На прошлой неделе депутаты Госсовета УР отклонили инициативу Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш», настаивающей на введении обязательного изучения удмуртского языка в школах. На другой день мы поинтересовались у первых встречных: Что могло бы их побудить изучать удмуртский язык? За одним спрашивали об их отношении к обязательному изучению удмуртского языка в школах и что остановит потерю самоидентификации удмуртов? В конце опроса каждому респонденту предлагалось сказать что-нибудь по-удмуртски.  

Ирина, ученица 11 класса:

- Вряд ли я согласилась бы изучать удмуртский. Наверное, я изучила бы его, только если намеревалась прожить в Удмуртии всю свою жизнь. Сейчас у меня нет желания оставаться в республике на продолжительное время. Мне кажется, люди покидают Удмуртию по социальным, экономическим и политическим причинам, от государственной политики, проводимой республикой. Если взглянуть на ситуацию не с личной, а с глобальной позиции, то, наверное, правильно, что нужно предпринимать что-то радикальное для поддержания удмуртов как самостоятельного этноса. Насчет обязательного изучения удмуртского языка я бы подумала… Нельзя заставить изучать язык насильно. Нужна собственная инициатива, собственное желание. Я помню небольшой отрывок из удмуртской сказки про колобка, которую мне в детстве рассказывала мама. Наверное, в нем много грамматических и лексических ошибок:

Колобкысь, колобкысь,
Пуксьы лисъяннылысь.
Пуксьы лисъяннылысь,
А мар овэл колобкысь?

Софья, ученица 11 класса:

- К примеру, почему люди изучают английский язык? Потому на нём снято множество культовых фильмов, написано множество бестселлеров. То же самое – и с другими европейскими языками. В случае с удмуртским нет прихода в язык через богатство культуры. Это язык, который остается в прошлом. У него нет шансов на существование в будущем. С удмуртской культуры сегодня взять нечего. Я думаю, что обязательное изучение удмуртского языка в школах породит только ненависть и раздражение у русскоговорящего населения. У меня есть друзья, изучающие удмуртский язык в школах. Особого энтузиазма нет! А не интересно, потому что они не видят, где будут использовать его в дальнейшем. Я не знаю удмуртского языка. Знаю только: Зечбуресь! – Здравствуйте! Шунды – солнышко. Яратон – любовь.

Ирина:

- Ну, скорее всего, надо знать удмуртский язык, потому что мы живем в Удмуртии. Только поэтому. Больше не знаю, почему. Сама я язык не знаю, в школе не изучала. Сказать что-то по-удмуртски? Ну, по утрам слышу в новостях: … (молчание)… нет, не воспроизведу (смеется).

Валентина:

- Что нужно сделать, чтобы захотелось изучать язык? Нужно говорить о достижениях удмуртов, которые наверняка имеются, но мы о них ничего не знаем. Нужна информация, реклама, освещение достижений и деятельности удмуртов через средства массовой информации: телевидение, радио, печатные издания, постоянно должны появляться новые литературные произведения. Когда я была маленькой, у меня была очень интересная книга - «Удмуртские сказки», я ее очень любила. Сейчас наши дети таких книжек уже не читают, потому что их не издают. Знаю слово «Зечбуресь!»

Саша, школьник:

- Нет, я не хочу учить удмуртский язык, потому что я учу английский.

Лидия Афанасьевна:

- Нет, я против обязательного изучения удмуртского языка в школах. Зачем это надо? Меня ничто не побудит к изучению удмуртского. Совсем. Удмурты пусть изучают, они должны знать свой родной язык, а нам – ни к чему.

Нина:

-Я за изучение удмуртского языка в школах, потому что я - удмуртка. Мы все должны знать удмуртский язык, потому что мы живем в Удмуртии. Это же интересно - знать два языка! Я разговариваю на удмуртском языке с мамой, дети мои – понимают удмуртский, но не говорят на нём, а внуки – и не знают, и не понимают свой родной язык. У нас очень мало рекламы, и сами удмурты очень редко встречаются. Сами мало изучают, мало интересуются своим родным языком! Если в школе удмуртский язык поднимут, то, конечно, дети сразу станут им интересоваться. И мы, взрослые, конечно, тоже сразу начнем этим заниматься… Что-то будем думать… надо досуг для детей… организовывать… и взрослых.

Илья:

-Преемственность должна быть хоть какая-то в семье. Если под одной крышей живут три поколения удмуртов, и мать, и отец говорят на удмуртском, их ребенок, соответственно, тоже удмуртом будет. Они должны больше разговаривать между собой на удмуртском. Нужно привлекать внимание детей к удмуртской культуре, больше рассказывать им про нее, рассказывать, откуда вообще пошли удмурты. Язык-то удмуртский, может быть, как раз и отталкивает тех, кому он тяжело дается. У школьников и без того большие нагрузки, чтобы еще изучать удмуртский язык. А вот само привлечение к удмуртской культуре – дело! Я нейтрально отношусь к изучению удмуртского языка в школе. Когда был маленький, знал некоторые удмуртские слова. На магазинах, например, писали слово «Нянь» - хлеб. Что бы лично меня побудило изучать удмуртский язык? Наверно, если удмуртский народ или Удмуртия будут на грани исчезновения, тогда я выучу язык. Чтобы народ не вымер. Сказать что-нибудь? Ӟечбуресь, гажано эшъёс! – как переводится, я даже точно не знаю, это что-то типа приветствия, с таких слов обычно начинают телевизионные передачи.