на совершение мелких правонарушений. Эксперименты наглядно доказали: люди во много раз чаще нарушают принятые нормы поведения, когда видят, что другие тоже так поступают. При этом, в качестве катализаторов антиобщественного поведения выступали, казалось бы, совершенно невинные вещи: лежащий на асфальте мусор, разрисованная стена и т.п. Видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы поведения. И наоборот: в ситуации когда общественный порядок был во всем соблюден, отмечались лишь единичные случаи правонарушений.

Вместо эпилога

В сознании абсолютного большинства ижевчан должность сити-менеджера ассоциируется с неким завхозом, который должен ежедневно выдавать людям инвентарь, выгонять их на работу, а так же проверять качество ее выполнения. Вероятно, именно из таких соображений исходили те, кто назначал нынешних руководителей города. Иначе чем объяснить тот факт, что за последнюю пятилетку в Ижевске не реализовано ни одного прорывного проекта, а почти все разрекламированные инициативы закончились либо пшиком, либо вызвали резкие неприятие горожан?

Для того, чтобы вытащить Ижевск из непролазной грязи, необходимы личности с государственным мышлением, а вовсе не «эффективные менеджеры», которые в большом и малом сами нарушают общепринятые нормы морали и запросто «смешивают личную шерсть с муниципальной» (речь, конечно же, о нашумевших новогодних корпоративах за казенный счет).

Теория «разбитых окон» верна для любой эпохи и для любой точки мира. Те, кто этого до сих пор не понял, обречены на извечный проигрыш, в том числе в решении экологических проблем. Или чужой опыт для нас не указ, и мы, как обычно, пойдем другим путем?