Цифра 0,021 Гкал/м² взята, как писал в прошлом номере «Д», из постановления № 184, подписанного вице-мэром г. Ижевска Вячеславом Засыпкиным ещё 25 апреля 2002 года. Сегодня, 12 лет спустя, этот норматив мало что устарел, так есть ещё и нормативный акт Правительства России, который прямо запрещает органам исполнительной власти субъектов РФ начислять плату за тепло «по старинке».

Редакции «Д» удалось найти жительницу Ижевска, сумевшую через суд добиться признания, что «засыпкинское» постановление не действующее. Выяснилось, что этот человек - Гузэль Юнусова, председатель совета дома № 243 по ул. 9-е Января. О решениях Октябрьского и Индустриального районных судов г. Ижевска, Верховного суда УР Гузэль Юнусова может говорить долго. Вот что она, в частности, рассказала:

В нашем доме общедомового счетчика по теплу и ГВС нет потому, что в течение ряда лет мы требуем от города исполнения судебного решения в отношении капремонта системы отопления, включающего установку прибора учета. Вместе с тем вокруг нас стоит не менее десятка совершенно однотипных домов, где счетчики установлены и действуют, кроме того, ряд из них вошли в перечень по 1285-у постановлению (декабрь 2009 года), что дает нам законное основание - по аналогии! - утверждать, что нашему дому начисление за тепло должно осуществляться, исходя из нормы 1285-го постановления - не выше 0,016 Гкал/м² в месяц. Управляющая организация ООО «Спектр», под управление которой дом перешёл по конкурсу в 2010 году от ГЖУ, по этой норме и начала начислять. Но в результате судебного спора между ООО «Спектр» и ООО «УКС» выяснилось, что Администрация г. Ижевска не приняла дополнительное постановление об установлении для нашего дома норматива 0,016 Гкал/м², поэтому начисление следует производить исходя из норматива 0,021 Гкал/м². Представьте себе, УКС выиграл!

С 2013 года я трижды пыталась оспорить в судах бездействие и постановление удмуртского правительства, к которому в 2010 году перешли полномочия по установлению и определению нормативов потребления коммунальных услуг. В июле 2013 года судья Индустриального суда Суворова В.Ю. пришла к выводу о «недоказанности факта бездействия» Правительства УР, поскольку оно приняло постановление 10 сентября 2012 года № 397 на основании постановления Правительства РФ № 857 - нормативы потребления тепловой энергии на отопление установлены равными действовавшим на территории УР на дату 30 июня 2012 года. Та же судья посчитала, что нет доказательств, что этот норматив не соответствует реальному потреблению дома. Значит, и права заявителя не нарушены. Верховный суд УР решение судьи Суворовой оставил без изменения.

Далее я попыталась в Верховном суде УР оспорить постановление Правительства УР № 397. Верховный суд УР отказал в удовлетворении заявления, назвав выводы судьи Суворовой «суждением суда, не основанным на материалах дела». Верховный суд РФ оставил решение ВС УР без изменения.

Тем временем постановлением Правительства РФ № 795 в сентябре 2013 года в постановление № 857 были внесены изменения, в результате чего утратил силу подпункт, разрешающий использовать ранее действовавшие нормативы. Резонно было ожидать его отмены и установления, наконец, реальных нормативов по отоплению исходя из фактического потребления домами с аналогичными параметрами и степенью благоустройства. Не тут-то было.

Очередное моё заявление об оспаривании бездействия удмуртского правительства уже в последующий период судьёй Индустриального районного суда Софиной С.Г. оставлено без удовлетворения.

На данный момент оба судебных решения находятся в стадии апелляционного обжалования. То есть не вступили в силу. Моя апелляционная жалоба на решение Софиной будет рассматриваться Верховным судом УР 14 апреля 2014 года.

Хочу обратить внимание читателей «Дня» на аргументацию, с помощью которой Администрация Ижевска и Минстрой упорно отказываются признать очевидное – что 0,021 Гкал/м² это уже анахронизм со всех точек зрения. Мои же оппоненты утверждают, что, якобы, у них «отсутствовали основания для изменения норматива по отоплению», то есть, по их мнению, начиная с 2002 года, таких оснований не появилось. Но прямое требование постановления российского правительства № 306 от 23 мая 2006 года – вывести нормативы аналоговым или расчётным методами – это для них не основание?! Это должно было произойти еще тогда. Кроме того, нормативная база с 2006 года также неоднократно менялась. А это тоже основание для пересмотра нормативов. Изменились существенно климатические условия, что прямо признаётся при выведении куда более низких значений в городском постановлении № 1285 (2009) – на дома нашей серии 0,016 Гкал/м² или на 24% ниже, чем 0,021! В судебных заседаниях представители Администрации Ижевска в подтверждение правильности вычисления норматива 0,021 не привели никаких доказательств.

Ижевчанка Гузэль Юнусова на днях направила в адрес Администрации Президента и Правительства Российской Федерации обращения, где напоминает, что в феврале 2013 года Владимир Путин провел совещание по вопросам ЖКХ, результатом которого стал перечень поручений, которые были даны им председателю правительства Дмитрию Медведеву и главам субъектов РФ. В этом перечне поручений есть, в частности, такой пункт: «Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ: а) провести анализ установленных нормативов потребления коммунальных услуг и подготовить предложения о необходимости их пересмотра исходя из принципов их соответствия фактическому потреблению по разным категориям многоквартирных домов (в том числе, с учетом природно-климатических и иных условий, влияющих на объем потребления коммунальных услуг, а также с учетом данных о фактическом потреблении коммунальных услуг в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета). Срок – 1 апреля 2013 года».

Честное слово, лучше не скажешь. Чётко, ясно, с учётом данных о фактическом потреблении, то есть аналоговым методом. Что сделать, кому и когда доложить. С 1 апреля 2013 года прошел целый год. Гузэль Юнусова поинтересовалась у руководства страны о том, отчитались ли власти Удмуртии по данному поручению? По мнению Гузель Юнусовой, в Удмуртии поручение Президента России не выполнили.

Однако отвечать на обращение Юнусовой в Кремль будут те же, на кого она жаловалась — её обращение отправили обратно в Ижевск для рассмотрения в том же Правительстве УР.

В досье Гузель Юнусовой – десятки распечаток с сайтов областных и краевых администраций субъектов РФ. По её словам, нормативы потребления тепла пересмотрели в Новосибирской, Владимирской, Нижегородской, Сахалинской областях, в Санкт-Петербурге, в Пермском, Хабаровском, Краснодарском краях, Тюмени и т.д. И только в Удмуртии органы государственной власти и местного самоуправления «насмерть» стоят на страже давно устаревшего и незаконного по всем показателям норматива. Когда в 2007 году через Городскую думу Ижевска продавливали передачу в аренду ООО «Удмуртские коммунальные системы» тепловых сетей Ижевска, то главным лоббистом ООО «УКС» выступал Юрий Питкевич, в то время премьер Удмуртии, отправленный недавно в отставку врио Главы УР Александром Соловьёвым. Может быть, это способно сыграть решающую роль в том, что «вечный» норматив наконец пересмотрят?