На месте будущей дороги копали траншею примерно полтора метра глубиной. Слоями насыпали песок, булыжники, известь, гальку, щебень различных фракций. Иногда глубина траншеи под будущую дорогу доходила до 5 метров. Все это тщательно утрамбовывалось. Сверху клали каменные плиты. Такие дороги ещё называли стенами, врытыми в землю. Но не это меня удивило. В книжке была помещена современная фотография этой дороги в настоящее время!

Эту «древнеримскую» дорогу нашли современные археологи. Сейчас по ней гуляют туристы. За две тысячи лет она сохранилась почти идеально. Судя по фото, к дорожному покрытию особых претензий нет. Гарантийный срок строители Рима выдержали. Две тысячи лет! Истина – дочь времени (Цицерон).

Ижевску не две тысячи лет. Всего двести пятьдесят. При том подходе к строительству, что сейчас мы имеем, дорог не было и не будет. Никогда! Критики завопят: у нас и климат, мол, не тот! То морозы, то вода в лед за ночь превращается. Грунты слабые. То понос, то золотуха, в общем...

Сохранившаяся до наших дней дорога из Древнего Рима (верхнее фото).

Современная дорога-тротуар в Ижевске. Наши дни (внизу).

Отвечу нашим умникам, присосавшимся к дорожному строительству и благоустройству города. В Финляндии, Швеции, Норвегии и Канаде климат еще более неподходящий, чем в Удмуртии. Влажность, морозы, снегопады и перепады температуры покруче будут. Если бы в Удмуртии климат и землетрясения были такие же, как в северной части Японии, то мы бы вообще по городу только на тракторах и могли передвигаться.

Действительно, и в России, и в Удмуртии почвы суглинистые (впитывают воду и медленно её отдают). Подвижность грунтов, особенно весной и осенью - это основная причина быстрого разрушения дорог. Стабилизация грунтов - это серьезная проблема. Но эта проблема, давно решаемая.

Смею заверить, что в Удмуртии есть все необходимое, чтобы строить хорошие дороги. У нас есть неисчерпаемые запасы песка и гравия, недалеко Урал с множеством щебеночных карьеров. Имеется собственная добыча нефти, из которой делают битум, а это основа асфальта. У нас никогда не было землетрясений и тайфунов. Нет проливных дождей и регулярных наводнений. Влажность относительно умеренная. Единственное, чего нам не хватает, так это ума и силы воли разорвать сложившийся порочный круг.

Плохие дороги - это основа современной российской экономики. Каждую весну весь город как после бомбардировки. Никому объяснять не надо, что нужен срочный их ремонт. Выделяются немалые бюджетные средства.

Результат. Ездят по городу несколько бочек с горячим асфальтом. Заливают в дырки. Неровно и не долговечно, но зато быстро и дешево. Потом в течение лета кое-где меняют асфальтовое покрытие. На следующий год все повторяется. Подряды через свои фирмы. Приписки. Откаты. Взятки. Оффшоры. Быстрая обналичка. Хороший бизнес.

А теперь представьте, что дорожники построили дороги, которые не надо ремонтировать 40 лет (как это принято на ненавистном нам Западе). На следующий год они какие деньги будут осваивать? На какие деньги будут жить городские чиновники? В местных элитных поселках «Горка» и «Сосновый бор», что в районе биатлонного комплекса, самые роскошные особняки именно у наших чиновников. Одно слово – несчастные работники бюджетной сферы. Бизнесмены свои дома гораздо скромнее строят, экономят.

Есть прямая закономерность. Чем хуже дороги и глубже на них ямы, тем выше и роскошней особняки городского начальства. Две трети дорожного бюджета страны тратится на ремонт дорог и только одна треть – на строительство новых. Это значит, что плохие дороги дорожникам нужнее, чем хорошие: на них больше денег дают.

Смею заверить, что принципы дорожного строительства со времен древнего Рима изменились незначительно. Давно надо понять, что в дороге главное не асфальтовое покрытие, а качественная земляная «подушка» и укрепленный грунт. А мы в лучшем случае снимаем верхний слой асфальта и укладываем новый. Весной начинай сначала.

Как обстоят дела с дорогами в США? Начнем с того, что у них разработаны кодексы строительства дорог, причем для каждого штата он свой, в зависимости от климата, природы и качества грунтов. В них все расписано до мелочей, вплоть до того, что гравий должен добавляться в бетон только одного сорта (вида), так как физические свойства камня могут быть разными. Все дороги из бетона! Асфальтовое покрытие только на очень старых и второстепенных дорогах.

Современные дороги строят следующим образом. На метр углубляются в землю. Из гравия и песка укладывают подушку. Каждый уложенный слой поливают водой и утрамбовывают виброкатками. Самый верхний слой поливают хлорадом кальция или известковым раствором. Потом перепахивают бульдозерами с вилками и снова укатывают виброукладчиками. Такая «подушка»не будет проседать. Далее кладут два слоя асфальта. Роль асфальта - не дать воде проникнуть под бетон. Потом монтируют арматуру в продольном и поперечном сечении и укладывают бетон толщиной 30 сантиметров для автострады и 20 сантиметров для второстепенных дорог. В процессе укладки бетон трамбуется вибраторами, чтобы выгнать как можно больше воздуха из бетона. После проходки бетоноукладчик обычно «рисует» шероховатую поверхность, которая помогает сбегать воде при дожде, а так же повышает коэффициент сцепления колес автомобилей с дорожным покрытием. Иногда шероховатости сразу не делают, а нарезают уже после с помощью специальной машинки. Обычно это случается на монолитных мостах.

Уровень дороги всегда выше грунта, чтобы на ней не застаивалась вода и чернозем с газонов не смывался дождем на дорожное полотно. Через 35-40 лет такая дорога подлежит ремонту. На нее укладывают слой асфальта!

Как видим, асфальт это вспомогательный материал, а щебенка вообще не нужна в том виде, в каком мы её используем. Эффективность и долговечность американских дорог проверена временем. Вышеуказанная технология строительства дорог уже тиражируется по всему миру. Только мы ищем свой «российский» путь. Неведомый и безумный даже для нас самих.

Критики скажут, что у нас денег нет строить по американской технологии. Не соглашусь. Американцы дороги из бетона начали строить в 30-е годы прошлого столетия, как раз в самый разгар экономического кризиса. Когда вся их экономика фактически лежала в руинах. И именно дорожное строительство стало тем локомотивом, который вытащил США из затянувшейся стагнации (застоя производства).  Любые деньги, потраченные на такое дорожное строительство, не разгонят инфляцию, но увеличат занятость и валовой внутренний продукт. В Германии все дороги строятся только с использованием геотекстиля и геосеток. Предназначение которых всё то же – укрепление грунта под дорожным покрытием.

Интересно, по какой технологии сейчас строят маленький отрезок дороги по улице К. Маркса, между улицей Ленина и улицей К. Либкнехта? Сколько геотекстиля и геосеток было использовано при строительстве этой дороги? Сколько бетона и арматуры уложено? Гарантия, надеюсь, будет не меньше 40 лет! Первоначальная смета по этому короткому участку дороги за год выросла со 126 млн рублей до 258 млн рублей. В прошлом году на дороги Ижевска было потрачено свыше 1 миллиарда рублей. А говорят, что денег на дорожное строительство нет!

Не в деньгах счастье. Сколько денег не выделяй - всё бесполезно. Надо в корне пересматривать технологию строительства. Если бы в Ижевске дороги строили из бетона и арматуры, то мы бы могли загрузить работой все наши ЖБК, ну, и сталепрокатной промышленности работы добавилось бы.

По качеству дорожного строительства я задал вопрос доценту кафедры геотехники и строительных материалов ИжГТУ Турчину Вадиму Витальевичу. С его слов, получается следующее. Проблема наших дорог - в отсутствии соответствующей дорожной «подушки», а, точнее, недостаточная её плотность. Ижевскими учеными ранее была разработана и апробирована на практике технология по укреплению грунтов золошлаковыми смесями (отходы тепловых электростанций). Результаты были положительные.

Кроме того, учеными кафедры в настоящее время разработан очень эффективный метод подготовки основания дорожного полотна. Суть его заключается в следующем. При производстве ячеистого бетона (газобетона) имеются значительные отходы производства. Если эти отходы добавлять в грунт, то основание дорожного полотна значительно укрепляется. Появляется упругость земляной «подушки» и водоустойчивость. Более того, исследования показали, что чем больше проходит времени, тем прочнее становится дорожное полотно. Соответственно такая дорога прослужит гораздо дольше.

Но эти наработки пока никого из тех, в чьей власти принять решение, так и не заинтересовали.