Чтобы попасть в состав участковой избирательной комиссии (УИК), свидетелям по уголовному делу № 03/462 бухгалтеру Марине Горбуновой, юрисконсульту Рашиду Хуснутдинову (возглавляющему сегодня УИК № 434) и обвиняемому по этому делу заместителю директора ЗАО «Зарница» Александру Борисовичу Иванову потребовалось совсем немного — всего лишь провести «собрание избирателей» в составе пяти человекКак такое стало возможным? Каким образом каждый третий член участковой избирательной комиссии № 434 (в том числе её председатель) теперь должен являться к следователям на допросы, а над одним из членов висит обвинение в совершении тяжкого преступления? На днях редакция «Д» попыталась разобраться в этих сложных вопросах. Выяснилось, что виноватых нет. Точнее, никто не хочет взять на себя ответственность.
Сыграли в «Зарницу»
Чтобы попасть в состав участковой избирательной комиссии (УИК), свидетелям по уголовному делу № 03/462 бухгалтеру Марине Горбуновой, юрисконсульту Рашиду Хуснутдинову (возглавляющему сегодня УИК № 434) и обвиняемому по этому делу заместителю директора ЗАО «Зарница» Александру Борисовичу Иванову потребовалось совсем немного — всего лишь провести «собрание избирателей» в составе пяти человек, якобы членов трудового коллектива некоего ЗАО «Зарница». А затем направить это решение вкупе с заявлениями кандидатов в соответствующий избирком. Членство в избирательной комиссии может являться неплохим способом затянуть расследование уголовного дела, остановить передачу материалов дела в суд, а в конечном итоге помочь заинтересованным лицам избежать ответственности или минимизировать наказание.
Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», возбудить в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса уголовное дело, привлечь его в качестве обвиняемого, заключить под стражу возможно не иначе как по решению руководителя территориального управления Следственного комитета. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без санкций прокурора. Кроме того, у члена участковой комиссии есть право обжаловать работу комиссии в судебном порядке, и он может, таким образом, использовать это право для сохранения за собой своих полномочий.
Как пройти в УИК?
Уголовное дело по факту покушения на хищение чужого имущества и приобретения на него права собственности, где фигурирует Иванов, органы следствия МВД по УР возбудили 19 июня 2012 года. Спустя почти год, очевидно, непросто давшийся следователям, заместителю директора ЗАО «Зарница» Александру Иванову было предъявлено обвинение в покушении на мошенничество в особо крупном размере. Это произошло
26 апреля 2013 года.
Следователи не знали и не могли, очевидно, знать что 4 марта 2013 года Александр Иванов с группой подчинённых-свидетелей провели «собрание избирателей» под председательством гендиректора ЗАО «Зарница» Альбины Опариной и при ведении протокола секретарём собрания Татьяной Андрюковой и подали документы для включения их в состав избиркома. Соответствующее решение было утверждено постановлением № 53.1 Первомайской ТИК г. Ижевска 22 апреля, за четыре дня до предъявления Иванову обвинения в совершении преступленияСледователи не знали и не могли, очевидно, знать что 4 марта 2013 года Александр Иванов с группой подчинённых-свидетелей провели «собрание избирателей» под председательством гендиректора ЗАО «Зарница»Альбины Опариной и при ведении протокола секретарём собрания Татьяной Андрюковой и подали документы для включения их в состав избиркома. Соответствующее решение было утверждено постановлением № 53.1 Первомайской ТИК г. Ижевска 22 апреля, за четыре дня до предъявления Иванову обвинения в совершении преступления.
Любопытно, что сам Александр Иванов скрыл этот факт от следствия. О членстве обвиняемого и группы свидетелей в избиркоме стало известно лишь после 30 января 2014 года, когда, как удалось выяснить «Д», уголовное дело в отношении Александра Борисовича Иванова было направлено следователями в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. И тут Иванов признался... Представив в прокуратуру документы о своём членстве с правом решающего голоса в участковой избирательной комиссии № 434 и поставив, таким образом, правоохранителей перед фактом — расследованием уголовного дела в отношении него занимался ненадлежащий следственный орган. 10 февраля 2014 года Иванов пожаловался в прокуратуру на неквалифицированные действия следователей МВД, подтвердив документально, что он является членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. А, значит, им должны заниматься не полицейские, а следователи из СУ Следственного Комитета. Так уголовное дело вернулось на начальную стадию расследования. Время покажет, сумеют ли следователи СУ СК пройти этот путь быстрее, чем полицейские. Член УИК № 434 Александр Иванов, вероятно, надеется на свою занятость подготовкой к выборам Главы УР. Но до начала выборных процедур у следователей есть ещё целых три месяца.
Нужное место
Чтобы понять, как можно из фигуранта уголовного дела стать «смотрящим» за законностью проведения выборов, сотрудники редакции «Д» прошли по всем инстанциям, начиная с общеобразовательной школы № 46, где на период выборов размещается участковая избирательная комиссия № 434, до ЦИК Удмуртской Республики.
По численности избирателей участок № 434 считается небольшим. По официальным данным, за ним закреплено всего 795 избирателей. Участок охватывает 13 домов на ул. Ленина; 9 домов – на ул. Советской; 4 дома, включая здание самой школы - в переулке Прасовском; по одному дому на улицах Орджоникидзе и Карлутская Набережная. Все дома здесь – либо ветхие бараки, либо старые малоэтажные постройки типичной для Соцгорода архитектуры. Многих из домов, официально числящихся, по факту в реальности уже нет. Новый состав УИК № 434 сформирован из восьми человек с правом решающего голоса, три голоса из которых принадлежат «троице» из ЗАО «Зарница».
«По большей части комиссия была представлена выдвиженцами от региональных отделений политических партий. Кроме них — был экономист с Ижевского мехзавода, учитель начальных классов школы. Председателем комиссии была директор школы, заместителем председателя – я, заведующая школьной библиотекой. Вот весь состав, - рассказывает Елена Анатольевна, бывший зампред УИК № 434. - Таким составом мы прошли три избирательные кампании».
«Выборная кампания с установленным днем голосования 14 сентября для нас, преподавателей и сотрудников школ, крайне неудобна,- объясняет Елена Анатольевна причину того, почему сотрудники школы не вошли в новый состав УИК. - В конце лета и в сентябре у нас горячая пора: комплектование, тарификация, свои кипы документов, прием детей».
По словам заведующей школьной библиотекой, учителям и директору школы - бывшим членам комиссии ничего не известно об обновленном составе участковой комиссии. И они в глаза не видели выдвиженцев ЗАО «Зарница». Впрочем, не удивительно: в своем заявлении в Первомайскую ТИК г. Ижевска обвиняемый в покушении на мошенничество Александр Иванов честно написал, что не имеет опыта работы в избирательных комиссиях.
У ТИКа нервный тик
Узнав о цели визита в Первомайскую ТИК г. Ижевска сотрудников редакции «Д», председатель комиссии Любовь Мицевич наотрез отказалась отвечать на какие-либо вопросы. Хотя, судя по вывеске перед дверями комиссии, в это время по графику как раз должна была идти «работа с избирателями, представителями объединений...». Не помогли ни ссылки на закон о СМИ, ни долгие уговоры.
«Не могу, не хочу и не буду отвечать на ваши вопросы», - непреклонно повторяла Любовь Фёдоровна. «Никаких комментариев я вам не давала, и, если вы напишите, что мы с вами о чем-то говорили, я буду опровергать эту информацию в суде. Честно? Не хочу говорить», - отбивалась председатель комиссии. «Я не могу давать вам никаких комментариев, понимаете?! Я вообще не хочу, чтобы про меня что-то писали». В свою поддержку Любовь Фёдоровна Мицевич открыла брошюрку Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и, вооружившись этим солидным документом, констатировала: «Меня не удивляет то, что они оказались в комиссии, потому что мы ни на шаг не отступаем от закона, мы чисто физически этого сделать не можем».
Попытка узнать: а был ли выбор? Может быть, были другие кандидаты, кроме скандальных кандидатов в члены УИК из ЗАО «Зарница»? - также не принесла результата. «Как будто я в чем-то виновата! – не выдержала председатель Первомайской ТИК г. Ижевска Любовь Мицевич. – Я больше всех еще пострадала. По мне видно, насколько я переживаю, что у нас оказались такие люди». По ней действительно «было видно» - всё лицо Любови Фёдоровны во время нашего недолгого разговора покрылось красными пятнами.
Даже не ЦИКнут
После общения сотрудников редакции «Д» с представителями вышестоящей комиссии стало понятно, почему Любовь Мицевич «больше всех пострадала». Её начальство в ЦИК Удмуртской Республики не собирается отвечать за то, кто под их чутким руководством попадает в составы УИКов.
Секретарь Центральной избирательной комиссии УР Олег Пырегов на заданные вопросы пояснил, что основанием для исключения члена избиркома из состава комиссии может быть только обвинительный приговор суда. «На стадии следствия вывести членов из состава избирательных комиссий не представляется возможным. Исключение членов по решению суда – в сфере полномочий территориальных комиссий, не Центризбиркома». Однако кое в чём все же признался. «Конечно, нам представляют списки составов участковых комиссий, но окончательные решения и постановления по ним выносят ТИКи», - перевёл стрелки вниз секретарь ЦИК УР Олег Пырегов.
«Тоже считаю, что нечего делать в избирательной комиссии, если ты под следствием! - со всем согласился Олег Пырегов. - Но народ-то у нас ушлый! Всё пытается отыскать лазейки!», - продемонстрировал представитель ЦИК УР большой опыт знания жизни. По его словам, кстати, «в последнее формирование составов комиссий весной 2013 года было из кого выбрать». «Среди кандидатов была легкая конкуренция», - сообщил секретарь ЦИК УР. Ну, что же, остаётся только констатировать, что, видимо, ловкий предприниматель оказался слишком хорошо знаком с этими правилами «легкой конкуренции»...