Формальные авторы документа 57-летний депутат Госдумы Виктор Кидяев, его коллега по нижней палате 58-летний Вячеслав Тимченко и член СовФеда 64-летний Степан Киричук. Все люди в зрелом возрасте — должны бы, наверное, понимать, что подписывают. Но либо не понимают, либо не о том думают. По крайней мере, точно не о том, о чём сами же написали в пояснительной записке к своему законопроекту. На всякий случай, проверил в Интернете партийность у всех троих. Все оказались членами одной партии. Какой? Ну, той самой...

Планов громадьё

Действующая в стране бестолковая «двухголовая» система управления муниципальными образованиями, даже при отсутствии прямых выборов глав местного самоуправления, покажется вполне работоспособной, демократичной и ответственной, в случае, если федеральные власти и в самом деле решат реформировать органы местного самоуправления в России по лекалам группы Кидяева-Тимченко-Киричука.

Как будет работать нарисованная важными парламентариями система, они и сами, очевидно, не знают, поэтому в конце пояснительной записки к законопроекту честно написали, что «положения законопроекта не затрагивают вопросов совершенствования правового регулирования финансово-экономических основ местного самоуправления». Данные вопросы, как пишут авторы законопроекта, «будут предметом регулирования других законодательных инициатив». Это всё равно как объявить о создании нового механизма, заявив, что принцип его действия будет изобретён чуть позже. Ну, членам Госдумы и Совета Федерации позволительно и не такое.

Принцип матрёшки

Что предлагают сделать с местным самоуправлением авторы законопроекта, если рассмотреть вопрос на примере столицы Удмуртии? В Ижевске с 80-х годов сформировалось пять внутригородских районов. В каждом из них есть районные администрации, не имеющие самостоятельных прав и фактически являющиеся структурными подразделениями городской администрации на местах. Сегодня, говоря языком законодателей, есть один «городской округ» — это муниципальное образование «город Ижевск», а в случае принятия поправок Кидяева-Тимченко-Киричука внутри Ижевска должны быть созданы ещё пять самостоятельных муниципальных образований — внутригородских районов со своими отдельными представительными органами, своим «внутрирайонным» главой и своим сити-менеджером (главой администрации).

После того, как органы власти внутригородских районов Ижевска сформируются, из состава их представительных органов будут делегированы депутаты в представительный орган городского округа (сейчас это избираемая гражданами на прямых выборах Городская дума). Таким образом, в случае принятия поправок в законодательство на прямых выборах можно поставить крест. Жители Ижевска будут избирать бесправных депутатов внутригородских районов, единственным политическим правом которых будет избрать представителей их района в Городскую думу Ижевска (не знаю, как она после этого будет называться).

Сити-менеджера городского округа, как и сейчас, согласно законопроекту, должна будет отбирать конкурсная комиссия, назначаемая наполовину депутатами представительного органа муниципального образования, наполовину высшим должностным лицом субъекта РФ (в случае с Удмуртией - Главой УР). А во внутригородском районе и того проще — конкурсная комиссия назначается наполовину представительным органом внутригородского района, наполовину сити-менеджером городского округа (в случае с современным Ижевском — тем же Агашиным).

Лебедь, рак и щука

Каждый из пяти внутригородских районов по замыслу авторов законопроекта должен иметь свой отдельный бюджет и будет вводить свои «внутрирайонные» налоги. Те же права предусмотрены и у городского округа. Муниципальное образование «город Ижевск» сохранит за собой общегородской бюджет, но он, естественно, резко сократится из-за появления пяти новых «внутрирайонных» бюджетов.

МО «город Ижевск» тоже будет иметь право вводить свои налоги. Таким образом, жители и юридические лица, прописанные, скажем, в Устиновском внутригородском районе Ижевска, будут платить два вида местных налогов - «устиновские» и «ижевские». И можно уверенно прогнозировать, что районные и городские власти погрязнут в междоусобных подковёрных «войнах» за прописку на своих территориях интересных им налогоплательщиков. Делаться это будет, безусловно, без учёта того, какая территория Ижевска или какая проблема в данный момент должны стать приоритетными.

Неужели бандеровцы?

Если не придираться к законопроекту «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по мелочам (а их очень много), то у меня есть только одно — конспирологическое объяснение того, каким образом подрывающий устои документ мог быть вброшен на столь высокий уровень обсуждения в Госдуму и региональные заксобрания. Нет, это не Путин. Такую «бомбу» в столь напряжённый для России момент могли подложить только «бандеровцы», на худой конец, агенты «майдановского» правительства Украины. Думаю, Следственному комитету РФ стоило бы в этой связи опросить граждан Кидяева, Тимченко и Киричука. Особенно двух последних (учитывая украинские корни их фамилий). Это, конечно, шутка. Но если законопроект Кидяева-Тимченко-Киричука действительно начнут всерьёз обсуждать, будет уже не до шуток.