Все знают, как наш Сан Саныч не хотел уходить. Когда уже экс-президент Волков вышел с «последним словом» к трибуне в зале заседаний Дома правительства, он и сам не мог скрыть явно разрывавшей его изнутри обиды. Что в таких случаях говорят? Благодарят за совместную работу, просят простить, если что-то было не так, несколько тёплых слов в адрес преемника и пожелание всем долгой и плодотворной работы на благо народа республики. О чём говорил Волков? Опять о себе любимом...

Буклет в наследство

За десять минут выступления он два раза успел продемонстрировать какой-то новый буклет о достижениях Удмуртии под его, естественно, руководством. Похоже, что этот буклет специально изготовили только для того, чтобы было что раздать на торжествах по случаю предполагавшегося назначению Александра Волкова врио Главы УР, а потом и на каждой «информационной» встрече с учителями, врачами, работниками культуры и т.д. Не срослось.

Теперь вот непонятно, что сделают с тиражом этой «литературы» (оплаченной налогоплательщиками) при новом-то главном кандидате на роль первого лица Удмуртии? Скорее всего, напечатают новый, подверстав к «устаревшему» Волкову «более молодого» Соловьёва.

Что на уме, то и на языке

Этот «юмор» про полтора года разницы между Волковым и Соловьёвым отставник муссировал в своём выступлении довольно долго, очевидно, добиваясь нужной ему реакции зала. Добился. Видные представители республиканского истеблишмента ожидаемо посмеялись. Над кем? - подумал я, сидя в окружении членов правительства и высокопоставленных сотрудников администрации экс-президента Удмуртии. На лице Александра Васильевича Соловьёва в этот момент появилось что-то вроде дежурной улыбки. Очень натянутой и, я бы сказал, тяжёлой. Все сидящие в зале были перед ним как на ладони.

Второй пассаж из прощального выступления Волкова: «Всем вместе нам надо радоваться тому, что не Бусыгин...», лично мне был ближе. Есть основание. Оказавшийся несостоятельным управленцем-производственником и таким же несостоятельным потенциальным кандидатом во врио Главы УР, отставной гендиректор ОАО НПО «Ижмаш» («Концерн Калашников») Константин Бусыгин (видимо, заранее решив «почистить» ряды своих предполагаемых критиков) лично написал в УФСБ заявление о возбуждении уголовного дела, на основании которого сотрудники этой спецслужбы осенью прошлого года перерыли мою квартиру и редакцию газеты «День». Вот уж, действительно, «надо радоваться»... За 20 «волковских» лет пришлось столкнуться со многими формами давления и от разных рисков искать спасения, но следователи УФСБ ещё ни разу не пугали меня тюрьмой по столь тяжкой статье.

Виновник торжества

Однако было необычно слышать с трибуны в Доме правительства откровенный выпад в адрес человека, который, по информации в СМИ, числится сегодня в помощниках полпреда президента РФ в ПФО. Как-то это не укладывалось в общую практику современного российского политеса. Ну, можно, наверное, объяснить прозвучавшую реплику одного несостоявшегося кандидата в Главы УР о другом несостоявшемся кандидате невозможностью бросить камень лично в полпреда Михаила Бабича. Его в кулуарах называют главным «виновником» отставки бессменного президента УР.

Открыто «наезжать» на полпреда в сложившейся ситуации стал бы разве что тот, кому уже нечего больше терять. А экс-президенту Волкову пока есть что терять. И даже, по словам полпреда Бабича, есть ещё что получать: очередной орден «За заслуги перед Отечеством» и федерального уровня должность — явная синекура. Казалось бы, что ещё нужно 62-летнему и сильно уставшему (по внешнему виду) человеку, просидевшему два десятилетия в высоких кабинетах, распоряжавшемуся в эти годы сотнями миллиардов рублей и, очевидно, давно накопившему на безбедную жизнь? В прошлый четверг по грустному лицу экс-президента Волкова было видно, что ему не хватило ещё каких-нибудь пяти лет такой же тяжёлой жизни...

На прощание полпред Бабич вручил Волкову средних размеров тёмно-зелёную коробку-ларец. «Ящик Пандоры» какой-то... - первое, что пришло мне в голову. Волков его открывать не стал. По крайней мере, на публике.

По опыту 90-х

Что теперь? Если по-крупному. При Соловьёве должна сформироваться новая повестка дня для Удмуртии. Совершенно другая повестка, без всякого рода извращённых «ленд-лизов» в виде строительства бассейнов, школ и домов культуры «в обмен» на показатели средних надоев молока на одну корову в районе. Многие не верят, что Соловьёв надолго. Может быть только до выборов? Я думаю, что Соловьёв будет участвовать в выборах Главы УР. А «ненадолго» это насколько? Такого, чтобы опять на двадцать лет (или даже на десять) и не надо. По аналогии с 90-ми впереди нас ждут 4 года сплошной динамики только на другом витке нашей истории. Сегодня Александр Соловьёв это примерно та же фигура, какой в начале 90-х годов стал для Удмуртии председатель Верховного Совета УР  Валентин Тубылов. Он тоже возник как бы из ничего (подумаешь, разжалованный районный партсекретарь). А конкуренция была и ещё какая - в начале 90-х в республике не было дефицита субъектов политической и экономической жизни. И тренды формировались, на мой взгляд, весьма интересные. До тех пор, пока в эпицентре политической жизни не появился Волков... И его большие амбиции. Без системного содержания, борьба за власть в чистом виде. История может и повториться. Но у истеблишмента и активных групп гражданского общества есть четыре года на то, чтобы сконструировать будущее Удмуртии с учётом рисков и пережитого опыта 90-х.

Ничего личного?

В новом назначении есть сразу несколько серьёзных моментов, связанных с особенностями личных взаимоотношений внутри республиканского истеблишмента. Как бывшему дорожнику врио Главы УР Александру Соловьёву есть за что не любить председателя правительства УР Юрия Питкевича, самого влиятельного человека в иерархии «волковской» вертикали, и сити-менеджера г. Ижевска Дениса Агашина, который в должности министра дорожного хозяйства и транспорта «помогал» премьеру разбирать по частям дорожную отрасль Удмуртии. Да и годичной давности история с почётной политической ссылкой Александра Соловьёва из Ижевска в Москву - в Совет Федерации, прошла не безболезненно для отношений бывшего и нынешнего первых лиц республики.

Все эти трещинки делают формирующуюся сегодня конструкцию власти в Удмуртии куда менее прочной, чем «при Волкове» и рано или поздно эти «дефекты» дадут о себе знать, какие бы речи о политической преемственности не звучали с высоких трибун.

Дополнительную угрозу системе придают короткие человеческие отношения между врио Главы УР Александром Соловьёвым и нынешним депутатом Госдумы по списку ЛДПР Андреем Маркиным, выпавшим в конце 2011 года из связки с семьёй Питкевичей и вступившим в открытый конфликт с «волковскими». Если бы не прежние связи Маркина, водившего в своё время дружбу с Сергеем Смирновым (Сергеем Ижевским), считавшимся правоохранительными органами «смотрящим» по региону, можно было бы прогнозировать лидеру местных «жириновцев» быстрый политический взлёт. Например, в кресло премьера. Но такая перспектива стала бы явным перебором — пусть прошлую дружбу пусть с бывшим «вором в законе» ему вряд ли кто-то забудет. Однако неформально влиять на те или иные решения Маркин, конечно, будет пытаться.

Гайки раскрутятся

О, неужели в республике что-то меняется? – поразилась, увидев меня, группа первых встреченных мной в Доме правительства журналистов на представлении врио Главы Удмуртской Республики утром 20 февраля. На необычное мероприятие меня пригласили из приёмной ГФИ по УР накануне - в день подписания путинского указа. Впервые на подобном мероприятии так же оказались некоторые гражданские активисты, блогеры и представители научных кругов, ранее не входивших в «волковскую» номенклатуру. Кое-какие гайки, очевидно, скоро начнут раскручиваться сами собой. Хотя и не так быстро, как, наверное, кому-то хотелось.