Позже, после появления частных управляющих компаний, начали постепенно наводить порядок – стало хотя бы видно, сколько средств дом собрал, сколько истратил. А в период с 2008-го по 2012 год на капитальный ремонт многоквартирных домов были направлены большие объёмы бюджетных средств по федеральному 185-му закону.

Потушив, таким образом, волну недовольства новым Жилищным кодексом, Москва, как и ожидалось, спустила финансовую нагрузку за капремонт на регионы и плечи самих жителей многоквартирных домов. В конце прошлого года Госдума поправила законодательство, обязав регионы принять свои решения о новом порядке финансирования капитального ремонта в многоквартирных домах. Так в оборот вошли новые выражения «региональный оператор», «обязательные взносы» и т. д.

На днях, как старшая по своему дому по ул. Буммашевской, я побывала на встрече уполномоченных представителей собственников многоквартирных домов, находящихся под управлением одной из крупнейших в Ижевске управляющих компаний - «ЖРП № 8» Фарита Губаева.

Главное, что волновало собравшихся – чтобы не попасть опять в «общий котел». Для того чтобы этого избежать, по словам выступавшего на встрече Фарита Губаева, собственники в течение января-февраля должны провести общие собрания, в повестку дня которых должны быть включены более полутора десятка вопросов, в том числе и об открытии спецсчета в банке для сбора средств, вносимых собственниками в качестве взносов на капитальный ремонт. «За» должно быть не менее 2/3 голосов, то есть квадратных метров.

Сколько будут с нас «драть»? В законе об этом не сказано. До Нового года, то есть до 31 декабря, Правительство Удмуртской Республики обязано принять подзаконный акт (постановление), где должны прописать конкретные цифры. Суммы обязательных взносов будут разниться (так, собственно говоря, обстоит дело и сейчас: у кого-то 1,5 руб., у кого-то - 3,7 руб., а у кого-то - 5,9 руб.). Сегодня в качестве ориентировочной называется сумма обязательного платежа - 6,3 руб./кв. метр в пятиэтажках. В 9-этажках с лифтами будут собирать немного больше. Но начислять будут всем, независимо от года сдачи дома в эксплуатацию или объемов уже выполненного капитального ремонта (в рамках 185-ФЗ). Я прикинула на свою «трёшку» в «хрущёвке», мне капремонт обойдется в добавочные 350 рублей в месяц. Но ведь обидно, что как раз к этому году по нашему дому всё было сделано: кровля, подвал и стояки еще в 2010 году, отопление и электрика – нынче. Нам бы, по идее, вообще лет пять ничего не платить за капремонт. А тут на голову свалился региональный оператор.

Что такое «региональный оператор»? В республиканском законе № 64-РЗ об этом написано мало, просто есть статья 11 «Функции регионального оператора», где сказано, в частности, что региональный оператор «является самостоятельным юридическим лицом – специализированной некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда; учредителем является Удмуртская Республика в лице Правительства УР». А дальше интересно: рабочие органы формирует правительство - «не менее трёх членов Попечительского совета на основании предложений Госсовета УР из числа депутатов; не менее одного (можно подумать, что можно менее одного! – Н.Г.) – по предложению Федерации профсоюзов, не менее одного – по предложению Общественной палаты УР».

Но на собрании уполномоченных, которое проводила УК «ЖРП № 8», было сказано однозначно – региональный оператор – это тот же самый Минстрой (!). Да иное было бы странно – разве исполнительная власть упустит этакую «синюю птицу» величиной в полтора миллиарда рублей в год из своих рук!

Но идём дальше. В «общий котёл» регионального оператора попадут те многоквартирные дома (МКД), собственники которых не раскачаются проголосовать за создание спецсчета. Вот за них всё будет решать «дядя». Для наших же домов, как было сказано на собрании представителями ЖРП № 8, управляющая компания распишет всю среднесрочную перспективу капитальных работ по тем позициям, которые обозначены в 64-м законе. Это кровля, лифты, инженерные сети ХВС/ГВС, отопление, электрика, подвал, отмостка, канализация, утепление фасада, проектные работы. Если их недавно отремонтировали, значит, есть нормативы, когда надо ремонтировать в следующий раз. Так появляется программа капремонта: что именно, когда примерно, сколько потребуется средств. Так, нормативные документы гласят, что шиферная кровля должна обновляться 1 раз в 30 лет, пластиковые стояки тоже 1 раз в 30 лет, стальные – 1 раз в 15 лет и т. д. И так по всем видам и типам конструкций и оборудования.

Мне приходилось слышать, что на стадии разработки обсуждались положения о приостановке сбора взносов, если собственники жилья накопят, скажем, половину или две трети от необходимой суммы, а сроки проведения капремонта еще не наступят. Вот как в нашем доме, например: нам капремонт нужен будет через 20 с лишним лет, а платить придется уже сейчас. Однако во вступившем в силу законе таких норм не содержится.

В законе не описан механизм начисления взносов, но это функция регионального оператора – ст. 11, п. 6, п/п 1: «расчёт размера, начисление, сбор, аккумулирование взносов… изготовление и направление платежных документов».

То есть вместе с квартплатой жильцы начиная с июня (за май) 2014 года начнут получать вторую платежку – за капремонт. Как пояснил пришедшим на встречу руководитель УК ЖРП № 8 Фарит Губаев, мелкие управляющие компании «нагнули» в пользу УЭСК, которая, как известно, уже высылает платежки и за тепло, и за ГВС. Теперь будет присылать платёжки еще и за капремонт. Но крупные управляющие компании сумели за себя постоять – им разрешено самим выставлять платежные документы за капремонт собственникам жилья. И счета наших домов будут открыты в банках, которые мы сами сможем выбирать в зависимости от наилучших условий размещения средств. Между тем распоряжаться средствами на спецсчёте всё равно будет региональный оператор – только он может оплатить расходы по ремонту.

В законе о капремонте предусматривается и «господдержка», то есть вроде бы бюджет должен будет к каждому виду работ добавлять не менее 10 процентов стоимости. Но оговорено, что это «в соответствии с Бюджетом УР».

То есть предусмотрят – дадут, не предусмотрят – не дадут. Это как с Администрацией г. Ижевска, которая на сегодняшний день так и не платит за капремонт за муниципальный квартирный фонд. В бюджете «не предусмотрено», и всё.

Наконец, посмотрим, что это за статья 12, которая вступит в силу лишь с 1 января 2016 года (ст. 15 «Заключительные положения»). Она называется «Финансовая устойчивость регионального оператора». Согласно этой норме закона «объем средств, который региональный оператор вправе израсходовать на финансирование программы капремонта, определяется как доля от объема взносов, поступивших за предшествующий год… Размер указанной доли составляет 95 процентов от объема взносов, поступивших за предшествующий год…» Какая-то мутная статья. Почему 95 процентов, а не все сто? Ведь, как утверждают разработчики, средства, собранные в фонд, не будут расходовать на содержание аппарата регионального оператора. Зарплату им и канцелярские расходы якобы будет оплачивать правительство, то есть бюджет. Но первые же 5 процентов куда-то подевались? А 5 процентов от почти полутора миллиардов – это 75 млн рублей. То есть эту статью надо понимать, видимо, так: половину 2014-го и весь 2015 год мы будем только собирать (аккумулировать) взносы, а с 1 января 2016 года наступит момент, когда у оператора появится «право» израсходовать 95 процентов от собранного на уставные цели. А до этой даты деньги будут в кубышке, что ли, лежать?

В новом законе вроде бы продекларированы методы учёта и контроля уплаченных взносов по каждому собственнику, по каждому дому. И право получать соответствующую информацию о текущих операциях. Но мы-то знаем, насколько трудно реализовать право на доступ к информации даже в собственных «управляйках»! Так что обольщаться не будем. Поживём – увидим.