Фигурантом уголовного дела, возбуждённого по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), стал начальник Федерального государственного казенного учреждения «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» Пожарной охраны МЧС России по УР, полковник внутренней службы Александр Никитин, проходящий в настоящее время по делу в статусе «свидетеля».

По версии следствия, в период с 1 декабря 2012 года по 1 января 2013 года недавно назначенный на должность начальника ФГКУ «2 отряд ФПС по Удмуртской Республике» полковник Никитин в рабочее время приглашал сотрудников отряда в свой рабочий кабинет в здании Пожарной части № 17 на территории города Глазова, где якобы просил подписывать ведомость на получение премий по итогам 2012 года. В реальности, как рассказывают источники, подчинённые Никитина никаких премий не получали. Как им якобы говорил их начальник, денежные средства предназначались на «иные цели». По версии следствия, эти деньги полковник Никитин мог просто присвоить.

Сумму хищений в межрайонном следственном отделе СУ СК России по УР не оглашают, известно только, что по одному эпизоду с премиями пострадавшими себя считают около десяти сотрудников 2-го отряда ФПС по УР. Размеры премий каждого из них исчисляются от 25 тысяч рублей и выше.

Сам полковник Никитин факт совершения им противоправных деяний отрицает, утверждая, что всем премированным сотрудникам отряда денежные средства были выданы на руки при подписании ими платёжной ведомости. Один из работников отряда, также, по его словам, незаконно лишенный премии, - бывший старший пожарный Пожарной части № 17 ФГКУ «2 отряд ФПС по УР» в г. Глазове Михаил Мильчаков - рассказал корреспонденту «Д», как всё происходило в действительности.

По словам Михаила Мильчакова, хищения со стороны его начальства якобы носили системный характер. «Полковник стал «тренироваться» еще в бытность его заместителем начальника отряда, – рассказывает пожарный. - Работникам Службы пожарной безопасности республиканским Управлением МЧС в течение года обычно выдается не одна премия: к Дню защитника Отечества, к профессиональному празднику - Дню пожарной охраны, по итогам кварталов, по итогам года и т. д. Сначала в должности заместителя начальника Никитин не выдавал незначительную часть премий, затем начал «удерживать» половину, а когда возглавил отряд, стал оставлять себе все средства, выделенные на премиальное поощрение служащих».

При этом, по словам Мильчакова, бухгалтерам и юристам Никитин всегда выписывал премии, в разы превышающие премии группы обслуживания и рядовых пожарных. Правда, за последние 2 года в ФГКУ «2 отряд ФПС по Удмуртской Республике» по каким-то причинам сменилось четыре (!) главных бухгалтера. Обделенные сотрудники Пожарной части № 17, видевшиеся со своим начальником ежедневно, не раз, по словам источника «Д», спрашивали его о том, куда делись положенные им премии, на что Никитин якобы отвечал: «Много будешь знать, быстро уволишься».

Сотрудникам, которые пытались отстаивать свои права не в «коридорных» диалогах, полковник якобы угрожал увольнением и под разными предлогами привлекал к дисциплинарной ответственности (выговор, строгий выговор). Так, собеседник «Д», старший пожарный части № 17 Михаил Мильчаков, был уволен после того, как в начале октября 2013 года обратился в Управление следственного комитета с заявлением о фиктивной, как он утверждает, выдаче премий. Кроме того, по словам бывшего пожарного, начальник якобы неоднократно опосредованно угрожал ему физической расправой. «Сослуживцы рассказывали мне, как он перед ними передавал мне приветы. Говорил, что наймет кого-нибудь для того, чтобы меня избили до потери памяти», - рассказывает бывший сотрудник части.

Вот как описывает Михаил Мильчаков «выдачу премий» сотрудникам ПЧ № 17 по итогам 2012 года, происходившую, по его словам, 27 декабря 2012 года в кабинете начальника 2-го отряда ФПС МЧС по УР Александра Никитина: «Я еще удивился: раньше все премии выдавали в бухгалтерии или перечисляли на банковские счета. Премировать по итогам 2012 года должны были всю группу обслуживания нашей пожарной части: старшего мастера связи, старшего мастера газодымозащитной службы, старшего водителя, меня. Не было никаких оснований лишать нас премий. Подошла моя очередь. Я вошел в кабинет. Никитин сидел за рабочим столом. На столе лежала объемная пачка с денежными купюрами. Он протянул мне ведомость и попросил расписаться в получении премии. Я обратил внимание, что один лист ведомости вмещал около 10 строк с Ф.И.О. премированных работников. Напротив некоторых из них подписи уже стояли. Я расписался в получении премии в сумме 28 тыс. 913 рублей. «Можете быть свободными», - сказал мне начальник после того, как я поставил свою подпись. «А деньги?» - спросил я».

По словам бывшего старшего пожарного, начальник якобы ответил ему, что «невыданные деньги» пойдут «на другие нужды»: «на прием проверочных комиссий Главного управления МЧС из Ижевска» и даже «на покупку погон для генерала».

«Я был поражен такой наглостью, - продолжает Мильчаков. - Вышел из кабинета. Расспросил своих сослуживцев, узнал, что они тоже подписали ведомость, но премии не получили. Мы отправились к нашему непосредственному руководителю – начальнику пожарной части Алексею Данилову».

Оказалось, что начальников пожарных частей, как и других своих подчиненных, Александр Никитин тоже «лишил» премий. Выслушав подчинённых, начальник части только пожал плечами и сказал что-то вроде «кара настигнет всякого однажды»...

На следующий день после того, как во 2-м отряде ФПС прошли обыски, полковник Никитин, по словам источника «Д», якобы вызвал своих подчиненных в служебный кабинет и стал их запугивать. Из его слов следовало, что будто бы руководитель Главного управления МЧС по УР в телефонном разговоре передал работникам пожарной части, что «все люди, которые дают показания против Никитина, будут уволены вслед за Никитиным».

К слову о честности

На официальном сайте Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике обнародованы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, занимающих должности в управлении, и членов их семей за 2012 год.

По этим официальным данным, начальник отряда федерального государственного казенного учреждения «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» Александр Владимирович Никитин в 2012 году заработал 844 тысячи 856 рублей 3 копейки. В перечне объектов недвижимого имущества – одна лишь комната площадью 16 кв. метров. Арендуемая. За это тоже полагаются денежные выплаты. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотруднику, не имеющему жилого помещения, по месту службы ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наём (поднаём) жилого помещения. Транспортных средств в собственности полковником Никитиным не задекларировано. В графе «супруга и другие члены семьи» – прочерк.

Между тем сотрудники ФГКУ «2 отряд ФПС по Удмуртской Республике» рассказывают, что Никитин приезжает на работу на новом дорогостоящем автомобиле, а со своей супругой он развелся около двух лет назад, однако, по словам источника «Д», проживают бывшие супруги по-прежнему вместе. В этой истории с разводом, если оставить в стороне личное, есть «двойное дно» - по достижении пенсионного возраста служащие ведомства, не имеющие жилья в собственности, получают от государства жилищные сертификаты...

Расследование уголовного дела продолжается.