Всего пять недель назад обескураженный отставкой Волков говорил в своей прощальной речи с трибуны правительства о какой-то «единой команде» и ему горячо аплодировали, а сегодня за проявленные симпатии к старому руководству можно запросто прослыть «волковским». И потерять должность, если не сразу, то осенью, после разбора полётов по итогам выборов Главы УР. Был ли шанс у «правительства Питкевича» досидеть до выборов и сохранить, так сказать, преемственность? Вариант такой, очевидно, рассматривался.

У и.о. председателя правительства УР Виктора Савельева теперь всё на бегу. 

Питкевич и СовФед

Отставка руководителя Администрации Президента и Правительства УР Александра Горяинова и замена его на Андрея Гальцина прогнозировалась с первого дня указа. Случившаяся здесь небольшая заминка была чистой формальностью. Другое дело премьер Юрий Питкевич - негласный руководитель всех выборных «штабов Волкова» и координатор выборных кампаний «Единой России» в Удмуртии. Останься Питкевич в должности премьера до выборов Главы УР, и он в том же административном стиле провёл бы «под ключ» и выборную кампанию Соловьёва. Тем более, что одновременно это была бы и его выборная кампания, по результатам которой Питкевич мог бы получить почётную отставку и место представителя исполнительной власти Удмуртии в Совете Федерации. По соседству с кабинетом Александра Волкова, представителя законодательной власти республики в верхней палате.

Руководитель администрации Главы УР Андрей Гальцин теперь главный по аппарату.

«Волковские»

Что бы делал в СовФеде тандем Волкова и Питкевича? Некоторые полагают, что продолжил бы негласно (а, может быть, и вполне публично) влиять на управленческие решения внутри республики. При этом особая ставка делалась бы на укрепление сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина и на подготовку кандидата на смену Александру Соловьёву ближе к 2019 году — концу срока его полномочий. О возможных политических шансах «заговора сенаторов» сейчас можно рассуждать исключительно гипотетически. Один Волков без Питкевича с такой задачей вряд ли справится. Тем более в последние несколько дней - на торжествах в Балезино и на общегородском совещании в Ижевске он сделал всё, чтобы окончательно утратить возможность конструктивно влиять на врио Главы УР. Теперь за забронзовевшую голову бывшего бессменного руководителя Удмуртии, очевидно, поплатятся те, кого по каким-то причинам причислят к стану «волковских».

Временное правительство

Правительство и.о. премьера Виктора Савельева трудно назвать «правительством Савельева», по составу оно остаётся правительством Волкова с небольшими поправками Соловьёва. На своём месте с приставкой и.о. остался даже министр безопасности Виктор Балакин, чья должность сегодня выглядит явным анахронизмом, а министр связи Владимир Перешеин, хотя и потерял статус вице-премьера, сохранил за собой статус члена президиума правительства УР со всем своим прежним аппаратом. Министр имущественных отношений Рустем Зайнуллин, наоборот, исключён из состава президиума, но остался пока при министерской должности. Назначенцами с большей гарантией, чем у остальных и.о., можно считать продвинутых вверх бывших заместителей руководителей ведомств: Ларису Буранову, назначенную и.о. министра национальной политики; Максима Сорокина, и.о. министра по делам молодёжи и Владимира Финка, и.о. председателя РЭК УР. Понятно, что уверенно смотреть в завтрашний день могут и протеже самого Александра Соловьёва: повышенный в статусе до вице-премьера министр труда Сергей Фефилов и назначенный и.о. министра транспорта и дорожного хозяйства (вместо уволенного Олега Гарина) Виктор Вахромеев, начальник казенного учреждения УР «Управление автомобильными дорогами УР».

Срок полномочий всех и.о. министров и ответственных должностных лиц оговорен до «вступления в должность лица, избранного Главой Удмуртской Республики». По всем статьям в Удмуртии сегодня настоящее «временное правительство». Настолько временное, что многим до конца года предрекают смену работы. С гарантией в составе правительства, при условии избрания Соловьёва, помимо тех, кто получил новые назначения, только и.о. премьера Виктор Савельев, назначенный Александром Соловьёвым по настоянию Москвы. Это придаёт вес лично Савельеву, но в обозримой перспективе даже изменившееся по составу правительство вряд ли станет политической силой.

Агашин без «крыши»

Выделение «соловьёвских» из бывших «волковских» - очевидный тренд предвыборной политической жизни в Удмуртии. Этот процесс очень волнует раздутый при Волкове аппарат, но малоинтересен широким слоям населения. По-настоящему политическим является только быстро развивающееся напряжение между резиденцией врио Главы УР и администрацией сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина.

Несостоявшийся «преемник» Волкова сегодня работает в необычных для него условиях — без политической «крыши» в лице первых лиц республики, без гарантированной перспективы. От моральной поддержки бывшего президента УР никаких ресурсов у Агашина не добавится и в перспективе он может опираться только на собственную базу. С процессом создания этой базы связывают быстрый рост на муниципальных заказах и выделении земельных участков бизнеса, поднявшегося вокруг «Уралдомстроя». Этими же мотивами можно объяснить и последнюю кампанию городских властей по захвату частных и кооперативных автостоянок и опять обострившийся в связи со сменой власти в республике конфликт, связанный со сносом торговых комплексов на остановках общественного транспорта.

«Город» против «Республики»

В отличии от «войны» республиканского руководства в лице Волкова с Ижевском в лице первого избранного мэра Анатолия Салтыкова, определявшей политическую жизнь Удмуртии во второй половине 90-х годов, у нынешних властей Ижевска нет никакой идеологии. Что Ушаков, что Агашин были и остаются «чужими» для Ижевска, «наместниками Волкова», назначенными приглядывать за «захваченным» (а точнее сданным мэром Балакиным) президенту Удмуртии бывшим оппозиционным ему административным центром. Сегодня, в связи с переменами на республиканском уровне, новый конфликт города и республики становится почти неизбежным, поскольку разрешить его аппаратными средствами маловероятно. У врио Главы УР сегодня просто нет необходимых для этого административных инструментов, а сам писать заявление об отставке Агашин вряд ли захочет. У его «команды» ещё очень много начатых, но не доделанных бизнес-планов. Возможно, их уже пора пересматривать...