Новый сюжет в коммунальной «эпопее» с введением в заблуждение плательщиков подсказала наш общественный эксперт Рида Тимирьяновна Максимова. Речь идёт о применении норматива на теплоснабжение в многоквартирных домах, где тепло не учитывается общедомовым прибором учёта. Обратиться к этой теме побудил конкретный случай с домом по адресу ул. Союзная, 123.

Получив завышенное начисление по строке «отопление» и учинив дотошное разбирательство причин этого, жильцы, можно сказать, случайно узнали, что показания общедомового прибора учёта тепла при начислении им платежей перестали учитывать. Теплосчётчик оказался отключенным.

По всей видимости, отключение приборов учёта носит уже достаточно массовый характер. Конечно, есть объективные обстоятельства – прибор вышел из строя или пришел срок поверки точности его работы. Однако, похоже, во многих случаях управляющие компании просто переходят к начислению по нормативу, который, как известно, процентов на тридцать выше реального потребления и не ставят в известность собственников или их представителей в лице советов МКД.

Этот негласный «отказ» от счётчиков напомнил мне ситуацию 15-летней давности. Тогда тема энергосбережения муссировалась очень широко. И Горжилуправление, находившееся в то время под руководством Сергея Трухина, победно докладывало об установке сотен общедомовых теплосчетчиков, которые по муниципальному заказу изготовлялись на ИЭМЗ «Купол». Сколько всего их тогда установили, никто, видимо, достоверно не знает. И плату по ним, скорее всего, никогда не начисляли. С приходом в конце 2007 года на рынок ЖКХ ООО «Удмуртские коммунальные системы» (во главе которого поставили того же Трухина), тема учета тепла сошла на-нет. Новый «бум» случился в 2008-2009 г.г., когда дома начали массово уходить под управление частных УК, а те одним из главных «пряников» сулили именно рачительное расходование и учет дорогостоящих коммунальных ресурсов. Количество домов со счетчиками кратно увеличивалось, стремясь к 100-процентному охвату.

Сегодня установленные 5-6 лет назад счетчики, конечно, требуют поверки. Но это хлопотно и стоит денег. Поэтому их тихой сапой просто отключают. После чего начисляющие платежи организации оказываются перед необходимостью применять какой-нибудь «инструмент» - как насчитать оплату за тепло? Выход нашли быстро: считать как раньше — по нормативу, когда ни у кого счётчиков не было! Количество гигакалорий на квадратный метр по утвержденной в РЭК стоимости одной гигакалории.

Разбираясь в хитросплетениях конкретного случая, Рида Максимова начала свои изыскания с норматива, указанного в платёжках жителей дома № 123 по ул. Союзной – 0,021 Гкал/м².

Откуда бухгалтерия ООО «Удмуртская энергосбытовая компания» взяла эту цифру? Оказалось, что именно такое значение приведено в приложении «Нормативы потребления коммунальных услуг по г. Ижевску», утверждённом постановлением вице-мэра г. Ижевска  № 184 еще 25 апреля 2002 года! То есть, 12 лет назад! Изменения в указанное постановление вносились не менее шести раз, но норматив оставался прежним.

Тут придётся напомнить еще один сюжет из середины нулевых годов, когда при Общественном Совете пенсионеров, возникшем на волне митингов против монетизации льгот, была создана рабочая группа по тарифам, члены которой очень активно начали «пробивать» пересмотр завышенных нормативов на потребление тепла в Ижевске. И ведь добились! Постановлением Администрации г. Ижевска от 28.12.2009 г. № 1285 для полутора тысяч многоквартирных домов, где на тот момент общедомовых приборов учёта не было, нормативы снизили с 0,021 до 0,016 Гкал/м², т.е. примерно на четверть.

Рассмотрим ситуацию на примере дома Союзная, 123. Если начислять приходится не по счётчику, то надо проверить наличие этого дома в перечне, упомянутого выше постановления № 1285 от 28.12.2009 г.  Во-первых, в этом перечне точно не будет домов, построенных после даты выхода постановления. Тем более что все дома сейчас сдают с общедомовыми приборами учета. Это требование нового законодательства об энергосбережении. Во-вторых, поскольку, согласно ст. 157 ЖК РФ, уже пятый год нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются субъектом РФ, а не муниципальными властями, все эти нормы из 1285-го постановления нельзя считать легитимными. И осенью прошлого года Администрация г. Ижевска признала утратившим силу 746-е постановление, на которое ссылается 1285-е постановление.

Однако, помимо того, что применяется норматив, утверждённый ненадлежащим органом, он ещё и устарел. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 306 «Об утверждении нормативов на коммунальные услуги», срок действия нормативов не менее трёх лет. Изменение нормативов происходит, если изменяются условия, включая климатические, когда объем потребления коммунальных ресурсов (тепловой энергии и др.) изменяется более чем на 5 процентов. И это резонно – все мы помним, какими необычайно тёплыми были зимы второй половины нулевых годов. В 306-м постановлении описаны и методы – расчётный либо аналоговый, с помощью которых следует находить новые значения нормативов.

Инициировать пересмотр незаконных расчётов сегодня может только правительство УР или ресурсоснабжающая организация. Но в нестандартных ситуациях (отключен «управляйкой» на неопределенный срок или умышленно демонтирован вредителем-управдомом) «Удмуртские коммунальные системы» никогда не инициировали установление нормативов для МКД, оборудованных общедомовыми приборами.

В мае 2013 года Правительство УР утвердило новые нормативы на ХВС, ГВС и водоотведение в жилых помещениях, а также нормативы на общедомовые нужды (ранее они устанавливались городской администрацией). А где же новый норматив на отопление?

Старшая по дому № 123 по ул. Союзная Людмила Ивановна Ерёмина поинтересовалась у специалиста Минстроя: почему до сих пор действует старый норматив - 0,021 Гкал? В ответ ей сослались на принятое Правительством УР постановление от 10.09.2012 г. № 397 «Об особенностях применения в УР в 2012-2014 г.г. правил предоставления коммунальных услуг». Согласно данному документу, установлено, что в этот период в Удмуртии применяется прежний порядок расчета платы за отопление. При этом берутся нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории УР по состоянию на 30 июня 2012 года. Такого же мнения придерживаются и в Управлении ЖКХ Администрации г. Ижевска и в Госжилинспекции УР. Так всё вернулось к той же самой цифре – 0,021 Гкал, значению незаконному, устаревшему и принятому ненадлежащим органом!

Кому выгоден этот норматив? Ясно, что «продавцу» и, видимо, «посредникам», а не жителям, которым приходится переплачивать. Есть информация, что кто-то из граждан, житель Октябрьского района Ижевска, якобы обратился в суд о признании 184-го постановления недействующим, вроде бы выиграл, но администрация г. Ижевска, якобы оспаривает это решение.

Но и это ещё не всё! Как утверждает Рида Максимова, норматив – 0,021 Гкал – неправомочен еще и потому, что взят из документа, относящегося к «жилым домам с централизованными системами теплоснабжения», тогда как, согласно ЖК, «жилой дом» и «многоквартирный дом» - это не одно и то же! В первом случае отсутствует общедомовое имущество, это частное домовладение! Таким образом, делает вывод Рида Максимова, на сегодня в Ижевске фактически нет законным образом выведенных нормативов на потребление тепловой энергии в случае, если рассчитывать платёж приходится при неработающем счётчике.

На мой взгляд, если затронутая проблема ударяет по карману граждан и правам потребителей, то прямая обязанность Прокуратуры УР, Роспотребнадзора, Госжилинспекции разобрать эту ситуацию «по косточкам» и с помощью «рычагов», данных им государством, воздействовать на неё в рамках законодательства.

Для начала надо обязать Правительство УР установить новый, актуальный норматив. Затем выдать предписание «управляйкам» своевременно отдавать на поверку приборы учёта. На период отсутствия счётчика плату рассчитывать по среднемесячным показаниям за предыдущий год. Это, кстати, обязанность УК, которые берут дополнительную плату за содержание и ремонт узла учета тепловой энергии. При этом ставить в известность Советы МКД, что прибор, который является общедомовым имуществом, отключен или отдан в Центр метрологии. И не гонять людей по инстанциям, кивая друг на друга.

Если уж простые граждане сумели разобраться в том, что наворотили чиновники вкупе с бизнесменами от ЖКХ, то прокуроры с инспекторами ГЖИ и РПН могут прямо воспользоваться этим материалом для возбуждения своих производств.