Смотришь какие-нибудь «Утомленные солнцем 2», «Самый лучший фильм» или еще сотни таких же фильмов и думаешь: пропили мы российское кино. Но вдруг выходит «Географ», и всем становится ясно: еще не пропили.

И тут же самые смелые начинают говорить, что российское кино вообще не пропьешь, что мы встали с колен, и так далее.

Во-первых, нужно разобраться, кто встал. Вы знаете, кто такой Александр Велединский? Это режиссер фильма «Географ глобус пропил». Он же снимал «Бригаду» и «Дальнобойщиков». Не стыдно не помнить эту фамилию: последний свой фильм до «Географа» Велединский снял семь лет назад, в 2006 году. Фильм назывался «Живой». Он собрал в России 3 214 998 долларов. Но тот фильм не вызвал такого фурора, как нынешняя картина. Критики давали ему награду за сценарную работу, а зрители недоумевали: именно сценарий и казался им самым слабым местом. Спор в основном шел в ключе, чего больше - недостатков или достоинств?

Кинокритик Виктор Матизен:

«Перифраз... там вовсе нет никакого перифраза, там есть вечный русский тип, который, вообще говоря, открыл вовсе не Балаян. Его открыли ещё в XIX веке. Это такая фигура «лишнего человека», и, по-моему, его родство с персонажами XIX и XX века только украшает, потому что... в смысле, он абсолютно самобытен при этом. Конечно, у него есть корни, а как у него может не быть корней, спрашивается. И это здорово, что есть корни у этого персонажа».

Из интервью «Эху Москвы»

Режиссер фильма Александр Велединский:

«Мое состояние очень подошло под этот роман в тот момент. Я пару лет до начала картины жил, как Служкин. Выяснилось, что я готовился к этому фильму, не зная, что у меня будет этот фильм».

Автор одноимённого романа Алексей Иванов:

«Предыдущие пятнадцать лет наш кинематограф снимал фильмы морализаторские. И главные герои в этих фильмах были моралистами. Взять, например, Сашу Белого из «Бригады» или Данилу Багрова из «Брата», или парней из «Бумера». Они все были моралисты. А Александр Велединский снял нравственный фильм, как это ни странно звучит, в XXI веке. И этот фильм по идейно-драматургическому посылу, по своей сути восходит вовсе не к «Полетам во сне и наяву» и не к «Утиной охоте», как талдычат критики, он рассказывает не о маленьком человеке и не о лишних людях, что характерно для русской классики. А он говорит об идеальном человеке, гармоничном человеке. Это князь Мышкин».

Из интервью «Кинопоиску»

Говоря о «Географ глобус пропил», обсуждают в основном, великий ли это фильм или просто очень хороший. Однако кассовые сборы на «великий» пока не тянут. Собрал этот фильм на сегодняшний день не больше, чем «Живой» семь лет назад. По данным «Кинопоиска» на 19 ноября, в России сборы «Географа» составили 3 027 101 доллар. Правда, у фильма еще большой потенциал. Ведь 1,5 миллиона долларов было собрано только за первый уикенд. Например, провальный фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: предстояние» крутился на экранах целых шесть недель, а собрал только 7 миллионов долларов.

Еще одно интересное сравнение. Попсовый и голливудский «Тор 2: Царство тьмы» со знакомым до тошноты сюжетом, в котором супергерой борется за «восстановление порядка в галактике, встретившись лицом к лицу с древней инопланетной расой», вышел с «Географом» в одной «пачке». Напомним, что одновременно с этими фильмами 7 ноября стартовали в российском прокате «Распутин», «Мебиус», «Репортаж со свадьбы», «Очень голодные игры», «По признакам совместимости», «Уик-энд в Париже» и «Жизнь Адель». Последний, кстати, несмотря на положительные отзывы критиков, высокие рейтинги и приз «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском фестивале, совершенно провалился в прокате и собрал на сегодня меньше миллиона долларов во всём мире. Насчет «Тора 2». Осточертевший голливудский сюжет, надоевшие «супергерои», весь фильм держится на «Пиу-пиу! Тыдыщ-тыдыщ!» и спецэффектах, а сборы только в России составили на сегодняшний день 32 миллиона долларов.

32 миллиона долларов против 3 миллионов долларов – это по поводу вставания с колен.

Но почему «Тор 2: царство тьмы» - это очередной безликий фильм Голливуда, который, правда, в двойном размере уже окупил расходы на производство, а «Географ глобус пропил» - это сенсация? Самая веская причина, очевидно, в том, что нам так сказали по телевизору. У «Географа» была колоссальная медийная поддержка. Вспомнить хотя бы «Вечернего Урганта», где Хабенского единственное, что на руках не качали.

Нам сказали, что это потрясающее кино, мы, как всегда, этому поверили и шли смотреть именно с такими ожиданиями. Что самое интересное, ожидания оправдываются.

О кино

Сюжет такой: ходят разные люди, разговаривают друг с другом, ничего не взрывается, никто ни в кого не стреляет. Но к середине фильма становится уже очень обидно за родину, за нормального мужика (главного героя), которого жизнь довела, и за всех остальных, у которых впереди ни светлого, ни какого-то другого будущего не вырисовывается. «Счастье за горами» - это лозунг фильма. Пермь, где происходит действие, стоит у Камня, но вокруг каждого провинциального городка в России если и нет настоящих гор, то есть воображаемые, которые воображает каждый житель. И за этими горами – счастье, а внутри только безвыходность – и всё. Такая обстановка.

Этот фильм о человеке, у которого всё, что есть, - это совесть и поломанная жизнь. Ему за сорок, и за эти сорок он не стал счастливым, скорее наоборот: жизнь запутывается всё сильнее. И в будущем, абсолютно ясно, количество возможностей стать счастливым будет только сокращаться. Да и кто сказал, что если к сорока годам он пришел на нуле, то за оставшиеся ...цать лет вдруг что-то поменяется и произойдет? Герой Хабенского смиряется со своим поражением и решает спасать то единственное ценное, что у него осталось: свои представления о совести, о справедливости, о любви и вообще о жизни. Для этого он прибегает к «русскому харакири», нехитрому, но проверенному поколениями таких же мужиков способу: он пускает жизнь на самотек и начинает пить. Собственно, весь фильм – это одна большая пьянка. Пьют все, начиная со школьниц десятого класса.

Географ же хлещет за семерых. По пьянке он несколько раз подвергает смертельной опасности своих учеников, по пьяни он вытворяет массу отвратительных вещей. Но его почему-то жалко, а например, его жену, которая уходит от мужа-алкоголика, не жалко. Наверное, потому, что логика географа Служкина очень понятна и проста. Он не хочет счастья «за горами», он не хочет счастья с десятиклассницей Машей, он не хочет счастья с секс-бомбой учительницей немецкого, он не хочет счастья со своей старой подругой, воспитательницей из садика, и даже с той мамашей-толстушкой, которая приходила к нему на день рождения и умудрилась затащить в постель, он счастья не хочет. Он хочет счастья со своей женой и со своим ребенком – и только с ними. Но это оказывается невозможно, так как отношения давно зашли в тупик, поэтому он «катапультируется», то есть уходит в запой.

Смотришь этот фильм и чувствуешь, что это про тебя, про жизнь, что так действительно бывает. И сразу вспоминаются «Ирония судьбы», «Мимино», «Служебный роман», потому что те фильмы тоже были о нас, о жизни.

За это кино не стыдно, когда выходишь из зала. В этом кино вами не пытаются манипулировать, как в голливудских пустышках. Это кино снято не для денег, хотя имеет относительный успех. Кино «Географ глобус пропил» - это серьезный разговор о том, что в жизни важно.

И, возможно, этот разговор не состоялся бы, если бы не великолепная работа Константина Хабенского. Он сделал из бытовой чернушной истории о жизни в провинции настоящую поэзию. Хабенский тянул фильм, как паровоз, и на его фоне неуверенность молодых актеров совершенно стиралась. Каждая интонация, каждое движение точно попадало в образ. Не зря все критики отмечают, что это его лучшая роль.

Дайте снимать

Когда на «Кинотавре» Константин Хабенский вышел получать приз за лучшую мужскую роль, он обратился ко всем продюсерам и всему киносообществу: «Дайте Велединскому снимать кино». Думаю, большая часть из тех 223 тысяч человек, которые уже посмотрели этот фильм в кинотеатрах, могли бы присоединиться к этой просьбе. Фильмы Александра Велединского хотелось бы видеть чаще, чем раз в шесть лет.