Когда на официальном сайте Ижевска IZH.RU в конце декабря 2013 года появилось первое сообщение об отмене денежных дотаций и переводе карт на «бесплатную» активацию, никаких общий цифр не сообщалось. Однако вскоре выяснилось, что послужило причиной такого решения. Оказывается, только 20 процентов «городских» пенсионеров пользовались транспортными картами. То есть скрывшиеся за кипрским офшором новые владельцы ИПОПАТ ежегодно недополучали из бюджета Ижевска более 120 млн рублей

Из истории вопроса

С марта 1994-го по декабрь 2004 года все без исключения пенсионеры Ижевска ездили в ижевском городском общественном транспорте бесплатно, просто предъявляя кондуктору пенсионное удостоверение.

С февраля 2005-го по сентябрь 2009 года введён так называемый «социальный проездной», на который «городские» и «республиканские» пенсионеры получали субсидии из разных бюджетов; «городским» перечисляли 125 рублей для покупки безлимитного проездного на все виды общественного транспорта.

С октября 2009-го по октябрь 2011 года городские власти оставили «городским» пенсионерам только денежную субсидию (220 руб.), которой хватало на 11 поездок на общих основаниях (федеральные и региональные льготники продолжали покупать безлимитный единый социальный проездной за счет перечисляемой им ЕДВ из бюджета УР).

Как это было до 1 января 2014 года? У меня, как у «городского» пенсионера, на руках есть электронная транспортная карта пенсионера, которую с ноября 2011 года до декабря прошлого я активировала в терминалах за деньги, ежемесячно переводившиеся мне из бюджета Ижевска. Вначале это была сумма 260 рублей; на конец 2013 года перечисления выросли до 320 рублей. То есть за два года рост субсидии составил 60 рублей (порядка 20 %), что, вообще-то, раза в три больше темпов инфляции за тот же период.

С Нового года я уже не получаю деньги на свой лицевой счёт, а подхожу к терминалу и просто прикладываю ту же самую транспортную карту пенсионера к «желтому кругу», и на табло терминала появляется надпись, что моя карта активирована «за счет городской субсидии» на 40 поездок. Для меня, таким образом, вроде бы ничего не поменялось. Даже немного улучшилось, потому что 40 поездок – это на четыре поездки больше, чем было раньше. А 36 поездок мне всегда чуть-чуть не хватало.

Готовя этот материал, я разыскала на сайте «Известий УР» опубликованное там Постановление Администрации Ижевска № 1654 от 30 декабря 2013 года за подписью и. о. главы администрации Дмитрия Космина. Этим нормативным актом были введены в действие два документа – Положение об электронной карте пенсионера и Порядок проезда по ней. В самом постановлении имеется ссылка на решение Городской думы г. Ижевска № 517 от 19.12.2013 года. Но думское постановление мне среди опубликованных документов найти не удалось, а официальный сайт Ижевска оказался недоступен.

Уже в начале января прямо в транспорте я увидела тех, по кому ударил новый порядок – это те ижевские пенсионеры, которые раньше не пользовались транспортной картой, а ездили лишь эпизодически на общих основаниях. При этом они рассматривали получаемые бюджетные выплаты как монетизированную льготу, которую они вправе использовать по своему усмотрению - хочет - ездит на трамвае; не хочет - на те же деньги один раз в месяц можно прокатиться на такси.

Сегодня одна поездка в автобусе, трамвае и троллейбусе в Ижевске стоит 16 рублей, а мои прежние 36 «декабрьских» поездок обходились бюджету города в 320 рублей. Таким образом, стоимость одной «пенсионной» поездки составляла 8,8 рубля. Теоретически эти средства, пройдя через лицевые счета пенсионеров, должны были поступать на счета транспортных предприятий через пополнение транспортных карт.

Можно прикинуть, о каких суммах идет речь. Известно, что «городских» пенсионеров (то есть тех, кто не получает ЕДВ из бюджета Удмуртии и не входит в какую-либо из категорий «федеральных» льготников) в Ижевске порядка 56-57 тысяч человек. Вычтем из них тех 15 тысяч человек, которые еще в феврале 2013 года лишились этой субсидии, – это пенсионеры «по выслуге» и по потере кормильца. Итого порядка 40 тысяч человек ежемесячно получали по 320 рублей. Это около 13 млн рублей в месяц, или почти 154 миллиона в год.

С сентября 2010-го по март 2012 года произошли акционирование и продажа 100 процентов акций ОАО «ИПОПАТ». Крупнейшее автотранспортное предприятие в столице Удмуртии перешло в собственность зарегистрированного в Москве ООО «Солагран» и ООО «ЦентрТрансСервис» (принадлежащих офшорным компаниям с пропиской на Кипре). 

С ноября 2011-го по декабрь 2013 года для «городских» пенсионеров введены транспортные карты пенсионера с лимитом 36 поездок – карты активировались в терминалах за деньги, ежемесячно перечислявшиеся из бюджета Ижевска (в соответствии с ростом тарифа на пассажирские перевозки в Ижевске суммы перечислений в разное время составляли 260, 280, 300 и 320 рублей). 

С 1 января 2014 года отменена денежная субсидия на проезд в общественном транспорте «городским» пенсионерам; введен новый порядок (безденежный) активации транспортных карт пенсионера на 40 поездок.

Я думаю, до введения электронных терминалов для кондукторов не существовало и абсолютно точных методик обсчета величины дотаций транспортным предприятиям за перевозку льготников. На протяжении 90-х и «нулевых» годов время от времени на сессиях Гордумы этот вопрос возникал. Хотя автобусники и ТТУшники всё время жаловались, что им недоплачивают.

Когда же всех пенсионеров поделили на «федеральных», «республиканских» и «городских» и ввели кондукторские терминалы, а тем более когда ИПОПАТ стал частным предприятием, принадлежащим «мутным» фирмам, зарегистрированным по цепочке в кипрском офшоре, то не доходящие до ИПОПАТ «пенсионные» деньги, конечно, начали сильно волновать «выгодополучателей».

Пенсионерам, вообще-то говоря, без разницы, каким образом бюджет рассчитывается с перевозчиками (ИПОПАТ и ИжГЭТ) за их льготный проезд. У общества есть только один, но главный аргумент – местное самоуправление обязано проявлять заботу о людях преклонного возраста. Но у нас традиционную для Ижевска льготу превратили в разменную политическую монету: когда в 2011 году на выборах в Госдуму «Единой России» засветил полный провал, махом дали электронную карту, а до того два года в судах доказывали, что и права-то никакого нет на льготный проезд, и денег-то в бюджете не хватает. А вот припёрло - мигом нашли.

Когда на официальном сайте Ижевска IZH.RU в конце декабря 2013 года появилось первое сообщение об отмене денежных дотаций и переводе карт на «бесплатную» активацию, никаких общий цифр не сообщалось. Однако вскоре выяснилось, что послужило причиной такого решения. Оказывается, только 20 процентов «городских» пенсионеров пользовались транспортными картами. То есть скрывшиеся за кипрским офшором новые владельцы ИПОПАТ ежегодно недополучали из бюджета Ижевска более 120 млн рублей.

Так и родилось последнее «ноу-хау» - деньги персонально (адресно) льготникам не перечислять, оставив только право активировать 40 поездок на транспортной карте. Таким образом, очевидно, что власти пытаются заставить тех, кто раньше почти не ездил, завести себе транспортные карты. В принципе, расчет понятный. Активирует такой редкий ездок карту, использует из 40 поездок десяток-другой, а деньги всё равно перекочуют из бюджета на счета транспортных предприятий. Ну а далее известное дело куда, на Кипр...