Чтобы хоть как-то снять напряжение, в толпу народа тогда, полгода назад, отправляли разговаривать начальство средней руки, которое объясняло раздраженным многочасовым стоянием людям, что компания, чтобы «разгрузить» единственный на тот момент офис продаж на Орджоникидзе, 52а, срочно создаёт еще несколько по всему городу.

Прошло полгода. И я решила объехать обещанные офисы. Начала с официального сайта компании, где на странице «Частным лицам» нашла адреса трех офисов продаж – Автозаводская, 58; Орджоникидзе, 52а и Коммунаров, 349. Ни к одному из адресов не была приложена ссылка в виде карты, как этот офис искать, как до него доехать. Но я положилась на электронный справочник «Гид Города». Как выяснилось, зря…

С большим трудом я нашла первый из упомянутых выше – на Автозаводской, 58. Это большой жилой дом в стороне от магистралей. По Автозаводской днем в будний день общественный транспорт ходит редко, поэтому мне пришлось пешим ходом топать никак не меньше 10-12 минут, а потом еще дважды спрашивать встречных жителей, где найти «энергосбыт». Ни вывески, ни указателей ни в окрестностях, ни на самом доме нет никаких. На входной двери в офисное помещение под вывеской «Управляющая компания «Ареола» никакой «энергосбыт» не значился. В тесном коридорчике на стене висит полупустой информационный стенд с голубеньким логотипом «КЭС». Спрашиваю уборщицу – где «энергосбыт»? Говорит – это где очереди, что ли? Отвечаю – да, наверное… Но сегодня народу здесь нет никого. Заглядываю в дверь (тоже без вывески) – за компьютером сидит одинокая блондинка. Нет, плату, говорит, мы здесь не принимаем, только разбираемся по расчетам. Выходя из помещения на улицу, я столкнулась с такими же, как я, «блуднями» - все ищут, где тут «энергосбыт»?

По пути я решила заглянуть в офис на Орджоникидзе, 2, куда, как мне известно, часто посылают старших по домам, чтобы разобраться в механизме начислений по строке «общедомовые нужды». Карта показала, что Орджоникидзе, 2 – это здание бывшего заводоуправления нефтемаша, ставшее давно скопищем офисов и поликлиник. На первой же входной двери вижу стрелку – «энергосбыт находится в здании под красной крышей, вход с торца». Это, я думаю, сколько же народу зашло «туда-не-знаю-куда», чтобы появился такой указатель?! Иду дальше. Вот уже дом 2 по Орджоникидзе закончился. Дальше начинается новое строение, состоящее из двух зданий. «Под красной крышей» - дальнее, уже впритык к огромному павильону «Стройдепо». Никаких вывесок, табличек, названий. Торжественный лестничный марш привел к какой-то проходной, где два очень гладко откормленных «вахтера» вежливо и, видимо, привычно пояснили – вам надо обогнуть торец и – туда, туда! Только обогнув торец, я увидела высоко в окне надпись «энергосбытовая компания». Но пришлось миновать еще два высоких крыльца. Зашла в третье. На закрытой двери на 2-й этаж объявление «Обслуживание физических лиц не осуществляется». И даны адреса, уже известные мне с сайта.

Еду на Орджоникидзе, 52а. Метров за 10 до двери головного офиса продаж мне навстречу попадается молодая женщина с хмурым, озабоченным лицом. А прямо из двери на меня выходит женщина постарше, бормоча себе под нос: «Эт-то чёрт знает что!..». Войдя в полупустой операционный зал (на часах было около половины пятого вечера), иду к терминалу, который отбивает талоны на приём. Но на надавливание терминал не реагирует. Ко мне спешит сотрудница с бэйджиком на груди – Сашина Альбина. Вежливо, но с вымученной улыбкой объясняет, что талоны на сегодня уже закончились, но приём идет в порядке живой очереди. Есть свободные операторы, окна 9 и 10.

Я растеряно оглядываюсь, и неожиданно получаю от охранника совершенно хамское: «Ну, чего смотришь?!». Я онемела… «Вот, говорю, смотрю…». Спешно подключается Сашина Альбина – мол, не надо ругаться! Пройдите к окну… На ходу соображаю, о чем бы спросить. Спрашиваю о том, почему не берут для расчета показания общедомового счетчика, если он считает именно отдельно места общего пользования. Такая проблема действительно есть. При этом в ОДН попадают долги, не уплаченные за квартиры. Оператор меня посылает в… офис на Орджоникидзе, 2. Там, говорит, в приёмной спросите, куда вам обратиться. Выхожу на улицу, а следом за мной наружу выбегает молодой парень и, не обращая внимания на окружающих, поливает трёхэтажным матом. За 10 секунд, пока он добежал и сел в припаркованную рядом машину, мы такого наслушались! Из всей непечатной тирады могу привести только четыре слова: «… жуют сопли… ковыряют в носу!» Вот, думаю, сейчас он выедет на улицы и станет где-нибудь причиной ДТП… С такими-то расходившимися нервами.

К пяти часам вечера я добралась до последнего офиса – на Коммунаров, 349. Это офис как офис. Зал уже тоже полупустой. Несколько операторов сидят без дела. Посетителей мало. Тех, кто зашел, просят отбить талон электронной очереди – приглашают по нему, как в Сбербанке. Офис работает до семи часов вечера. Значит, наплыва уже точно не будет.

Выйдя из офиса, встретила знакомую – пожилую жилищную активистку, которая подтвердила, что здесь тоже часто собираются очереди, но она сама сюда не ходит, хотя живёт рядом. Передает данные по телефону. Но это, говорит она, не всем пожилым доступно, потому что надо переводить аппарат в режим тонального набора, а старики этого не умеют, да и телефонные аппараты не у всех это позволяют делать.

Так что, можно констатировать, что энергетики справились с очередями? Упомяну такой любопытный «документ» - на дверях головного и «коммунарского» офисов вывешена цветная табличка, где компания советует, в какие дни и время дня лучше сюда приходить. Это время обозначено зеленым цветом. В общем, тут и анализа особого не требуется – это начало и конец месяца, начало и конец рабочего дня. Но с пятого по двадцать пятое число лучше даже не соваться! Пик! Пик! Пик!

В итоге можно констатировать, что чисто механически УЭСК всё-таки что-то предпринимает, компания не совсем безучастна к проблемам народонаселения, толпящегося в её офисах. Но, памятуя сниженную лексику попавшегося мне на пути гражданина, зададимся вопросом – а получают ли граждане удовлетворительные ответы на поставленные ими вопросы? Об этом – в следующем сюжете.