Дорожные службы в пятницу установили с двух сторон прежней пешеходной зоны моста дорожные знаки «Движение пешеходов запрещено» и оградили опасный участок символическими перилами с надписью «Стоп! Для вашей безопасности проход временно закрыт». По старой части плотины перекрыли движение всех транспортных средств, в результате чего даже не в часы пик в безнадежные «пробки» встают и без того загруженные два единственных выезда из поселка Машиностроителей в центральную часть города: Долгий Мост и Заречное шоссе.

Плотине, как и городу, более четверти тысячелетия. По мнению начальника Управления благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска Михаила Тарасова, причина обрушения ограды моста на плотине – износ несущих конструкций. В своем официальном комментарии он пояснил: за 250 лет существования мост лишь дважды реконструировали, в то время как он давно нуждается в капитальном ремонте.

С середины нулевых у властей было немало поводов взяться за основательный ремонт плотины: 200-летие ижевского оружия и 60-летие автомата Калашникова в 2007 году, 90-летний юбилей легендарного конструктора в 2009 году, 450-летие добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства в 2008 году, 250-летие со дня основания Ижевска в 2010 году и т.д.

Но до плотины, положившей начало городу-заводу, руки всё не доходили.

Тревожные сигналы от плотины поступили еще шесть лет назад: тогда зафиксировали 15-градусное отклонение ограждения моста в сторону обрыва. В прошлом году асфальтовое покрытие пешеходной зоны моста изогнулось горбом, опоры чугунного ограждения вышли из оснований и накренились в сторону речки, в тротуаре появились сквозные провалы. Края дыр даже при легком прикосновении рукой осыпались песком и каменной крошкой. Признав аварийным тротуар плотины для пешеходов, в июне 2013 года власти временными запрещающими знаками разграничили для пешеходов 500-метровую запретную зону от входа на плотину до поворота на Южную набережную и провели какие-то «восстановительные» работы. После них движение пешеходов по мосту было восстановлено до нынешней весны.

Сейчас в месте «непредвиденной» аварии толпятся специалисты с теодолитами; другие что-то изучают, склонившись над дренажными люками. На перекрестках близ плотины дежурят наряды ГИБДД и регулировщики. Оценивать последствия разрушений сюда выезжают чиновники. Устанавливают новые дорожные знаки, переносят светофоры...

Удмуртская ГАИ сообщает, что полностью закрывается движение легкового и пассажирского транспорта по улице Дерябина до концерна «Калашников». Пассажиров автобусных маршрутов, курсировавших до Станкостроя, будут высаживать теперь в центре. Весь поток легкового транспорта перекинут на ту часть, что ближе к пруду, сделав этот участок двухсторонним. Полностью закрывается движение по Милиционной на участке от Бородина по направлению к улице Дерябина.

Сотрудники ГАИ просят водителей обращать внимание на требования новых дорожных знаков. По сообщениям автолюбителей на городских форумах, сотрудники ГИБДД «стоят в районе Колеса обозрения, штрафуют тех, кто поворачивает с Бородина на Милиционную».

Сколько продлится ремонт, никто не говорит.

Власти не могут поделить зоны ответственности и полномочий – кто именно должен латать «непредвиденную» прореху? Мост времен основания Ижевска, говорят они, бесхозный.Пока не договорились даже о том, кого считать балансодержателем моста, кто выступит заказчиком ремонтных работ.  Из-за не могут начать не то что саму реконструкцию, даже проектные изыскания, которые предшествуют восстановительным работам.

Начальник УБиТ Михаил Тарасов настаивает на том, что мост на плотине Ижевского пруда не является муниципальной собственностью, и что реконструкцию этого объекта должна взять на себя республика.

Первый замминистра Минприроды УР Александр Нестеров уверен, что за состояние дорожного полотна, конструкций и пешеходных зон моста должен отвечать муниципалитет, так как мост над плотиной находится в собственности городских структур.

Власти Ижевска просят профинансировать ремонт руководство концерна «Калашников», но ответа от заводского начальства пока нет.

Зато предполагаемые затраты уже подсчитали и обнародовали: 5 млн рублей на проектные работы и 50 млн рублей – стоимость самого ремонта.

К слову, год назад Минприроды УР застраховало плотину на случай крупной аварии. Пока не ясно, подпадёт ли обрушение ограды под страховой случай, но условиями контракта «потерпевшему» гарантировано до 1 млрд рублей страховых выплат.