На смену условной сотне частников должен прийти муниципальный монополист – «Ремонтно-аварийная служба» Администрации Ижевска (МУП «РАС»). Считается, что МУП «РАС» не будет ликвидировать автостоянки на переданных ему земельных участках, ведь в забитом машинами городе это походило бы на диверсию. Якобы у городской земли под парковками просто сменится арендатор, а для горожан ничего не изменитсяГлава аппарата сити-менеджера Дениса Агашина Сергей Климов 25 октября подписал постановление о прекращении действия договоров аренды земли под размещение автостоянок в Ижевске. Оформить соответствующие процедуры поручено Управлению земельных ресурсов и землеустройства, но в официальном документе не указано ни сроков выдворения арендаторов, ни перечня автокооперативов, которых собираются лишить земли, ни даже их количества.
По неофициальным сведениям, речь идет о 126 (по другим данным – около 100) платных парковках, иными словами, под действие «реформы» подпадают все или почти все легально организованные стоянки в Ижевске, не принадлежащие учреждениям и предприятиям. Эти стоянки, как правило, имеют ёмкость до 100 машино-мест, «междворовое» или «микрорайонное» значение и форму потребительского кооператива, при которой прибыль из деятельности не извлекается, а председатель – один из жителей округи. Есть среди них, впрочем, и коммерческие предприятия.
На смену условной сотне частников должен прийти муниципальный монополист – «Ремонтно-аварийная служба» Администрации Ижевска (МУП «РАС»). Считается, что МУП «РАС» не будет ликвидировать автостоянки на переданных ему земельных участках, ведь в забитом машинами городе это походило бы на диверсию. Якобы у городской земли под парковками просто сменится арендатор, а для горожан ничего не изменится. В реальности всё сложнее: в свои планы ижевские чиновники жителей Ижевска не посвящают, никаких гарантий от коммерческой застройки части бывших стоянок нет, а выдворение автокооператоров началось с безобразия.
Вымышленные долги
Конфликт организаторов частных парковок с властями возник не месяц назад, а 21 мая 2012 года. В этот день правительство Удмуртии утвердило отдельное постановление о переоценке кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения автостоянок, в 7 сельских районах и 4 городах Удмуртии, включая Ижевск. Главное в этом постановлении было не то, что государственные нормативы оценки «парковочных земель» были повышены, а то, что эти нормативы вводились в действие задним числом – с 1 января 2009 года.
С учетом острого дефицита пространства для автомобилей действия администрации сити-менеджера Дениса Агашина предстоит оценивать по очень жестким критериям. Общее количество парковочных мест в Ижевске в результате «реформы» не должно сократиться ни на единицу, а средняя цена аренды машино-места по городу не должна увеличиться ни на рубль. Иначе невозможно будет объяснить горожанам, что именно ижевских чиновников не устраивалоГосударственная оценка кадастровой стоимости нужна для расчета арендной платы за землю, которую платят в том числе и ижевские автокооперативы. Получив в свое распоряжение новые нормативы Правительства УР, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска в 2012 году в массовом порядке провело перерасчет арендной платы за парковки за 3 полных года, предшествовавших принятию правительственного постановления.
Таким образом, председатели кооперативов и парковщики-частники, исправно платившие в 2009-2012 годах по счетам, выставленным Администрацией г. Ижевска, вдруг обнаружили, что в одночасье задолжали той же администрации за те же годы до полумиллиона рублей и более. Представители городских властей были уверены в своей правоте, и известен как минимум один случай, когда Администрация г. Ижевска обратилась в суд для взыскания этой задолженности – с иском против потребительского кооператива «Подборенка» (сумма долга по перерасчету 558,6 тыс. рублей).
Но Арбитражный суд УР, а затем и апелляционная инстанция в Перми признали действия Управления земельных ресурсов не основанными на законе, а задолженность «Подборенки» – несуществующей. Согласно ныне вступившим в силу судебным постановлениям, Администрация г. Ижевска не имела права применять нормативы, утвержденные в 2012 году, к расчетам с арендатором за 2009-2011 годы, поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Так в ходе этого судебного спора была лишена оснований фактически вся новообразованная задолженность автокооперативов и частников перед Администрацией г. Ижевска, которая в сумме по городу могла составить десятки миллионов рублей.
Однако снятие спорной задолженности не происходит автоматически, каждый арендатор земель под автостоянками должен самостоятельно выступать в суде для защиты своих интересов. В администрации города опасаются потока судебных исков – по словам председателя потребкооператива «Вираж» (ул. Холмогорова) Александра Потапова, на прошедших в ноябре встречах с арендаторами глава «агашинского» аппарата Сергей Климов убеждал частников не обращаться в суд, предлагая вместо этого налаживать взаимодействие с МУП «РАС», которому будут переданы земельные участки.
У Администрации г. Ижевска имеется вроде бы даже предмет для торга. «Примерно до 2003-2004 года договоры аренды заключались на 5 лет, - пояснил Александр Потапов. - После этого и до 2013 года они ежегодно продлялись на срок 11 месяцев. Это такая уловка: с таким договором аренды невозможно зарегистрировать объекты собственности на земельном участке». Типовой набор объектов – асфальтовое покрытие, ограждение, бытовки. Среди автокооператоров бытует предположение, что МУП «РАС» при передаче земельных участков может добровольно возместить предшественникам их стоимость.
Выселение
На прошлой неделе редакция «Д» направила в Администрацию г. Ижевска информационный запрос о порядке дальнейшего использования земель под автостоянками, но на момент подготовки этого материала ответ всё еще не был получен. Неизвестными остаются сроки и график передачи земельных участков от кооперативных и частных арендаторов к МУП «РАС».
В настоящее время все они подвешены в воздухе. В июле 2013 года администрация города разослала арендаторам письма-претензии, в которых потребовала уплатить задолженность, образовавшуюся в результате перерасчета за 2009-2011 годы (на тот момент судебный процесс, признавший перерасчет незаконным, еще продолжался). Самое же главное – в течение 2013 года Администрация г. Ижевска отвечала отказами арендаторам, обращавшимся к ней для продления срочного договора аренды. Вместо этого истекающие договоры по таким обращениям продлялись комиссией Управления земельных ресурсов и земле-
устройства «на неопределенный срок».
В результате этого никто из председателей кооперативов не знает, придут ли к нему «выдворять с территории» завтра или послезавтра, но некоторые еще надеются пережить зиму. Неофициально сообщается о 12 автокооперативах, которым в ноябре были направлены уведомления о расторжении договоров аренды. Кроме того, в октябре 2013 года МУП «РАС» дополнительно инициировало формальную процедуру передачи еще 13 земельных участков, в том числе в центре Ижевска, для самостоятельной организации автостоянок на них.
В такой ситуации хуже всего – отсутствие внятно выраженной позиции городских властей. От недостатка официальной информации рождаются слухи о грядущей застройке наиболее выгодно расположенных автокооперативов, а полным перечнем частных стоянок, закрывшихся в Ижевске в 2013 году (а они закрывались), кажется, не владеет никто. После того как приватизированный «агашинцами» городской Трест банно-прачечного хозяйства летом 2013 года снес собственную баню, чтобы построить на ее месте коммерческую жилую высотку, ликвидация нескольких охраняемых парковок МУП «РАС» на 50-100 машин в «спальных» районах – сущие пустяки.
Между тем с учетом острого дефицита пространства для автомобилей действия администрации сити-менеджера Дениса Агашина предстоит оценивать по очень жестким критериям. Общее количество парковочных мест в Ижевске в результате «реформы» не должно сократиться ни на единицу, а средняя цена аренды машино-места по городу не должна увеличиться ни на рубль. Иначе невозможно будет объяснить горожанам, что именно ижевских чиновников не устраивало в системе, исправно существовавшей до того, как они заняли кабинеты в здании городской администрации.
Что делать больше нечего?
Теперь - автостоянки! Правда здесь - уже прямой коммерческий интерес, который прикроют наведением порядка. При этом город вообще ни черта не сделал для того, что бы проблему автостоянок как-то "расшить"!
Я не владелец автостоянки, а простой авточастник, который, наоборот их кормит. Но я тоже не хочу, что бы сюда лезли наши горе "топ-менеджеры". Чем это обернется - ясно!
Поэтому предлагаю владельцем автостоянок выступить от имени и с широким привлечением своих клиентов - простых автовладельцев! "Иначе вам удачи не видать"!