Марат Зайнуллин был задержан в Ижевске на улице Союзной 1 октября. Как сообщается в пресс-релизе МВД по УР, при обыске у него были обнаружены наркотики в особо крупном размере (1,97 грамма амфетамина). В тот же день он был помещён в СИЗО. Кроме адвокатов к Марату Зайнуллину никого не допускают. Родственники не видели его с момента задержания.

В первом материале «Д» по этому поводу уже отмечались некоторые странности. В частности, в пресс-релизе было сказано, что Зайнуллин был задержан «с явными признаками наркотического опьянения». Однако на видео оперативной съемки он ведет себя вполне адекватно. Кроме того, было неясно, задержали Зайнуллина случайно либо за ним велось наблюдение. Подробности в пресс-службе МВД по УР корреспонденту «Д» сообщать отказались, сославшись на необходимость направить письменный запрос. Жена Марата Зайнуллина Надежда, напротив, надеется сегодня только на гласность и рассказала корреспонденту «Д» свою версию случившегося, а также детали первого задержания её мужа в начале этого года.

По словам Надежды

«Один друг Марата, который живёт на Союзной, попросил ему помочь: жена друга устраивается на работу, и нужно было посмотреть, правильно ли составлен трудовой договор. Марат поехал на улицу Союзную. После этого он должен был явиться для отметки в УФСИН. За полчаса до выхода Марат позвонил в УФСИН и сказал: «Я сейчас приеду». После этого его задержали.

Совершенно невероятно, что Марат мог поехать отмечаться в УФСИН в состоянии наркотического опьянения и с наркотиками в кармане. Его задержали в обеденное время в рабочий день. Его насильно затащили в подвал и сунули что-то в карман, потом пригласили понятых», - рассказывает Надежда Зайнуллина. Она утверждает, что у нее есть доказательство того, что муж за несколько минут до задержания звонил в УФСИН: об этом свидетельствует распечатка телефонных звонков с его мобильного телефона.

«После ареста мужа я много читала в Интернете, что такое амфетамин, что его часто употребляют завсегдатаи ночных клубов, но Марат не посещал ночные клубы. Дискотеки, он даже не танцует...» - говорит Надежда Зайнуллина.

Признать вину уговорил брат

В прошлом материале «Д» сообщалось, что нет причин сомневаться в том, что наркотики у Марата Зайнуллина действительно были найдены. Не было оснований не доверять официальной информации МВД по УР, учитывая то обстоятельство, что Марат в январе текущего года уже был условно осужден за хранение наркотиков. Тогда он признал свою вину.

Однако после разговора с женой Марата закрались сомнения. Уверен в невиновности младшего брата и министр имущественных отношений по УР Рустэм Зайнуллин, который рассказал корреспонденту «Д» о том, что это он в начале года первый раз уговорил Марата признать свою вину. «Учитывая специфику правоохранительной системы, - поясняет свою позицию Рустэм Зайнуллин, - если бы Марат продолжал упираться и доказывать свою невиновность, то ему, скорее всего, дали бы реальный, а не условный срок».

«Я тогда была на первых месяцах беременности, - рассказывает Надежда Зайнуллина. - Только для того, чтобы быть со мной, он вынужденно принял решение признать вину. К тому же если бы его дальше там держали, то, возможно, заставили бы Марата дать какие-то ложные показания о работе и брате». «У вас сейчас маленький ребенок?» - уточнил я. «Нет, у нас ничего не получилось...» - с горечью ответила Надежда. В тот раз, по ее словам, всё происходило по той же схеме: затащили в подвал, сунули что-то в карман, пригласили понятых.

Моча с кровью

Надежда рассказала о страшных подробностях первого задержания Марата Зайнуллина: «Тогда было 20 градусов мороза. Он у меня спортсмен и ходит, как правило, в легкой одежде. Его продержали на морозе полтора часа, потом посадили в железный кузов машины, где он три часа сидел на железной скамейке, ему не давали даже застегнуть верхнюю одежду. В итоге Марат простудил себе почки. Когда его стало трясти от холода, только тогда пригласили понятых, сказав им: вот посмотрите, человека-то трясет, наркоман. А его от холода так трясло. Он даже не мог документы подписать. Простуженные почки очень тяжело лечатся. Осложнение было настолько сильным, что, находясь в СИЗО, он мочился кровью прямо в кровати. Домой он вернулся с огромным пакетом лекарств».

Экспертизы

Если человеку подкидывают наркотики, то доказать свою невиновность очень и очень сложно. Есть ли такая проблема в России? Очевидно, есть. Наберите в Яндексе «подбросили наркотики», и вам высветится 221 тысяча страниц, большая часть которых - это мольбы о помощи тех, кто оказался в подобной ситуации.

Члены семьи Зайнуллиных понимают, что защищать их брата, мужа и сына в суде им будет очень непросто. Однако уже сейчас они заявляют о множестве нарушений и фактах, свидетельствующих, по их словам, о невиновности Марата Зайнуллина.

В частности, по словам Надежды, информация МВД о якобы обнаруженных в квартире 0,35 грамма амфетамина - это ложь. Она говорит, что в квартире наркотики не находили. Изъяты были только винчестер, фотоаппарат и диск со свадебным видео, а также документы, связанные с работой Марата.

Кроме того, в своем заявлении в Генпрокуратуру РФ Надежда Зайнуллина пишет, что судебно-медицинская экспертиза проводилась без адвоката, а эксперты, бравшие пробы, не надевали перчаток во время экспертизы. Она также обращает внимание на то, что у Марата Зайнуллина несколько раз проводили осмотр на предмет внутривенных инъекций. Однако никаких следов обнаружено не было. При этом на одном из видео оперативной съемки демонстрировались шприц и ложка, предназначенные для внутривенного употребления наркотиков. «После того как эксперт не подтвердил их (следов внутривенных инъекций. - Прим. «Д») наличие, следователь якобы настоятельно «рекомендовал» найти их второй раз, но их, конечно, не было», - пишет Надежда в своем заявлении в Генпрокуратуру. Со слов адвоката Надежда знает, что во время допросов, которые сейчас ведутся, следователи ничего не спрашивают у Марата относительно наркотиков. В заявлении она подчеркивает, что все вопросы, которые задаются ее мужу, касаются его работы и работы его брата, министра имущественных отношений.

Стоит отметить, что за неделю до задержания Марата Зайнуллина, 23 сентября, в Министерстве имущественных отношений Удмуртии, у его брата Рустэма, прошли обыски в рамках расследования дела о приватизации ряда республиканских предприятий. В частности, государственных акций ОАО «Восточный», ОАО «Птицефабрика «Вараксино», ОАО «Удмуртская птицефабрика», ОАО «Ижевская птицефабрика», ОАО «Удмуртнефтепродукт». Первые четыре из этих компаний сейчас входят в структуру «КОМОС ГРУПП», в одном из предприятий которого работает Марат Зайнуллин.

Надежда связывает эти факты: «Многие знают, что в нашей республике сегодня напряженная ситуация. Во многих министерствах проведены обыски. Длительное время идет борьба с компанией ООО «КОМОС ГРУПП», ведутся различные уголовные дела по топ-менеджерам и различным сотрудникам. Я убеждена, что мой муж, будучи юристом ООО «КОМОС ГРУПП», попал в этот круговорот, в эту воронку. Он стал заложником этой борьбы».

Прокуратура отозвалась на жалобу. Уже начата проверка действий сотрудников полиции. Однако никакие результаты по этому поводу пока неизвестны.

Атмосфера

Сегодня Надежда Зайнуллина находится в подавленном состоянии. «Я не чувствую себя в безопасности. Несмотря на то что я ни разу в жизни не совершила ничего противозаконного, при виде полиции я вздрагиваю, потому что я больше им не доверяю. Я их боюсь...» - рассказывает она.

Состояние этой молодой женщины можно понять. Политический кризис в республике, масштабные экономические войны создают в регионе тяжелую атмосферу, которая, видимо, уже вышла за рамки правового поля. Силовые структуры, играющие одну из ключевых ролей в этом кризисе, в силах нормализовать ситуацию. Для этого им необходимо организовать максимальную прозрачность и открытость своих действий. Вздрагивать при виде полицейских должны только преступники.