Такой документ 14 апреля действительно появился. Он утвержден приказом министра Кузнецова за № 347 и имеет довольно длинное название «Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Удмуртской республики, муниципальной образовательной организации в Удмуртской республике, включая критерии этой оценки (по типам образовательных организаций)».

В приложение 1 к данному документу приводится «Порядок проведения оценки», который включает совокупность критериев, должных обеспечить продолжение образования на том же уровне и того же качества, соответствующих государственному стандарту образования. Реорганизация должна обеспечить завершение образования и продолжение тех видов образовательной деятельности, которые были в реорганизуемом учреждении.

В приложении 2 изложен порядок создания комиссии для оценки. Согласно этому документу, учредитель (в нашем случае муниципалитет) должен представить в министерство письменное предложение с обоснованием. Это целый пакет документов и материалов. Так, в нём должен быть проект решения о реорганизации (ликвидации), пояснительная записка, где описывается исходное положение, мотивировка необходимости перемен, оценка социально-экономических последствий; информация о материальной базе, штатной численности сотрудников и т.д. примерно по 15 позициям.

После поступления в министерство предложения по реорганизации здесь в 10-дневный срок должны сформировать комиссию из 7 человек, в составе представителей учредителя, министерства и общественности. Руководители реорганизуемых учреждений приглашаются на заседания комиссии. Заседание комиссии должно быть проведено не позднее, чем через 20 дней после подачи предложения.

Все заседания протоколируются. Заключение принимается открытым голосованием членов, присутствующих на заседании (кворум – не менее половины от численности состава). Составляется итоговое заключение (приложение 3). Если заключение отрицательное (нельзя реорганизовывать/ликвидировать), то повторно учредитель может обратиться только в том случае, если исчезли причины, по которым был дан отказ.

В документе подробно расписаны критерии, по которым должны оцениваться возможные последствия реорганизации (ликвидации). Вот часть из них.

Состояние имущественного комплекса учреждения, соответствие его современным требованиям и нормам; наличие контингента (обучающихся) соответствующего возраста по месту нахождения школы; востребованность услуг в среднесрочной перспективе; повышение качества услуг (в случае реорганизации); гарантии закончить курс учащимся реорганизуемого учреждения и т.д. до пункта под литерой «л».

Подытожу. Это тот редкий случай, когда бюрократический порядок стал хорошей защитой для граждан от произвола местных чиновников. Всё расписано: кто, кому, в какие сроки и что должен написать и представить. В состав комиссии обязательно нужно попасть членам Попечительских советов или представителям родительской общественности реорганизуемых школ. Присутствовать на заседаниях. Требовать дополнительную информацию, задавать вопросы.

То есть в случае если городские власти будут действовать в рамках этого документа, тогда действительно ничего скоропалительного, непродуманного, «с кондачка», случиться не должно. Документ грамотный, взвешенный, позволяющий контролировать действия чиновников. Но пока не видно, что данный Порядок начал действовать. Пока продолжаются какие-то кулуарные «движения», никакого отношения к Порядку не имеющие.

А в это время

В пятницу, 25 апреля, в школе № 90 прошло родительское собрание, одним из пунктов повестки которого была «очень важная информация», так её назвала сама директор Галина Геннадьевна Чичкина. Согласно этой информации, 25 апреля в школе побывала большая делегация чиновников во главе с премьером Савельевым и министром образования Кузнецовым. Галина Геннадьевна выразилась так: «Я думала, что от нас уже отстали, оставили нас в покое. Но сейчас я этого сказать не могу». Но обещание «не трогать» до 1 сентября она получила. Со своей стороны, директор школы заверила родителей, что к моменту традиционной родительской конференции, которая пройдет до окончания учебного года, всё должно определиться.
Директор еще раз заверила родителей, что «газеты дают неверную информацию» - об аварийности школы № 90. Никакой аварийности нет, есть нехватка площадей для младшей ступени – школьники должны иметь место, где они могут побегать. Но эту нехватку, считает она, педагоги восполняют двумя часовыми прогулками на пришкольном участке.

Родители, со своей стороны, высказали готовность написать обращение (продуманное, корректное) с пожеланием в отношении планов властей. Относительно первоначального плана перевода школы № 90 в здание школы № 50 Галина Чичкина сказала со всей определённостью, что эти намерения оставлены. Из 50-й не будут выводить коррекционные классы, поэтому 90-ую туда «однозначно» выводить не станут. Видимо, возымели действие жалобы родителей учащихся коррекционных классов, которые сочли невозможным вывод их детей в школу 7.

И в заключение директор сообщила, какие «мысли» относительно их школы имеются у начальства. По её словам, врио главы УР Александр Соловьёв считает, что для них нужно целиком освободить какую-нибудь из ижевских школ. Министр Кузнецов – сторонник строительства новой школы, но его пока не поддерживают. Обсуждается также вариант с «реконструкцией» находящейся неподалёку 46-й школы (на площадях которой сейчас «квартирует» начальная школа 90-й). По всей видимости, последний вариант внешне очень похож на уже состоявшееся «поглощение» 25-м лицеем школы № 66 и на то, что планируют городские чиновники в отношении гимназии № 56 и школы № 67.

Но хотелось бы, чтобы процедура, прописанная в утверждённом министерством образования Порядке, была соблюдена. В особенности теми, кто этот документ разработал и подписал. Пока же, как видим, всё по-прежнему решается кулуарно.