Глава аппарата сити-менеджера Дениса Агашина Сергей Климов 25 октября подписал постановление о прекращении действия договоров аренды земли под размещение автостоянок в Ижевске. Оформить соответствующие процедуры поручено Управлению земельных ресурсов и землеустройства, но в официальном документе не указано ни сроков выдворения арендаторов, ни перечня автокооперативов, которых собираются лишить земли, ни даже их количества.

По неофициальным сведениям, речь идет о 126 (по другим данным – около 100) платных парковках, иными словами, под действие «реформы» подпадают все или почти все легально организованные стоянки в Ижевске, не принадлежащие учреждениям и предприятиям. Эти стоянки, как правило, имеют ёмкость до 100 машино-мест, «междворовое» или «микрорайонное» значение и форму потребительского кооператива, при которой прибыль из деятельности не извлекается, а председатель – один из жителей округи. Есть среди них, впрочем, и коммерческие предприятия.

На смену условной сотне частников должен прийти муниципальный монополист – «Ремонтно-аварийная служба» Администрации Ижевска (МУП «РАС»). Считается, что МУП «РАС» не будет ликвидировать автостоянки на переданных ему земельных участках, ведь в забитом машинами городе это походило бы на диверсию. Якобы у городской земли под парковками просто сменится арендатор, а для горожан ничего не изменится. В реальности всё сложнее: в свои планы ижевские чиновники жителей Ижевска не посвящают, никаких гарантий от коммерческой застройки части бывших стоянок нет, а выдворение автокооператоров началось с безобразия.

Вымышленные долги

Конфликт организаторов частных парковок с властями возник не месяц назад, а 21 мая 2012 года. В этот день правительство Удмуртии утвердило отдельное постановление о переоценке кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения автостоянок, в 7 сельских районах и 4 городах Удмуртии, включая Ижевск. Главное в этом постановлении было не то, что государственные нормативы оценки «парковочных земель» были повышены, а то, что эти нормативы вводились в действие задним числом – с 1 января 2009 года.

Государственная оценка кадастровой стоимости нужна для расчета арендной платы за землю, которую платят в том числе и ижевские автокооперативы. Получив в свое распоряжение новые нормативы Правительства УР, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска в 2012 году в массовом порядке провело перерасчет арендной платы за парковки за 3 полных года, предшествовавших принятию правительственного постановления.

Таким образом, председатели кооперативов и парковщики-частники, исправно платившие в 2009-2012 годах по счетам, выставленным Администрацией г. Ижевска, вдруг обнаружили, что в одночасье задолжали той же администрации за те же годы до полумиллиона рублей и более. Представители городских властей были уверены в своей правоте, и известен как минимум один случай, когда Администрация г. Ижевска обратилась в суд для взыскания этой задолженности – с иском против потребительского кооператива «Подборенка» (сумма долга по перерасчету 558,6 тыс. рублей).

Но Арбитражный суд УР, а затем и апелляционная инстанция в Перми признали действия Управления земельных ресурсов не основанными на законе, а задолженность «Подборенки» – несуществующей. Согласно ныне вступившим в силу судебным постановлениям, Администрация г. Ижевска не имела права применять нормативы, утвержденные в 2012 году, к расчетам с арендатором за 2009-2011 годы, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Так в ходе этого судебного спора была лишена оснований фактически вся новообразованная задолженность автокооперативов и частников перед Администрацией г. Ижевска, которая в сумме по городу могла составить десятки миллионов рублей.

Однако снятие спорной задолженности не происходит автоматически, каждый арендатор земель под автостоянками должен самостоятельно выступать в суде для защиты своих интересов. В администрации города опасаются потока судебных исков – по словам председателя потребкооператива «Вираж» (ул. Холмогорова) Александра Потапова, на прошедших в ноябре встречах с арендаторами глава «агашинского» аппарата Сергей Климов убеждал частников не обращаться в суд, предлагая вместо этого налаживать взаимодействие с МУП «РАС», которому будут переданы земельные участки.

У Администрации г. Ижевска имеется вроде бы даже предмет для торга. «Примерно до 2003-2004 года договоры аренды заключались на 5 лет, - пояснил Александр Потапов. - После этого и до 2013 года они ежегодно продлялись на срок 11 месяцев. Это такая уловка: с таким договором аренды невозможно зарегистрировать объекты собственности на земельном участке». Типовой набор объектов – асфальтовое покрытие, ограждение, бытовки. Среди автокооператоров бытует предположение, что МУП «РАС» при передаче земельных участков может добровольно возместить предшественникам их стоимость.

Выселение

На прошлой неделе редакция «Д» направила в Администрацию г. Ижевска информационный запрос о порядке дальнейшего использования земель под автостоянками, но на момент подготовки этого материала ответ всё еще не был получен. Неизвестными остаются сроки и график передачи земельных участков от кооперативных и частных арендаторов к МУП «РАС».

В настоящее время все они подвешены в воздухе. В июле 2013 года администрация города разослала арендаторам письма-претензии, в которых потребовала уплатить задолженность, образовавшуюся в результате перерасчета за 2009-2011 годы (на тот момент судебный процесс, признавший перерасчет незаконным, еще продолжался). Самое же главное – в течение 2013 года Администрация г. Ижевска отвечала отказами арендаторам, обращавшимся к ней для продления срочного договора аренды. Вместо этого истекающие договоры по таким обращениям продлялись комиссией Управления земельных ресурсов и земле-
устройства «на неопределенный срок».

В результате этого никто из председателей кооперативов не знает, придут ли к нему «выдворять с территории» завтра или послезавтра, но некоторые еще надеются пережить зиму. Неофициально сообщается о 12 автокооперативах, которым в ноябре были направлены уведомления о расторжении договоров аренды. Кроме того, в октябре 2013 года МУП «РАС» дополнительно инициировало формальную процедуру передачи еще 13 земельных участков, в том числе в центре Ижевска, для самостоятельной организации автостоянок на них.

В такой ситуации хуже всего – отсутствие внятно выраженной позиции городских властей. От недостатка официальной информации рождаются слухи о грядущей застройке наиболее выгодно расположенных автокооперативов, а полным перечнем частных стоянок, закрывшихся в Ижевске в 2013 году (а они закрывались), кажется, не владеет никто. После того как приватизированный «агашинцами» городской Трест банно-прачечного хозяйства летом 2013 года снес собственную баню, чтобы построить на ее месте коммерческую жилую высотку, ликвидация нескольких охраняемых парковок МУП «РАС» на 50-100 машин в «спальных» районах – сущие пустяки.

Между тем с учетом острого дефицита пространства для автомобилей действия администрации сити-менеджера Дениса Агашина предстоит оценивать по очень жестким критериям. Общее количество парковочных мест в Ижевске в результате «реформы» не должно сократиться ни на единицу, а средняя цена аренды машино-места по городу не должна увеличиться ни на рубль. Иначе невозможно будет объяснить горожанам, что именно ижевских чиновников не устраивало в системе, исправно существовавшей до того, как они заняли кабинеты в здании городской администрации.