Десятилетие проваленных проектов

Нельзя сказать, что за последние годы для решения экологических проблем города не сделано совсем ничего. Но какой эффект от сделанного и потраченных на это средств?

Проведенное в 2008 году расширение улицы Авангардной (от Удмуртской до Льва Толстого) съело десятки миллионов рублей. Строители передвинули множество железобетонных опор, держащих контактную сеть для трамвая, но проезжая часть была расширена лишь на пару метров. В результате всё осталось, как прежде – «пробка» при выезде с Авангардной на Удмуртскую в часы пик простирается на добрые полкилометра! А ведь примерно за те же средства можно было обустроить другую (правую) сторону Авангардной и получить по две полосы движения в каждую сторону. Но не случилось…

Двумя годами позже с помпой открывали движения троллейбуса 5-го маршрута по улице 10 лет Октября. Проектная документация, столбы, провода - вся техническая составляющая обошлась предприятию «ИжГорЭлектроТранс» почти в 32 миллиона рублей (по тогдашнему курсу это более миллиона долларов!) Однако маршрут прожил всего полгода - с осени 2010 до весны 2011-го.

Наконец, в 2013-м немалые бюджетные средства были пущены на строительство велодорожек, которые появились вдоль оживленных магистралей города. В отличие от предыдущих проектов это оказалось наименее бесполезной инициативой, поскольку летом дорожки действительно востребованы. Что касается пользы от них, то, во-первых, почти 5 месяцев в нашем городе приходится на зиму. А, во-вторых, так ли существенно велосипедисты могут разгрузить автомобильный трафик Ижевска?

«Золотое» кольцо

На протяжении 20 лет, когда речь заходила о непростой экологической ситуации в Ижевске, первые лица республики и города неизменно кивали в сторону кольцевой автодороги: мол, как только кольцо полностью замкнется, машин на улицах города станет гораздо меньше. Однако постройка кольцевой автодороги почти никак не отразилась на загруженности ижевских улиц. Действительно, какой водитель поедет из конца в конец Ижевска через внешнее кольцо, которое проложено в десяти километрах от города?

Скептики могут возразить, что в Ижевске в принципе нельзя построить кольцевую дорогу вплотную вокруг города, поскольку она неминуемо упрется в берег Ижевского пруда. Между тем, такой проект вполне осуществим. К тому же, помимо транспортного сообщения, он позволит решить застарелую экологическую проблему, но об этом чуть позже.

В самом узком месте Ижевского пруда, между парком Кирова и поселком Вараксино, где его ширина составляет всего 1300 метров, нужно отсыпать дамбу и соорудить водосброс. Проложенная по дамбе дорога разгрузит автомобильное движение от городка Металлургов до Зареки. К слову, это в 3 раза сократит время перемещения между психдиспансером и наркодиспансером, куда регулярно ездят наши автовладельцы и все государственные служащие Удмуртии.

Но самое главное, что в результате отсыпки дамбы Ижевский пруд разделится на две неравные части и возникнет каскад из двух прудов. Нижнюю часть можно опорожнить и бульдозерами очистить от грязи. Именно в этой части пруда находится 80%, донных отложений (ила), которые за 254 года накопились в Ижевском пруду и являются питательной средой для размножения известных каждому горожанину сине-зеленых водорослей.

Скептики опять скажут, что на это понадобятся сотни миллионов рублей, которых у города нет. Возражаю: на очистку пруда от донных отложений с помощью земснарядов уже истрачено несколько сот миллионов, а до полного завершения очистки потребуется еще не менее миллиарда! Между тем, средства на очистку данного водоема выделяет Федеральное агентство водных ресурсов, но при условии долевого софинансирования из бюджета Удмуртии.

Сегодня основным загрязнителем пруда являются ливневые стоки с центральных улиц Ижевска, а также речка Подборенка (ее водосборная площадь находится на территории частного сектора). Не секрет, что и уличные стоки, и воды Подборенки содержат практически всю «таблицу Менделеева»: талые воды несут в себе огромное количество рассыпаемой за зиму соли. Кроме того, и снег, и дожди впитывают в себя и смывают с наших улиц копоть от автомобильных выхлопов, а это тяжелые металлы и масса иных опасных веществ.

Создание вышеописанной дамбы надежно изолирует водозабор «Ижводоканала» от попадающих в пруд загрязняющих веществ. А, во-вторых, помимо чистой прудовой воды будущие поколения горожан получат еще и короткий выезд на Шабердинский тракт. И самое главное, что все это можно сделать за ТЕ ЖЕ деньги, которые всё равно придется потратить на очистку пруда от донных отложений…

Деревья умирают стоя

Для увеличения пропускной способности ижевских улиц остается не так уж много резервов. Это узенькая улица Карла Маркса (от Кирова до Майской), не оправдывающий своего названия переулок Широкий (между Пушкинской и Коммунаров). Кроме того, это до сих пор не обустроенное пространство по одной или обеим сторонам вдоль трамвайных путей по улицам Буммашевская, Авангардная, Халтурина, Колхозная. Вот, пожалуй, и все. А что делать дальше?

Давайте посмотрим, что растет вдоль запруженных транспортом улиц города Ижевска? Это хорошо знакомые нам тополя, от пуха которых ужасно страдают склонные к аллергии люди. Если быть более точным, пух производят только женские особи этого растения. Однако различить пол молодого деревца невозможно и приходится ждать, пока оно вырастет и наберет силу. Ежегодно в мае-июне тысячи ижевчан вынуждены уезжать из города или пригоршнями глотать таблетки, чтобы побороть аллергическую реакцию на вышеупомянутый пух. Люди пишут письма во все инстанции с вопросом: «Почему вместо тополей нельзя высадить нормальные деревья, например, березки?» Оказывается, нельзя. И причиной этого является наша нежная привязанность к… автомобилю. Все дело в том, что один здоровый тополь очищает от выхлопных газов столько же воздуха, сколько четыре взрослых березы. При этом растет он намного быстрее. А о феноменальной живучести этого дерева вообще ходят легенды – ни одна березка не выживет, если ее обкарнать до состояния голого чурбана. А неприхотливый тополь не только выносит, но и цветет пышным цветом! То есть, пухом…

За последние годы количество деревьев этой породы в нашем городе заметно поубавилось, так как повсеместно открывающиеся магазинчики и кафе нуждаются в автостоянках. Именно по этой причине ушли под топор все тополя в начале улицы Советской. Впрочем, по словам специалистов-дендрологов, средний возраст ижевских насаждений составляет более 50 лет и многие из них уже не приносят абсолютно никакой пользы. Надорвавшись в борьбе с автомобильной гарью, старые деревья перестают очищать воздух и бесцельно доживают свой век в отравленной городской атмосфере. Поэтому там, где с пробками совсем плохо, можно без сожаления избавляться от старых деревьев и расширять проезжую часть.

Давайте жить дружно!

На сегодняшний день наш родной город абсолютно не приспособлен для соседства людей и автомобилей. В результате приходится плохо и тем, и другим: горожане страдают от шума и ядовитых выхлопов, ну, а машинам в нашем городе тесно как на улицах, так и во дворах.

Наши дворовые проезды спроектированы в 60-е годы, когда частный автотранспорт еще был редкостью. Но самое печальное, что в Ижевске точно так же продолжали строить дворы и в 80-е годы, так их сооружают и по сей день. Оставленная у подъезда машина зачастую является непреодолимым препятствием для других автовладельцев. Водители просто вынуждены топтать газоны, парковаться на тротуарах или детских площадках, выслушивая брань со стороны «безлошадных» соседей. Но стоянки - это, конечно же, тема для отдельного разговора.

Отрадно, что Администрация г. Ижевска, наконец, «дозрела» до создания выделенных полос движения для городского транспорта, которые в скором будущем появятся на улицах Удмуртская и Новоажимова. Но это не решает комплекса застарелых транспортных проблем города. Настало время хирургического вмешательства. Ведь эту болезнь слишком долго лечили лишь с помощью заговоров и заклинаний.