11 октября в Ижевске состоялся Муниципальный форум некоммерческих организаций Ижевска, который в значительной степени представлял собой презентацию общественных организаций друг другу, журналистам и немногочисленным зрителям.

«Третий сектор» очень хорошо характеризует общество, отвечая на вопрос, можем ли мы самостоятельно решать свои проблемы. Это понятие ассоциируется с «гражданским обществом», потому что у НКО нет ни доходов, ни особых полномочий. Члены НКО решают общественно значимые вопросы, опираясь на собственный энтузиазм и поддержку сограждан, а также на закон.

Для справки

Сегодня же под НКО понимается организация, которая основной своей целью не ставит извлечение прибыли и, что самое важное, не распределяет полученную прибыль между своими участниками.

Внимание, вопрос

Сколько вы готовы дать на поддержку научного общества учащихся «Мысль»? Или на поддержку благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании»? Как правило, обычным людям в голову не придет отдать часть своей зарплаты на деятельность какой-то общественной организации. А НКО в свою очередь и не пытаются получить общественную поддержку. В итоге многие, если не большинство общественных организаций Ижевска, финансируются бюджетом и существуют на государственные гранты.

Особенность

Знаете ли вы, чем занимается Ассоциация жертв политических репрессий? Ответ — ничем, так как их деятельность подразумевает конфликт с властями. Судя же по официальному сайту, их ассоциация полностью сконцентрирована на праздновании различных юбилеев деятелей, репрессированных в сталинские годы. Это еще одна особенность большинства НКО: они не работают в конфликтном поле. Как можно бороться с тем, кто дает тебе деньги? Ассоциация жертв политических репрессий» вообще очень смешно огородила себя от российской действительности. На сайте администрации цели организации обозначены как «защита прав и интересов ныне реабилитированных лиц, подвергшихся политическим репрессиям». То есть для того, чтобы ассоциация начала кого-то защищать, нужно, чтобы человек был не только репрессирован, но потом еще и реабилитирован. А на официальном сайте головного отделения в заголовке написано: «Российская организация жертв незаконных политических репрессий». Будто бы существуют законные политические репрессии.

Пассив и актив

Идеальное положение для НКО — это стать подрядчиком в реализации какой-нибудь государственной программы и на государственные деньги устраивать круглые столы с банкетами и прочие «мероприятия».

Более или менее живыми в такой среде становятся организации, которые либо могут существовать вообще без финансирования, либо находят возможность зарабатывать деньги. Например, Центр развития предпринимательства. Они проводили бесплатные для участников курсы для начинающих бизнесменов «От идеи до бизнеса», которые финансировались из республиканского бюджета. Теперь они сотрудничают со Сбербанком, а курсы проводят за деньги. Цена за курс для одного участника 9900 рублей. У руководителей организации есть зарплаты, ведется активная коммерческая деятельность. Таким образом, Центр развития предпринимательства находится на грани между коммерческими и некоммерческими организациями. Но это для Ижевска исключение.

В Европе и США, где подобных «пограничных» организаций много, существуют отдельные нормы закона. Например, в Штатах регламентированы такие формы, как «Малодоходное общество с ограниченной ответственностью» или «Корпорация для общественной пользы». В Германии есть «Корпорация с общественно полезными целями», а в Великобритании «Компания в общественных интересах». В России подобных юридических статусов не существует, хотя к этим категориям могли бы относится такие НКО, как Центр развития предпринимательства.

Разновидности

В Ижевске самую большую группу составляют, пожалуй, НКО, которые защищают права своих членов и считают, что общество и государство уделяет им недостаточно внимания. Это всевозможные ветеранские организации, инвалиды, борцы за права жертв и так далее. Они «подключены», как правило, к какой-нибудь государственной программе и в связи с этим малоподвижны. Скорее всего, в случае прекращения финансирования деятельность в таких структурах сойдет на нет.

Некоторые из них с весьма туманными целями и задачами. Например, НКО «Родники» ставит своей целью сделать каждого участника «достойным гражданином своей Родины» и «помочь научиться жить среди людей».

Другая крупная группа — это борцы с алкоголизмом, наркоманией и малолетней преступностью. В их числе «Удмуртия-Анти-Спид», «Новый Свет», «Возрождение», «Партнерство», «Ал-Анон», «Исток», «Новая жизнь», «Матери против наркотиков» и другие. Часть из них с религиозным уклоном, часть примазана к бюджету.

Но самой живой и активной группой НКО, по крайней мере на встрече 11 октября, выглядели те, кто не зависит от бюджета и имеет в своих рядах настоящих волонтеров. Настоящих, потому что некоторые НКО в Ижевске вообще не понимают, что волонтеры —
это те, кто работает не за деньги, а на общественных началах. Например, в программе действий на 2012 год Совета женщин Ижевска было запланировано 519 тысяч рублей на оплату деятельности волонтеров. При этом, как указано в документе, «денежные средства организации формируются за счет средств, выделяемых бюджетом г. Ижевска, за счет грантов и благотворительной помощи».

Всё не так плохо

На этом фоне Лев Гордон, представлявший «Арго», выглядел просто ультрасовременно. Он, как всегда, устроил «стратегическое чаепитие», только на этот раз без чая. Собрав вокруг себя чиновников и «бюджетные» НКО, он предложил разбиться на группы и попробовать представить себе будущее «третьего сектора». В итоге только несколько человек сформулировали что-то более ли менее конкретное. Большинство же высказалось в смысле «и дальше, и больше, и спасибо, что уже».

Позитивно выглядели ребята, организовавшие движение по борьбе с мусором. Каждые выходные они катаются по городу, фотографируя городские свалки и запущенные места, а потом отсылают жалобы и фотографии в Управление по благоустройству города. Понятно, что на «финансирование волонтеров» они не тратят ни копейки. Солидно смотрелись «Автомобилисты Ижевска», которые активно оказывают давление на чиновников по вопросам качества ремонта дорог. Помимо этого, был еще ряд организаций, выглядевших вменяемо.

Шлак

В итоге смотр городских НКО показал, что в этой сфере вокруг бюджетных денег накипело много «шлака» - организаций, которые существуют только потому, что их питает бюджет. Обрезав им финансирование, можно будет освободить деньги для подпитки организаций, которые действительно нацелены на решение остросоциальных проблем. Оставшимся же в обойме наравне с увеличением финансирования необходимо установить высокие требования по эффективности и прозрачности реализации грантов. Такие предложения, в частности, озвучивали участники «стратегического чаепития без чая» на встрече с Львом Гордоном. В результате из полутора тысяч зарегистрированных в Ижевске НКО большинство совершенно мертвые. И вряд ли их стоит воскрешать. Скорее наоборот, окончательно забыв о них, стоит обратить внимание на молодых общественников, готовых работать и менять свой город.