«Гражданское противостояние» - так принято сегодня называть то, что происходит на Украине. Отличия от «гражданской войны», очевидно, в масштабах: по-настоящему воюет только центр Киева. К тому же чрезвычайное положение пока еще не введено. Однако еще недавно и противостоянием это не называли. Считалось, что речь идет о столкновении оппозиционных политических сил с полицией.

Цитаты:

Политолог Глеб Павловский о возможности введения чрезвычайного положения на Украине:

«Проблема для России в том, что мы не заинтересованы в чрезвычайном положении, чрезвычайное положение - это форс-мажор. Форс-мажор - это значит долги можно не возвращать. Это ситуация…»

Из интервью «Эхо Москвы»


Фотограф Илья Варламов с места событий:

«Не надо думать, что вся Украина поднялась и гонит Януковича прочь. Если бы вся Украина поднялась, то Януковича бы давно уже повесили на столбе. Я не считаю корректными сравнения Януковича с Каддафи или Чаушеску, как любят делать некоторые активисты. Совершенно разный масштаб. Янукович просто слабый, несамостоятельный политик».

Из личного блога zyalt.livejournal.com

Однако на сегодняшний день стало ясно, что ни один из тройки лидеров оппозиции не управляет толпой. Как заявляют многие очевидцы событий, сегодня на Майдане просто нет такого человека, который бы мог дать всем «отбой». Майдан живет сам по себе. Это с одной стороны баррикад.

С другой стороны полицейские тоже перестали быть полицейскими. Они подчиняются начальству, но не соблюдают законов. Насилие над задержанными, стрельба в журналистов, применение избыточной силы — всё это уже в порядке вещей.

В это время Янукович, Кличко, Яценюк и Тягнибок торгуются за кресла. Казалось бы, решаются серьезные вопросы: об отставке кабинета министров, об изменении Конституции. Но, с другой стороны, об отставке президента и о возвращении к евроинтеграции, о чем, очевидно, больше всего говорится на Майдане, речи не идет. Идет только время. Возможно, именно на это и делает расчет Виктор Янукович. По крайней мере, складывается ощущение, что он действует по принципу «потерпи, может, обойдется».

Очевидно, что для Януковича сохранение собственного кресла - это священная корова, которой он не готов жертвовать ни при каких обстоятельствах. Остальное может быть обсуждено на торгах. Так, Яценюку, лидеру «Батьковщины» и бывшему министру экономики (до 2006 года), было предложено возглавить кабмин. При сегодняшнем положении дел в стране кресло премьера больше напоминает пыточный стул. Для Януковича это был выгодный шаг. Во-первых, это могло бы расколоть оппозицию: радикалы Яценюку не доверяют, но более умеренные активисты могли бы удовлетвориться таким решением. Во-вторых, это позволило бы переложить часть ответственности за происходящее в стране на оппозицию. Яценюк от должности отказался. Для многих такое решение стало ожидаемым: еще до начала переговоров многие комментаторы отмечали, что тройка «лидеров» не предлагает никакой программы.

Что же касается возвращения к евроинтеграции, то здесь все разводят руками. Действующий премьер Николай Азаров и министр иностранных дел Леонид Кожара на днях дали интервью, недвусмысленно объяснив журналистам, что Украина интегрируется с теми, кто дает денег. «Мы провели десятки встреч за круглым столом с Международным валютным фондом, надеясь на то, что найдем решение, устраивающее страну. Мы надеялись, что с помощью МВФ сможем решить проблемы дефицита бюджета, модернизации экономики, выплаты колоссальных сумм «Газпрому» за газ», - приводит слова Азарова «ИТАР-ТАСС». Когда же стало ясно, что кредитов от Европы не будет, переговоры об евроинтеграции были свернуты.

В итоге для людей на Майдане Европа - это прежде всего противоположность России, это европейские ценности, это «настоящая» независимость. А для политиков евроинтеграция - это всего лишь кредит для страны, находящейся в экономическом тупике.

Цитаты:

Павел Каныгин, «Новая газета»:

«Расширение территории Майдана» - новая тактика манифестантов после провалившихся переговоров с Януковичем о его отставке. Захват зданий проходит, надо сказать, бесконфликтно и формально оппозицией не координируется. Хотя на деле же все сложнее, и обо всех захватах и телодвижениях «радикальных граждан» парламентская оппозиция в курсе». 


Дмитрий Ярош, один из лидеров «правого сектора», проводник ВО «Тризуб» имени Степана Бандеры:

«Я хочу призвать людей к прекращению кровопролития, потому что мы прекрасно понимаем, что этим воспользуются зарубежные руководители. Мы пошли в наступление после того, как были приняты законы 16 января. Если они отменят эти законы, введут амнистии, то мы рассматриваем вариант возвращения Майдана до тех размеров, каким он был до 19 января».

Украина в цифрах

В тупике Украина оказалась не случайно. Она шла туда год за годом. Об этом говорит нам статистика. Начнем с недавнего времени, с четвертого квартала прошлого года. Государственный долг Украины составлял тогда 73 млрд долларов. То есть 2 триллиона 409 миллиардов рублей. Для сравнения, годовой бюджет России в доходной части на 2013 год составлял 12,8 триллиона рублей. Годовой же доход бюджета Украины в прошлом году составил только 394,6 млрд гривен, или 1,57 триллиона рублей. Очевидно, что Украина не в состоянии погашать свои долги. По оценкам экспертов, в этом году для погашения долгов стране пришлось бы отдать треть своих доходов (17,4 млрд долларов). Примерно столько составляют золотовалютные резервы страны (около 18,7 млрд долларов). При этом уровень производства постоянно падает. За прошлый год этот показатель сократился почти на 5 %. Страна постоянно балансирует на грани дефолта.

Средняя зарплата по Украине составляла в ноябре прошлого года около 12 тысяч рублей. Для сравнения, в России среднемесячная зарплата, по официальным данным, в два с половиной раза больше — около 29 тысяч рублей. Уровень безработицы в Украине, подсчитанный по методологии Международной организации труда, с 2000-го по 2013 год колеблется от 12 до 7 процентов. За чертой бедности находится 3,6 млн человек при населении в 45,4 миллиона.

Перспективы

Майдан стал мировой новостью в первую очередь благодаря радикальному крылу оппозиции. Сегодня они выглядят, с одной стороны, ядром протестного движения, а с другой стороны, никому не известны их лидеры, никто не знает их политических взглядов. «Во-первых, мы против Януковича, во-вторых, против русских, в-третьих, против евреев», - ответил на вопрос журналиста один из активистов «Правого сектора».

Из-за отсутствия адекватных лидеров с этими людьми не ведутся переговоры, они действуют сами по себе и готовы к самым радикальным действиям. Эффективность их самоорганизации у всех вызывает удивление. Именно эти люди занимаются возведением баррикад, обучением тактике уличного боя, организуют снабжение. Успокоить или каким-то образом обуздать этих людей означает для власти вернуть Майдан в мирное русло. И если же с радикалами не удастся договориться, то введение чрезвычайного положения станет только вопросом времени. А это грозит уже не «гражданским противостоянием», а настоящей войной. 

Требования радикалов

28 января «Правый сектор» заявил о своих требованиях, опубликовав их в социальной сети «Вконтакте» (http://vk.com/wall-62043361_45904). Странно, но ни об отставке президента, ни о возвращении к евроинтеграции в них речи не идет.

Приводим полный список их требований:

1. Провести конституционную реформу;

2. Прекратить силовые действия со стороны власти;

3. Объявить полную амнистию, а именно освободить всех без исключения участников протестных акций и закрыть все уголовные дела и производства;

4. Привлечь к ответственности правительство Азарова;

5. Переформатировать ЦИК;

6. Отменить все законы, принятые 16 января, ограничивающие права и свободы граждан;

7. Переформатировать спецподразделение “Беркут” и создать качественно иное спецподразделение МВД;

8. Наказать виновных в убийствах, издевательствах и избиениях протестующих;

9. Найти пропавших активистов Майдана;

10. Узаконить существование спортивно-патриотических организаций;

11. Не допустить к власти политиков, которые дискредитировали себя во время прошлого правления (например, Литвин).