Сергей ЩУКИН:

- Сергей Рудольфович, мы с тобой знакомы больше 20 лет и всегда были в разных политических «лагерях». С разных сторон участвовали во множестве различных кампаний и выборов. Самая важная точка, я думаю, 2000 год, первые выборы президента Удмуртии. Эта тема всех нас тогда развела на «волковских» и «неволковских». И мне кажется ненормальным, что прошло столько лет, а дилемма 2000 года продолжает висеть над Удмуртией. И сегодня опять все рассуждают только в жестких лекалах: Волков — не Волков? Всех волнует, кого назначат врио. И почти никто не готов обсуждать перспективу в другом ключе: что дальше-то? Ну, назначат, к примеру, завтра опять Волкова или кого-то другого, а что нужно делать, какие цели ставить, задачи решать, чтобы республика развивалась и благосостояние её жителей множилось? С этим «что нужно делать» у нас большая проблема.

Сергей Щукин, Сергей  Заболотских.

Сергей Щукин (слева). Сергей Заболотских.

Сергей ЗАБОЛОТСКИХ:

- Мне кажется, надо всё же от личности танцевать. От того, кто станет Главой УР. Если это Александр Александрович (Волков), то понятно, что примерно будет происходить. Мы же давно его знаем, понимаем логику рассуждений, алгоритм действий, способности его команды. Здесь всё ясно. Другое дело, если во главе республики встанет кто-то другой, тогда появляется большое количество вариантов, вплоть до самых негативных.

По логике назначений губернаторов видно, что на смену ярким политикам (а Волков, на мой взгляд, безусловно, яркий политик, как бы кто к нему не относился) идут довольно серые люди, никому не известные, ничем себя на политическом поприще не проявившие. А я всё-таки считаю, что руководить регионом должен в значительной степени политик и только во вторую очередь хозяйственник. Политика в данном случае определяющее.

С. Щ.:

- А мы-то, старые оппоненты, всегда объясняли феномен Волкова его ординарностью. На мой взгляд, ординарность помогла ему в начале 90-х обойти более ярких, как ты говоришь, политиков. Его просто недооценили. А аппетит, как известно, приходит во время еды: съел одного, второго, третьего... Я не хочу обидеть того же Волкова, просто считаю, что вершины своей карьеры он достигал, опираясь на это своё качество. Именно обыкновенность Волкова помогала ему их брать и удерживать. Но, удерживая взятые позиции, он нивелировал вокруг себя всё политическое пространство. Ординарность, правда, тоже бывает разной, поэтому, когда ты сожалеешь об уходе ярких политиков, я думаю, что, может быть, и лучше, чтобы «неяркий»? Пусть просто даст пожить всем другим.

С. З.:

- Думаю, что любой, кто сядет в кресло г\лавы региона, будет мониторить политическую поляну и воздействовать на неё в зависимости от своего темперамента и личных предпочтений. Волков как политик формировался в эпоху перемен, это время предоставляет как громадные шансы, так и накладывает большую ответственность, свернуть себе шею можно в момент. Волков научился прекрасно ориентироваться в весьма непростой политической игре.

С. Щ.:

- Не спорю с очевидным, политически он обошёл своих главных соперников. Претензия-то к нему по другому поводу. Заручаясь поддержкой различных структур — федеральных, корпоративных, — Волков сознательно шёл на издержки, которые оплачивались казной республики, сокращением возможностей в будущем. Если взять большой период — начало 90-х и сегодняшний день, — то получается, что почти вся экономическая база ушла за пределы компетенции республики. Конечно, и в других регионах происходили похожие процессы, но мы-то судим со своей колокольни. Да, может быть, Волков такой умелый политик, но уж точно не блестящий государственный деятель. Государственный деятель смотрит не только через призму удержания власти, но и сохранения системных позиций. У нас что осталось-то? Оборонного комплекса фактически нет. «Нефтянка» — чужая. Понятно, что не один Волков к этому руку приложил, а целая плеяда крупных руководителей. Понятно, что не всё он. Но когда фамилии всех других бывших крупных руководителей уже начали забываться, а он всё сидит и сидит, в общественном сознании виновным за всё это безобразие остаётся только Волков. Кто виноват? Волков виноват.

С. З.:

- Согласен, у многих накопились претензии к Волкову, однако в том, что республика лишилась каких-то промышленных и прочих активов, на мой взгляд, никакой вины Волкова нет. Давайте посмотрим, что происходит в других регионах. Это ведь не Волков придумал программу приватизации, всё было распродано в рамках решений Центра. Как Волков мог влиять на этот процесс? Так мы и пришли к текущей ситуации, когда иных заводов уже нет, бывший «Ижмаш» на грани выживания, «Ижсталь» распродают по цехам.

С. Щ.:

- Вот и в нашем разговоре тема свелась к Волкову. Давай всё же говорить по-крупному. Страна так же, как четверть века назад, входит в новое турбулентное состояние. Есть ли сегодня в республике группы (силы), способные инициировать процесс экономического возрождения? Пафосно, конечно, звучит. Но вопрос-то конкретный: есть в Удмуртии кто-то, кто готов хотя бы интеллектуально сформулировать новую повестку дня для республики?

С. З.:

- Что ты понимаешь под новой повесткой?

С. Щ.:

- Новые, актуальные для современной Удмуртии цели и задачи. С пониманием направлений работы и возможных сроков достижения желаемых результатов. Волков, поскольку он не стратег, а тактик, он всегда ставит очень конкретные задачи — допустим, построить столько-то садиков, больниц, школ, стадионов. Деньги на решение задач тратятся, а цели не то чтобы не достигаются, они даже не формулируются. Ну, самый абсурдный, набивший уже оскомину пример с привязкой надоев молока к строительству социальных объектов в сельских районах. Я не обличаю, просто констатирую. Не только ведь в голове Волкова нет этих целей, их ни у кого нет. В последние три месяца я со многими разговаривал на тему Программы Будущего. Спрашиваешь человека, вполне успешного в своей профессиональной нише: что нужно? Все говорят: денег. Так деньги всем нужны. Что делать-то?

С. З.:

- Политика — это искусство возможного. Мечтать-то мы можем о чём угодно.

С. Щ.:

-Так мы уже и не мечтаем...

С. З.:

- Республика ограничена в ресурсах, 80 % бюджета идёт на выплаты зарплаты бюджетникам. Федеральная власть принимает решения, а исполнять приходится регионам, причем в условиях жесточайшего бюджетного дефицита. Где взять деньги на развитие?

С. Щ.:

- Что же власти республики не ставят вопрос о пересмотре отношений с Центром? — вопрос риторический. Конечно, я не верю, что Волков может так разговаривать с Москвой.

С. З.:

-Думаю, что это никому не под силу, ни Волкову, ни любому другому губернатору, в том числе из группы региональных тяжеловесов. Пытаться давить на Москву в нынешней ситуации — задача абсолютно нереальная.

С. Щ.:

- Ну, ситуация меняется, назначенные главы регионов через несколько лет все будут избранными. Но неизвестно, успеет ли в эти же сроки в регионы вернуться общественно-политическая жизнь. Это, я убеждён, ещё одна системная проблема, из-за которой главы субъектов РФ остались один на один с диктатом федерального центра. Руководство регионов само нивелировало эту жизнь буквально на личностном уровне, вычищая под собой любые признаки альтернативности. Сегодня большинству губернаторов опираться на своих территориях, в общем-то, и не на кого. О чем беспокоиться Центру? Если бы у того же Волкова внутри республики были конкуренты, самодостаточные в плане ресурсов, то федералы бы понимали, что, убирая оказавшегося вдруг в чём-то неудобным Волкова, они могут получить ещё более несговорчивого конкурента.

С. З.:

- Полагаешь, что настало время, когда губернаторам надо искать себе союзников из числа противников?

С. Щ.:

- Искать союзников в общественно-политической сфере внутри региона зачастую пока не из кого, сами же провели не одну зачистку. Но культивировать себе адекватную (не путать с конформистской) оппозицию в новых политических условиях должен любой мыслящий на перспективу глава региона. Да, это потенциальные конкуренты. Так не надо до смерти удерживать занятые когда-то должности. Российские законодатели придумали много разных других «тёплых» должностей, на которые можно время от времени переходить, оставаясь в политической жизни и даже наращивая политический капитал. На мой взгляд, возрождение политической конкуренции в регионах — это базовая ценность, без которой невозможно будет дальше выстраивать какие-либо стратегии. Это я возвращаюсь в начало нашего разговора. Может, по твоему мнению, сегодня в Удмуртии начаться реальная (а не имитационная) движуха в общественной жизни? Или поляну настолько выжгли, что даже поговорить-то уже и не с кем?

С. З.:

- К сожалению, ситуация непростая, но, пожалуй, действительно, настало время инициировать актуальные общественно-политические дискуссии. Пока, правда, отсутствует то общественное пространство, в котором эти дискуссии стали бы возможны. Нужен некий интеллектуальный республиканский клуб, где бы могли проговариваться разные идеи, и власть была бы готова в этом участвовать.

С. Щ.:

- Сам, как главный редактор официальной республиканской общественно-политической газеты, к такой дискуссии готов?

С. З.:

- Безусловно.