На депутатские слушания в прошлую среду, 29 января, в здание Госсовета УР были приглашены «частники», индивидуальные предприниматели и небольшие компании, конкурирующие за пассажира с двумя крупнейшими автотранспортными предприятиями Удмуртии. По словам представителей малых пассажироперевозчиков, с тех пор, как Госсовет УР в 2008 году принял региональный закон № 38 о пригородных и междугородных маршрутах, они лишились возможности нормально работать.

«В 2003 году, когда мы начинали, было два рейса из Балезино до Ижевска, - рассказал бизнесмен Сергей Биянов. – Утренний в 6 часов выполнял «Удмуртавтотранс», вечерний в 16 часов выполнял ИПОПАТ. Мы организовали движение с 1,5-часовым интервалом, то есть с приходом частного перевозчика стало 6 рейсов в день по маршруту Балезино - Ижевск - Балезино. За полтора года мы увеличили автопарк с 1 до 5 единиц, прекрасно работали. Такая ситуация заинтересовала «Удмуртавтотранс» очень скоро».

Как сообщил Сергей Биянов, после принятия нового закона УР № 38-РЗ в 2009 году «Удмуртавтотранс» вышел на конкурс Миндортранса УР, «взяв наше расписание секунда в секунду», был признан победителем на маршруте Ижевск - Балезино и заключил договор с министерством. «Частник», оказавшийся вне закона на маршруте, который обслуживал с 2003 года, тот конкурс до сих пор считает несправедливым, ссылаясь на спорные критерии оценки перевозчиков. Действительно, впоследствии перечень этих критериев в законе № 38-РЗ был существенно переработан, в том числе из-за претензий УФАС по Удмуртской Республике.

«Мы остались не у дел, но у нас автопарк, 30 человек, на тот момент
8 автобусов, нам деваться некуда – мы работали
, - рассказал предприниматель Биянов. - Поэтому начались бесконечные проверки с жалобами: в прокуратуру, ГИБДД, МВД, ОБЭП, в транспортную инспекцию, в Роспотребнадзор». По его словам, с 2012 года в качестве «окончательного решения» вопроса о конкурентах ОАО «Удмуртавтотранс» использует обращения в УФАС по УР: монополист жалуется на недобросовестную конкуренцию со стороны малых предприятий, антимонопольная служба поддерживает монополиста, и малым предприятиям выдаются предписания о прекращении пассажирских перевозок.

«За последние 2 года было закрыто таким образом 5 или 6 предприятий и индивидуальных предпринимателей, - сообщил Сергей Биянов. – Эта инстанция, антимонопольная, последняя, она доступа для работы и жизни частным перевозчикам уже не оставляет». Административные штрафы, запрет на работу, простой и невыплаченные кредиты за купленные автобусы ведут к неизбежному разорению «частников».

Между тем Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР видит другую картину. «Для того же Балезино есть глазовское и юкаменское направления, - заявил в ходе заседания представитель Миндортранса Удмуртии Вячеслав Сидоров. – Работа есть, и маршруты есть, но на эти конкурсы перевозчики не заявляются и на маршруты не идут». По выражению начальника отдела министерства, считанные «жирные» направления (Глазов - Ижевск, Балезино - Ижевск) привлекают множество предпринимателей, в то время как менее выгодные маршруты остаются без регулярных рейсов. Именно убыточностью в Миндортрансе объясняют сокращение 111 пригородных направлений, о котором было объявлено перед Новым годом. Почти все эти маршруты внутрирайонного сообщения.

По словам представителя УФАС по УР Любови Мезриной, неверно считать, что антимонопольщики действуют в интересах крупных пассажироперевозчиков, так как ранее именно они требовали отмены антиконкурентных норм на уровне республиканского законодательства. «В том числе и с подачи Удмуртского УФАС в связи с принятием 38-го закона было возбуждено дело в отношении Госсовета УР, и в рамках рассмотрения дела в закон вносились изменения, - сказала представитель УФАС. - Потому что антимонопольный орган признал, что критерии конкурсов Минтранса не направлены на развитие конкуренции и не дают возможность участвовать тем перевозчикам, которые ранее не осуществляли перевозки, но хотели бы заняться этой деятельностью». В то же время в отношении «частников», которые выходят на регулярные маршруты без договоров с Миндортрансом УР, позиция антимонопольщиков остается прежней. «Данные действия признаются недобросовестной конкуренцией, - заявила Любовь Мезрина. - У нас такие случаи были неоднократно, и решения, которые ранее обжаловались, все они устояли в судебном порядке и признаны законными».

Председатель постоянной комиссии Госсовета УР по экономической политике Валерий Бузилов не согласился с таким подходом. «Вы нарушителей ищете, а не причину, - заявил он. - Но перевозчик вышел на этот маршрут не оттого, что у него жизнь хорошая, а оттого, что его права нарушили ранее, когда не выдали разрешение или отстранили от участия в конкурсе… Причина в том, что он пытался участвовать в конкурсе, а ему сказали – ты не свой. А отдали своему. Наверное, так надо ваши слова расшифровать».

Валерий Бузилов предложил «повысить статус» обсуждения проблемы хотя бы до уровня своей постоянной комиссии, чтобы обеспечить явку лично руководителей УФАС по УР и Миндортранса Удмуртии. По его словам, направление начальников отделов, которые не принимают решений, является неуважением к фракции заксобрания региона. «Мы здесь сидим, надуваем щеки, что мы такие хорошие – конкурсы проводим, законы знаем, - прокомментировал председатель комиссии по экономической политике. – А в принципе, первое впечатление – что надо было сюда посадить прокурора, попросить, чтобы присутствовал, он записывает – и готовые дела…»

Председатель фракции КПРФ Владимир Чепкасов предложил обратиться в президиум Госсовета УР, чтобы вопрос о состоянии дел в отрасли был вынесен на рассмотрение одного из ближайших его заседаний. Присутствовавшие депутаты единогласно проголосовали за его предложение.