Ситуация, когда для приёма посетителей открыто всего одно «окно», а электронная выдача «номерков» заканчивается к обеду, стала вполне рядовой. Причина почтовых проблем - в острой нехватке кадров низового звена - почтальонов, сортировщиков, операторов - вследствие их массового увольнения.

«Объявление висит здесь уже больше года», - говорит почтальон одного из почтовых отделений Ижевска, указывая на висящий на входной двери её участка выгоревший листок с надписью: «Срочно примем на работу почтальона». Женщина поделилась с корреспондентом «Д» подробностями своего нелегкого труда.

«Когда 8 лет назад я молодой женщиной пришла устраиваться работать почтальоном, я думала, как, наверное, думают многие не столкнувшиеся с этой службой. Что стоит раскидать по ящикам пачку корреспонденции? Работы на полдня! Сегодня у меня нет ни молодости, ни денег, ни накоплений. Постарела, серьезно подорвала здоровье. За всё это мне «светит» грошовая пенсия».

Оклад моей собеседницы при совмещении на полторы ставки составляет 5 тысяч 300 рублей. Чтобы подработать на своем месте, почтальонам предлагается оказывать услуги из перечня так называемых сетевых услуг. Почтальонов фактически вынуждают становиться торговыми представителями, продавцами сувенирной продукции, пластиковых карт оплат, проездных билетов, а также распространителями рекламных изданий и листовок. В конечном итоге именно подработка составляет большую часть ежемесячной заработной платы.

«Приходится торговать газетами, журналами, конвертами с марками, уговаривать оформлять подписку на издания «из списка». Листовки с информацией о скидках торговых сетей, например, разбрасывать по ящикам», - говорит почтальон.

По словам женщины, нелегкая ежедневная «бумажная» работа – выписывание извещений, заполнение карточек-отчетов о доставленной, недоставленной и вернувшейся корреспонденции, выписка накладных, заполнение и наклеивание на конверт справок-форм на возврат и досыл корреспонденции – занимает до половины рабочего времени.

До обеда почтальон занимается выдачей пенсий. Оказание услуг по операциям с выплатами пенсий является её обязанностью, то есть плата за эту услугу входит в оклад. По словам женщины, её трудовой день нередко длится по 13 часов. Суббота всегда рабочий день. Выходной один – воскресенье.

«В месяц на 1,5 ставки моя зарплата составляет примерно 12 тысяч рублей, - говорит моя собеседница. – Это при максимальной взятой на себя нагрузке по оказанию дополнительных услуг, учитывая то, что я работаю 8 лет, то есть выполняю работу быстро. Новичкам сложнее. Минус 13% налог по выплатам на основную ставку, минус 30% налог на выплаты по совмещенной полуставке. Минус профсоюзный взнос 147 рублей».

За эти деньги ей помимо выдачи пенсий и бумажной волокиты ежедневно нужно обслужить 13 многоквартирных домов, 14 деревянных домов и 50 организаций. В общей сложности 750, условно говоря, почтовых ящиков.

«Другая проблема – непонимание со стороны клиентов. Все хотят получить письмо быстро, в срок. Это понятно, но не все понимают, что в задержке или сбоях не всегда виноват почтальон. А злобу вымещать, конечно, кроме как на нас больше не на кого. Такие истерики, бывает, закатывают. В дочери, в сыновья мне годятся, а кричат, оскорбляют.

В нынешнем году вдвое были сокращены водители, - рассказывает почтальон. - На нашем участке сталось всего два водителя. И если раньше они еще помогали разгружать почту, то теперь доставляют груз только до ящика на обслуживаемом доме, нам, почтальонам, приходится их разгружать в одиночку».

Также женщина рассказала о том, что начальники почтовых участков просят или заставляют почтальонов подписываться на корпоративное издание «Почтовик».

У журнала, на полосах которого печатаются сплошные интервью с почтовыми начальниками, нет аудитории, поэтому тираж реализуют, продавая его своим же сотрудникам. Полугодовая подписка на издание стоит 200 рублей.

«Раньше в наш профессиональный праздник - День почты - нам выдавали поощрительные 100 рублей. Совсем ничего, но приятно, – говорит почтальон. – С этого года и эту выплату отменили».

Вместе с тем прибыль и доходы Регионального отделения Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в Удмуртии, судя по оказываемым услугам, заявленным на официальном сайте, должны быть огромными.

В 2012 году почтовики Удмуртии приняли 11,5 млн писем, 169 тыс. ценных посылок и бандеролей, 193,3 тыс. посылок, 153 тыс. единиц простой и заказной корреспонденции, 153,3 тыс. отправлений «1-го класса», 189 простых и заказных отправлений «мультиконверт».

Помимо традиционных услуг в отделениях почты предоставляется множество других. Ежемесячно во всех почтовых отделениях Удмуртии принимается около 102 тыс. денежных переводов, в том числе срочных и международных. 10 банков заключили с Филиалом ФГУП «Почта России» в Удмуртии договоры о погашении кредитных платежей по почте, а также об оформлении и выдаче банковских кредитных карт.

Доставка и выплата пенсий поддерживается региональным субсидированием. Приём коммунальных платежей оплачивают почте компании, предоставляющие населению услуги по коммунальному снабжению.

За приём платежей за услуги сотовой, факсимильной связи, Интернет и телевидение, а также за свои установленные в зданиях почтовых отделений терминалы самообслуживания платят компании-операторы связи.

В перечень финансовых услуг, приносящих прибыль, также входят: продажа универсальных почтовых карт для финансовых операций, страховые услуги и финансовое посредничество, приём всё возрастающих объемов «писем счастья» - штрафов ГИБДД, платежей Федеральной службе судебных приставов и т. д.

Подписка, распространение печати по подписке, услуга «Киберпочта» - доступ к Интернету в почтовых отделениях, продажа социальных проездных билетов для льготной категории граждан, железнодорожных и авиабилетов, лотерей, комплектов подключения операторов сотовой связи, «Поздравления Деда Мороза» и др. также являются статьями дохода почты.

У Удмуртского отделения «Почты России» два издания: «Почтовик Удмуртии» и «Лидер Почта», в котором бизнес-предприятия на платной основе размещают рекламные материалы. Причем еженедельник «Лидер Почта» - одно из самых тиражных изданий в Удмуртии: 150 тыс. экземпляров.

Государственное унитарное предприятие «Почта России» в Удмуртии с 2006 года получает из бюджета республики инвестиции на ремонт зданий отделений почтовой связи. Региональным правительством снижена налоговая нагрузка на Филиал «Почты России» в Удмуртии. Согласно принятому депутатами Государственного Совета УР закону, филиал получил также льготу по оплате транспортного налога.

Общая экономия финансовых средств филиала вследствие договоренностей и соглашений с органами власти региона и органами местного самоуправления составила в 2012 году 7,782 млн рублей.

Почему, спрашивается, при достаточно больших оборотах предприятия самые востребованные, самые ценные ходоки в прямом смысле этого слова, делающие предприятию основную прибыль, самые незаменимые из сотрудников почты - почтальоны - вынуждены получать нищенские зарплаты?

Ответ прост: как и во многих крупных организациях, в том числе и бюджетных структурах, неоправданно раздутый административно-управленческий аппарат съедает значительную часть фонда заработной платы.

Согласно задекларированным сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, директор Управления Федеральной почтовой связи Удмуртской Республики - филиала ФГУП «Почта России», депутат Государственного Совета УР Юрий Кайгородов в 2012 году заработал 1 млн 981 тысячу 763 рубля. Его жена – 506 тыс. 890 рублей.

Из недвижимого имущества Юрию Михайловичу с супругой принадлежит пополам только земельный участок площадью 3 тыс. кв. метров. Квартиры у них, видимо, не имеется. С транспортом дела обстоят лучше: «Хаммер», RAV 4, автоприцеп МЗСА 817710, катер Velvette 23.

В ФГУП «Почта России» на территории Удмуртии трудится 4048 сотрудников. Половина из них – 2110 – это операторы и почтальоны. Если всю только «белую» зарплату одного главного почтовика Удмуртии поделить на всех операторов и почтальонов, каждому из 2110 сотрудников достанется ежегодная «премия» по 940 рублей. Есть о чём задуматься.