Манипуляции «ИжГЭТ» с «арестом» субсидированных пенсионных транспортных карт носят массовый характер. Помимо многочисленных звонков в редакцию, это подтверждают и в самом муниципальном автономном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг города Ижевска». Примерно о 100 ежедневных случаях блокировки транспортных карт пенсионеров обмолвилась представитель МФЦ Елена Райдер25 февраля в возмутительной ситуации оказался 66-летний ижевский пенсионер Олег Гребенников. Войдя в трамвай 9-го маршрута в центре города, он, как обычно, передал кондуктору электронную карту пенсионера для покупки билета. Кондуктор потребовала пассажира предъявить также пенсионное удостоверение. Он предъявил.
Прежде, как рассказывает Олег Семёнович, пенсионеров редко просили вместе с транспортной картой передавать документ, подтверждающий пенсионный статус, отчего он вслух удивился: «Вы первая, кто просит у меня удостоверение», чем, видимо, вызвал неудовольствие кондуктора. Тем не менее, по словам Олега Семёновича, никаких нареканий по поводу продемонстрированного пенсионного удостоверения не возникло. Нужно – пожалуйста, взгляните. Кондуктор оторвала билет, и на этом их общение закончилось.
О том, что его транспортная карта недействительна, Олег Гребенников неожиданно узнал через два дня, когда попытался оплатить следующую поездку. Женщина-кондуктор уведомила обескураженного пенсионера о том, что его карта 26 февраля внесена в «черный список» и выдала корешок со следующей информацией:
«Уведомление. Ваша карта будет заблокирована в течение двух рабочих дней по причине нарушения правил пользования, установленных в положении об электронной транспортной карте пенсионера г. Ижевска от 30 дек 2013 (использование карты без предъявления пенсионного удостоверения, использование карты не держателем карты, отсутствие требуемой информации на карте)».
И на оборотной стороне: «заблокированная карта не подлежит дальнейшему использованию, неиспользованные поездки не восстанавливаются».
Пожилому мужчине пришлось оплачивать проезд за свой счет.
- Ни одно из трех перечисленных в уведомлении правил я не нарушил, - рассказывает пенсионер. – Карта выдана на мое имя и ранее по ней обилечивали без вопросов, пенсионное удостоверение я предъявил, карта новая, никаких механических повреждений на ней не было. Думаю, в данном случае сыграл роль человеческий фактор: «арестовав» мою карту, кондуктор решила скрытым образом по каким-то личным мотивам мне «насолить». Просто не понравился я ей, наверное...
Олег Семёнович пытался выяснить, каким путем можно оспорить принятое кондуктором решение о блокировке транспортной карты. Вот что он рассказывает о своём общении с представителями администрации МУПа:
- Пытался обжаловать действия кондуктора в администрации МУП «ИжГорЭлектроТранс» и в МФЦ (многофункциональный центр, где карты выдаются – Ред.). Ситуация патовая: в организациях меня стали уверять, что кондуктор не стала бы безосновательно блокировать карту. Они в принципе не допускают, что их сотрудник может пусть даже не отомстить, хотя бы ошибиться!
За замену заблокированных карт «наказанные» таким образом пенсионеры вынуждены заплатить 50 рублей. Кроме этого, расходы на проезд в общественном транспорте, оплаченные по общим тарифам за время отсутствия карты, не компенсируются. Но главное неудобство для людей пожилого возраста – это, конечно, лишние хлопоты и моральные издержки.
За один рабочий день на сотне заблокированных транспортных карт пенсионеров МУП «ИжГЭТ» неплохо зарабатывает. Посчитаем буквально «на пальцах»: за восстановление 100 заблокированных карт «ИжГЭТ» ежедневно получает от пострадавших граждан 5000 рублей или в среднем 150.000 рублей в месяцРедакция попыталась выяснить, по каким причинам пассажир, нарушивший, по мнению кондуктора, правила пользования картой, не был об этом предупрежден в момент принятия решения, и почему данное действие не было каким-либо образом зафиксировано с указанием причины блокировки карты. Есть ли способ оспорить блокировку, если пассажир посчитает, что его права были нарушены? Как избежать произвола в практике применения санкционированных руководством «ИжГЭТ» карательных, по сути, мер?
В поисках ответов пришлось обзвонить порядка трех десятков специалистов из МУП «ИжГЭТ», районных МФЦ и трамвайного депо, но только трое из них смогли дать приблизительные ответы на поставленные вопросы.
- Иногда просто предупреждают, иногда сразу блокируют карту, - пояснила специалист МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ижевска» в Октябрьском районе». - Мое дело - выдать новую карту.
- С такими конфликтами я не разбираюсь. Я сижу, блокирую карты на основании составленных кондукторами дубликатов проездных документов «заблокированных» пассажиров, - рассказала другой специалист МФЦ г. Ижевска в Октябрьском районе. -Наверно, в вашем случае нужно куда-то писать жалобу.
Самые одиозные заявления прозвучали от специалиста МФЦ Елены Райдер:
- Я с Вами уже так долго разговариваю, хотя вовсе не в моих обязанностях - разбираться в конфликтах между пассажиром и кондуктором. Я тут третье лицо. У нас и по чужому удостоверению ездят, и не предъявляют его вовсе. Постфактум-то все могут говорить всё, что угодно.
Однако Елена Райдер пообещала назвать причину блокировки обратившегося к нам пассажира, если я продиктую ей номер транспортной карты. Через несколько минут я перезвонила и продиктовала номер заблокированной карты Олега Семёновича. Персональные данные бывших держателей арестованных карт специалистам при этих операциях не доступны, информация о причине блокировки выдается исключительно по номеру карты. Елена Райдер уверенно заявила: «Отсутствие документа», имея в виду пенсионное удостоверение.
- Ну, а почему мы должны верить пассажиру, а не кондуктору? - спросила меня Елена Райдер. - Понимаете, кондуктор не заинтересован в блокировке карт пассажиров. Ему за это премии не выписывают. Это для него лишняя работа. А пассажир заинтересован в том, чтобы себя реабилитировать. У вас есть свидетели, которые скажут, что ваш пенсионер показывал удостоверение? Нет.
- Почему Вы не допускаете возможность, что кондуктор могла «насолить» чисто по-человечески, из вредности? – поинтересовалась я.
- По-человечески было, когда мы полтора года мучились, пытаясь приучить пенсионеров к дисциплине, воспитать их. Сейчас, знаете, с такими мерами, стало намного легче.
Акта и не будет – а зачем он? Причина указывается на дубликате. Я думаю, кондуктор уведомила его о блокировке карты. Оспорить вы уже ничего не сможете. Ваш пенсионер должен просто сознаться.
Примерно такой же диалог состоялся с Еленой Райдер и у самого Олега Гребенникова.
- Это маразм и унижение. На основании какого закона, приказа кондуктор уполномочен отправлять пассажиров в «черный список»?! - возмущается Олег Семенович. – И почему не требуют показаний свидетелей с кондуктора?
Манипуляции «ИжГЭТ» с «арестом» субсидированных пенсионных транспортных карт носят массовый характер. Помимо многочисленных звонков в редакцию, это подтверждают и в самом муниципальном автономном учреждении «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг города Ижевска».
Примерно о 100 ежедневных случаях блокировки транспортных карт пенсионеров обмолвилась представитель МФЦ Елена Райдер.
«трюки» с заблокированными транспортными картами пенсионеров могут приносить транспортному предприятию до 49 тысяч 183 рубля в день или до 1 млн 475 тыс. 490 рублей в месяц, а это почти 18 млн рублей в течение года. На наш взгляд, кто такие несовершенные правила утвердил, тот и должен их поправить. Для этого требуется, чтобы депутаты (слуги народа!) внесли поправки, которые бы однозначно формализовали ситуации, каким образом и при каких обстоятельствах транспортная карта пенсионера может быть заблокированаСогласно Постановлению Администрации г. Ижевска от 30 декабря 2013 «Об утверждении Порядка предоставления проезда в городском автомобильном и электрифицированном пассажирском транспорте общего пользования по электронной транспортной карте пенсионера города Ижевска и Положения об электронной транспортной карте пенсионера города Ижевска », вступившему в силу с 1 января 2014 года, МФЦ обязан выдать новую транспортную карту в течение трёх рабочих дней с момента подачи заявления, неиспользованные поездки при этом не восстанавливаются.
За один рабочий день на сотне заблокированных транспортных карт пенсионеров МУП «ИжГЭТ» неплохо зарабатывает. Посчитаем буквально «на пальцах»: за восстановление 100 заблокированных карт «ИжГЭТ» ежедневно получает от пострадавших граждан 5000 рублей или в среднем 150.000 рублей в месяц.
Одна поездка пенсионера обходится сегодня бюджету Ижевска в 9,35 рублей (до 1 января 2014 г. - дня отмены монетизированной активации карты - карта активировалась после перечисления из бюджета на лицевой счет пенсионера суммы 320 руб. на 36 поездок).
Попробуем посчитать и эти деньги. Теоретически до момента блокировки своей карты пенсионер мог вообще не успеть ею воспользоваться. Умножим 40 «разрешенных» с этого года социальных поездок на стоимость одной поездки (9,35 руб.) получим 374 рубля. Умножим эту цифру на 100 условно блокируемых кондукторами «ИжГЭТ» каждый день транспортных карт — получим до 37.400 рублей в день или до 1 млн 122 тыс. бюджетных рублей (!) в месяц, не доходящих до пенсионера, зато остающихся на счету транспортного предприятия.
Стоит также отметить, что в течение трёх рабочих дней, пока МФЦ изготавливает новые транспортные карты, пенсионеры покупают билеты в общественном транспорте за свой счет. Своим Постановлением Администрация г. Ижевска установила для городских пенсионеров лимит в 40 поездок в месяц, предполагая, что пожилому человеку 1,33 поездки в день – достаточно. Что ж, если представить, что «заблокированный» пенсионер обратился в МФЦ с заявлением сразу же после «ареста» карты, и даже при условии, что три рабочих дня не разбиты двумя выходными или праздничными днями, то 1,33 поездки за 3 дня для нельготных категорий граждан обходятся с 1 марта 2014 года в 67,83 рубля. Умножим эту сумму (67,83 руб.) на 100 условно заблокированных карт в день, получим дополнительные 6.783 рубля в кассу «ИжГЭТ» или 203.490 рублей в месяц.
Итого: «трюки» с заблокированными транспортными картами пенсионеров могут приносить транспортному предприятию до 49 тысяч 183 рубля в день или до 1 млн 475 тыс. 490 рублей в месяц, а это почти 18 млн рублей в течение года.
На наш взгляд, кто такие несовершенные правила утвердил, тот и должен их поправить. Для этого требуется, чтобы депутаты (слуги народа!) внесли поправки, которые бы однозначно формализовали ситуации, каким образом и при каких обстоятельствах транспортная карта пенсионера может быть заблокирована. Но уж точно это не может быть «секретом» для владельца карты и сам он должен быть в тот же момент поставлен в известность о причинах примененных к нему мер. Тут ничего не надо изобретать — всё это есть в КоАПе, которым лицо, фиксирующее нарушение, обязано составить протокол о нём в тот момент, когда нарушение обнаружено. Под актом должна стоять и подпись нарушителя. Вот и всё.