Всего в десяти километрах от редакции газеты «День», в двадцати минутах езды от центра города находится эта деревня. Ее жители на просьбу рассказать о проблемах, говорят «Не знаем, с чего начать». Если коротко, то ситуация их выглядит следующим образом.

В деревню не проведен центральный водопровод, нет газа. Электрогенератор слабый, устойчивое напряжение есть только в половине домов деревни. В восьмистах метрах (согласно Яндекс-картам) находится Южное кладбище, которое, по словам жителей, хотели расширять в сторону деревни, но от этого пока вроде бы удалось отбиться. Жители боятся, что если расширят кладбище, то перенесут и часовенку, в которой ежедневно ведутся поминальные службы. Сейчас же нормально: только венки в ветреные дни иногда заносит в огороды.

По другую сторону деревни находятся канализационные отстойники. Все, что попадает в унитазы всего Ижевска, стекается именно туда. По площади эти канализационные «карты» занимают 100 гектаров. Если у вас есть огород в 6 соток, то представьте себе, что 100 гектар — это 1600 ваших огородов. «Карты» поделены на «бассейны», каждый из которых около 5 метров в глубину. Их заполняют предварительно переработанными в специальных чанах экскрементами. Уверяю вас, что переработанное говно пахнет ни чуть не лучше, чем обыкновенное.

Представьте себе, как пахнут все фекалии города Ижевска, собранные в одном месте. От Нового Чультема до этого места тоже 800 метров. Запах в деревне есть и зимой, но летом, когда пригретое солнцем содержимое начинает разлагаться, Чультем просто накрывает облаками выделяемых миазмов.

Кроме того, вдоль деревни проложена запасная линия общегородского «говновода». Она законсервирована, но согласно технологии осушать эту трубу нельзя. Поэтому внутри она заполнена стоками. Время от времени трубу прорывает. Последний раз это случилось в праздник - 8 марта. Содержимое «запасной линии» заполнило единственный въезд в деревню.

Рядом с канализационными «картами» находится свалка площадью два гектара. Она не только добавляет новые оттенки к местным ароматам, но и создает целый «букет» проблем. Например, около свалки бомжи образовали целое поселение.

Летом они собирают в лесу веники на продажу для бань, ягоды, и продают все это на трассе. Зимой же, как предполагают жители Чультема, бомжи промышляют сбором металлолома на свалке. Люди они, как мне рассказали, не конфликтные. К деревенским не пристают. Среди бомжей есть специальный человек, «посыльный», который ходит в деревенский магазин за продуктами. Остальные в Чультеме не появляются. Однако их можно встретить, гуляя в лесу. Жительница Чультема Наташа рассказала, что один раз встретила такого бомжа в лесу. Очень испугалась. Бомжу нужна была сигаретка.

Кроме того, бомжи моются в местной речке Чультемке, в эту же речку, возможно, сливают и воду из канализационных отстойников. Поэтому водой из Чультемки никто больше не пользуется.

Помимо этого, процессы гниения на свалке сопровождаются выделением тепла. Зимой это не страшно, а летом свалка время от времени самовоспламеняется. Облака ядовитого дыма не только отравляют и без того несладкую жизнь чультемцев, но и представляют угрозу для самолетов компании «Ижавиа», так как свалка находится в опасной близости от аэропорта «Ижевск». Еще большую угрозу, чем дым, представляют собой птицы, которых на свалке летают целые тучи. При этом вороны на этих свалках размером с курицу. Для пассажиров приземляющихся самолетов это серьезная и вполне реальная угроза.

Помимо действующей свалки есть еще и заброшенная, вторая свалка. Ее, судя по всему, никто не собирается рекультивировать, и она доставляет не меньше неприятностей, чем первая.

Дорог в деревне нет вообще никаких. Мы приехали в Чультем на полноприводной «Ниве» по подмерзшей глине. Ощущение было будто тебя засунули в шейкер для коктейлей. Когда дорога растает и глина превратиться в грязь, то легковые машины вряд ли отсюда выберутся.

И это все не говоря о том, что в деревне нет ни школы, ни садика, ни даже детской площадки, на которую нужно всего 100 тысяч рублей, однако и эти деньги жители деревни не знают откуда взять. Дети, которым негде играть, летом бегают по окрестностям: на свалку, к канализационным стокам, к кладбищу, к поселению бомжей. Одним словом, ужас.

Это если коротко. Если бы жителям Чультема предложили решить только одну какую-нибудь из их проблем, то они бы попросили провести газ. Так мне ответили несколько человек. Это для привыкших к агрессивной среде обитания чультемцев важнее всего. Но как подступиться к решению этой проблемы, они не знают. Поэтому занимаются тем, чем могут.

Борьба со свалкой

В этой борьбе жители Нового Чультема имеют могущественного союзника — компанию «Ижавиа». Аэропорт «Ижевск» расположен всего в 11 километрах от свалки, что нарушает Воздушный кодекс Российской Федерации и Федеральные авиационные правила. Как рассказал нам директор авиакомпании Александр Городилов, попадание в двигатель самолета птицы размером меньше голубя, эквивалентно по разрушительной силе попаданию артиллерийского снаряда. Вороны же на свалке у Чультема на вид не меньше курицы и их там не пара штук, а сотни. Небо становится черным, когда они одновременно взлетают.

Это и стало поводом обратиться в суд для транспортной прокуратуры Удмуртской Республики. В конце декабря прошлого года районный суд Завьяловского района рассмотрел жалобу и постановил закрыть свалку.

Однако такое решение не устроило руководство ООО «Удмуртская мусороперерабатывающая компания», которое было владельцем этого полигона отходов. Мусорщики обратились с апелляцией в Верховный суд УР и выиграли его. На суде представители компании убеждали судью, что на свалку возят разного рода строительный мусор, а пищевые отходы на ней не хранятся. Поэтому и птиц на ней не бывает. Их слова подтвердил глава муниципального образования «Каменское», к которому относится деревня Новый Чультем,Василий Четкарев. Он заявил, что дважды бывал на свалке и птиц там не видел. Они, видимо, врали. Отправившись на свалку, я убедился, что на ней хранится самый обыкновенный мусор, в том числе и пищевые отходы в огромных количествах. Птиц на свалке огромное множество. Они летают стаями. Вспугнув парочку, можно поднять в небо всех птиц со всей свалки. Этого не мог не видеть Василий Четкарев.

Я созвонился с Василием Николаевичем. Он утверждает, что не врал. «Когда я летом приходил на свалку, то птиц там не было» - уверяет глава муниципального образования. Вряд ли этому явлению можно найти какое-то логическое объяснение, если только какие-нибудь злодеи не прогнали всех птиц перед приездом честнейшего г-на Четкарева. Однако даже если зрение Василия Николаевича не позволяет ему разглядеть пару тысяч птиц в небе, то уж объедки и пищевой мусор под ногами он должен был увидеть.

В телефонном разговоре чиновник пообещал, что в течение недели съездит на свалку еще раз и попытается отыскать там птиц. Результатами его поездки мы обязательно поинтересуемся. Будет ли транспортная прокуратура подавать следующую апелляцию, пока неизвестно, но жители Нового Чультема очень на это надеются.

Каналья!

Второй фронт - это война с «Ижводоканалом». Жители Нового Чультема ведут её в одностороннем порядке. Руководство компании же настроено философски и на любые требования отвечает, что они - убыточная компания и у них нет денег.

В прошлую пятницу я присутствовал на встрече руководства «Ижводоканала» и жителей Нового Чультема. Как объяснили жители, директора Олега Гурова и его подчиненных они пригласили, чтобы те извинились за испорченное 8 марта. В этот день дорогу в деревню, как уже сказано выше, затопили канализационные стоки из запасного канализационного провода. «Машины мимо проезжали и с ног до головы окатывали говном тех, кто по обочине шел» - рассказывали местные жители. Олег Гуров заявил, что сожалеет о случившемся, но извиняться не станет, так как не видит своей вины. «Мы ликвидировали аварию в кратчайшие сроки» - заявил он. Но события 8 марта были только поводом. О них вспомнили в самом конце. Помимо этого у жителей деревни масса требований, жалоб и предложений к «Ижводоканалу».

Например, они требуют провести в деревню городской водопровод. На это Гуров отвечает, что между деревней и городом находится кладбище, под которым трубы проложить нельзя. Тогда жители требуют принять меры, чтобы нейтрализовать запах от канализационных «карт». Олег Гуров говорит, что строительство перерабатывающего комплекса стоит около 4 млрд рублей. Таких денег естественно нет. Тогда жители предлагают накрыть 100 гектар «карт» какой-нибудь пленкой. Конкретно предлагалось использовать ткань от старых рекламных баннеров. Олег Гуров заявил, что это тоже невозможно, потому что старые баннеры — это тоже отходы. Использовать одни отходы для работы с другими отходами нельзя. Тогда жители предлагают огородить канализационные «карты» забором. Сейчас «бассейны» никак не огорожены, в них могут провалиться дети или скотина. Был даже один случай: у кого-то утонула там корова. Олег Гуров ответил, что денег на это нет, хотя он не знает, сколько это может стоить, но посчитает. Его подчиненные добавили, что территория уже обносилась сеткой-рабицей, и десять лет назад ограждение было, но потом оно куда-то делось. «У вас же в огородах этот забор и лежит» - заявил один из представителей «Ижводоканала». Однако Олег Гуров извинился за неосторожное высказывание своего подчиненного. Учитывая, что недалеко находится свалка, населенная бомжами, не трудно предположить, куда мог деться этот забор.

Тогда местные жители потребовали закрыть люки, в которые тоже может провалиться скотина. Эти люки находятся где-то около канализационных «карт», но мы ни одного найти не смогли. Местные жители, возившие меня на «Ниве» по «картам», точного местоположения этих люков не знали. Олег Гуров пообещал, что люки закроют в мае. При этом к следующей зиме этих люков опять не будет. Дело в том, что, как мне объяснили жители Чультема, люки представляют из себя бетонные плиты, возвышающиеся над поверхностью земли. Бульдозеры, расчищающие проезды между «картами», регулярно зацепляют их и сбрасывают в «бассейны». Таким образом, к концу зимы большинство из люков отсутствуют.

Обсуждались еще и более мелкие проблемы, такие, как покрытие тентом грузовиков, перевозящих твердые канализационные отходы. Из грузовиков, проезжающих мимо деревни, постоянно вываливается часть мусора. Но перечислять всё не имеет смысла.

Чультемский рай

К концу дня у меня был только один вопрос: почему жители Чультема не уедут жить куда-нибудь в другое место? Ведь справиться со всеми проблемами, которые их окружают, будет невероятно тяжело.

Мы ехали мимо смердящих канализационных «карт» и мой водитель сказал: «Деревне-то уже двести лет. Раньше, говорят, здесь даже купались в этих отстойниках. Дороги асфальтовые были» - сказал он. Система отстойников устроена так, что после наполнения одного бассейна отстоявшуюся жижу из него переливали в другой бассейн, потом в третий и так далее. В последних бассейнах скапливается более чистая жидкость. Но даже представить, что в ней можно купаться, мне было невозможно. Я так и не понял, почему жители Чультема не уезжают в другие места, а продолжают строиться там, где многим условия покажутся невыносимыми. И уж совсем мне непонятно, откуда в деревне берутся новые жители, приезжающие сюда с семьями на поселение. О чем они мечтают? Об асфальтовых дорогах и чистой воде в отстойниках? Во всяком случае, в Новом Чультеме живут те, кто не ищет легких путей.