Неоднозначный федеральный закон, вступивший в силу в конце прошлого года, реализовали в Удмуртии депутаты Госсовета УР, проголосовав в конце сентября под нажимом исполнительной власти за Закон УР «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике». Данный документ, прежде чем получить официальные реквизиты № 64-РЗ, почти месяц пролежал в ожидании визы президента УР. Время подписать новый закон нашлось у главы республики только 22 октября. Вряд ли Александр Волков всё это время мучился сомнениями по вопросам ЖКХ, просто месяц оказался слишком политически напряжённым.

Тридцать лет ждать?

Абсолютно точных сведений о том, сколько на сегодняшний день в Удмуртии многоквартирных домов и какова их общая площадь, найти не удалось — источники расходятся в цифрах. Но их пределы примерно такие: около 30 тысяч домов (из них в Ижевске более 3,5 тыс. МКД) общей площадью порядка 20 млн кв. метров.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме согласно закону установит Правительство УР и будет ежегодно корректировать эту цифру. Данная норма вступает в силу с 1 января 2014 года. В месяцы, предшествующие принятию закона, в СМИ со ссылкой на лоббистов идеи называлась предполагаемая сумма минимального ежемесячного платежа — 6,3 рубля с одного квадратного метра. Таким образом, республиканские власти могут рассчитывать аккумулировать в 2014 году в подконтрольном им фонде капремонта порядка 1,5 млрд рублей, большая часть которых должна направляться на исполнение региональной программы капремонта в многоквартирных домах в Удмуртии.

Не располагая сегодня точными сведениями даже о количестве МКД, Правительство УР в ближайшие месяцы вынуждено будет утвердить региональную программу капремонта, руководствуясь той информационной базой, которую Минстрою УР удастся собрать с управляющих компаний и ТСЖ, сведя всё в единый документ. Позже программу время от времени будут актуализировать по мере поступления дополнительных сведений. Предполагается, что на полную реализацию региональной программы потребуется порядка 30 лет, которые согласно закону разобьют на шесть плановых пятилеток.

Четыре довода «против»

Отказ от нынешней системы финансирования капремонта, когда собственники жилых помещений в большинстве МКД копили деньги на ремонт на лицевых счетах домов в своих управляющих компаниях и рассчитывали на софинансирование капремонта со стороны государства, сопряжён с массой проблем.

Во-первых, с вступлением в силу нового порядка 90 процентов расходов на капремонт снова перекладывается на плечи граждан-собственников квартир. Согласно ст. 10 республиканского закона № 64-РЗ государственная поддержка программы капремонта должна составлять «не менее 10 процентов» от общего планового объёма взносов на капремонт, рассчитанного из минимального размера взноса на капремонт. Слова «не менее», конечно, позволяют трактовать их достаточно широко, но вряд ли кто-то верит, что власти будут переплачивать в пользу граждан.

Во-вторых, неясна судьба средств, уже вложенных авансом управляющими компаниями в отдельные виды капитального ремонта. В республиканском законе (ст. 6) чётко прописано, что работы по капитальному ремонту, проведённые по решению общих собраний, но до принятия региональной программы капремонта, к зачёту средств региональным оператором приниматься не будут.

В-третьих, новый предельно централизованный порядок финансирования капитального ремонта крайне не гибок и не имеет отработанных механизмов на тот случай, когда будут возникать аварийные ситуации, требующие проведения внепланового капитального ремонта. Кроме того, разные дома в силу своих конструктивных особенностей и условий эксплуатации, как правило, не требуют полного капитального ремонта, порой достаточно, например, только отремонтировать крышу или поменять стояки, а другие ремонтные работы, относящиеся к капитальным, провести в другие годы. Действующая система позволяла оптимизировать график проведения капремонта в многоквартирных домах, по новой — дома будут ремонтировать один раз за весь срок действия региональной программы капитального ремонта.

В-четвёртых, вводимая схема финансирования капремонта фактически не нуждается в опоре на самих жителей многоквартирных домов. При всём несовершенстве того, что есть сегодня, и общей апатии жителей Жилищный кодекс в прежней своей редакции запустил программу развития самоуправления граждан. И с 2007 года здесь произошли серьёзные изменения, которые ещё через 10-15 лет могли бы существенно поменять отношение жителей-собственников к управлению своими многоквартирными домами. Новый закон опять ставит во главу угла бюрократию.

Пять процентов

В республиканском законе «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» нет нормы, которая бы прямо указывала на то, сколько средств будет проедать за свои услуги образуемый Правительством УР региональный оператор. Однако в ст. 12 Закона УР, озаглавленной «Финансовая устойчивость регионального оператора», определяется доля от объёмов взносов на капитальный ремонт, которая должна направляться на финансирование региональной программы капитального ремонта, — 95 процентов от всех средств, поступивших региональному оператору за предшествующий год.

Куда пойдут оставшиеся 5 процентов? На содержание бюрократов в лице регионального оператора? Причём «оператор» этот будет один на всю республику. В деньгах эти 5 процентов выливаются в крупную сумму — не менее 75 млн руб. в 2014 году. Для сравнения: до конца 2013 года на весь капитальный ремонт в Ижевске было запланировано 132 млн рублей, из них чуть более 20 процентов — средства жителей-собственников жилых помещений.

И ещё один немаловажный момент — норма статьи 12, согласно настоящему закону, вступает в силу только с 1 января 2016 года. Таким образом, ни в 2014-м, ни в 2015-м годах региональный оператор не будет финансировать какие-либо работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах на территории Удмуртской Республики. Все эти два года бюрократия будет только копить средства на капремонт и жить на свои (точнее, наши) 5 процентов от суммы взносов.

А им всё параллельно

Что будет происходить в эти два года? Ряд наиболее продвинутых в коммунальном бизнесе управляющих компаний в Ижевске уже начали работу с активами жителей многоквартирных домов, смысл которой сводится к тому, что «управляйки» планируют создать свои «параллельные» фонды капитального ремонта. Законодательство, в принципе, это не запрещает. Единственное условие — наличие решения общего собрания собственников помещений в МКД о соответствующих отчислениях. Для жителей-собственников это выльется в двойное обложение взносами на капремонт: 1) обязательный взнос по платёжке регионального оператора и 2) взнос на счёт управляющей компании по решению общего собрания. Такое решение, конечно, можно и не принимать, но кто тогда и на какие средства будет ремонтировать наши дома в случае аварийных и других критических ситуаций? Как уже сказано выше, региональный оператор по закону не будет заниматься капремонтом МКД в ближайшие два года, а позже ваш дом может вообще оказаться в «хвосте» списка — в плане, скажем, на 2043 год...

Капремонт власти

Очевидно, что, внеся изменения в Жилищный кодекс, власти решили две задачи: скинули финансовое бремя
капремонта на граждан и создали новую административную систему со своим «параллельным» казне бюджетом, в который за год в масштабах страны «накапает» пара сотен миллиардов рублей. В дорыночном ЖКХ подобная ситуация в прошлом уже была, и старшее поколение знает, что выплаченные жителями деньги на капремонт потом просто «пропали». Кто верит, что сейчас будет иначе? Вывод: чем быстрее произойдет возврат к прежней системе капремонта, тем меньше мы потерям. Думаю, что до этого простого вывода наверху будут дозревать ещё года два. Ну а если не дозреют, остаётся одно — проводить капремонт самой власти.