Объем финансирования государственной программы «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы из бюджета УР оценивается примерно в 8 млрд рублей ежегодно (без ТФОМС и федеральных субсидий). В эту сумму включены все текущие и капитальные расходы правительства Удмуртии на сферу здравоохранения вплоть до уплаты налогов медучреждений и содержания аппарата Минздрава УР.

Действующие не первый год республиканские и ведомственные целевые программы («Туберкулез», «Сахарный диабет», «ВИЧ-инфекция» и т. п.) также включены в состав новой госпрограммы. Туда же по мере строительства и капремонта будут подверстаны и «больничные» объекты Минстроя Удмуртии. Точный объем республиканского финансирования всей отрасли на 2013 год известен из действующего Закона УР о бюджете (8,29 млрд руб.), а на 2014 год определится в ближайшие три месяца. Первый этап госпрограммы рассчитан до 2015 года. В официальном документе власти Удмуртии рассказали, что планируется достичь к этой дате.

Два и полтора

Каждый житель Удмуртии в среднем болеет 1,9 раза в год, в то время как средний житель России – 1,6 раза. По данным авторов госпрограммы «Развитие здравоохранения», среднероссийский уровень заболеваемости в УР превышен по 11 из 19 классов болезней. Высокую заболеваемость объясняют старением населения Удмуртии, массовой диспансеризацией, в ходе которой врачи выявляют ранее скрытые патологии, а также особенностями местных производств и природы (активные очаги клещевого энцефалита, боррелиоза, геморрагической лихорадки).

По данным Минздрава России, в 2011 году в Удмуртии был превышен среднероссийский уровень общей заболеваемости в первую очередь по болезням органов дыхания – 49 749 зарегистрированных больных на 100 тыс. чел. населения против 39 029 в среднем по РФ (+27%). Аналогично на территории УР выше среднего риск новообразований, болезней костно-мышечной, мочеполовой, пищеварительной и нервной систем, глаза, уха, печени, кожи, кишечных инфекций и врожденных аномалий. В то же время по сердечно-сосудистым заболеваниям, служащим причиной более половины всех смертей, Удмуртия укладывается в средние показатели (22 319 зарегистрированных больных на 100 тыс. чел. населения в УР против
22 742 по России).

При определении конечных целей госпрограммы УР «Развитие здравоохранения» ее авторы тоже отталкивались от статистики 2011 года, но не по заболеваемости, а в основном по смертности населения. Таких главных целевых показателей девятнадцать. Как обещает правительство Удмуртии, в частности, к 2015 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении возрастет с 68,9 до 71 года, а смертность от всех причин уменьшится с 13,4 до 12,4 в год на 1000 человек.

Есть, однако, причина сомневаться в обоснованности этих прогнозов. Проект республиканской госпрограммы был опубликован на сайте Минздрава УР еще в мае 2013 года. В то время он предусматривал расходы в размере 9,887 млрд рублей из бюджета УР на 2013-й, 10,124 млрд руб. – на 2014-й и 10,159 млрд руб. – на 2015 год. За полгода работы над документом ожидаемый объем финансирования госпрограммы из республиканского бюджета на 2013 год был сокращен на 1,6 млрд руб., а на 2014-й и 2015-й – без малого на 2 млрд руб. в год (почти на 20%). При этом «планки» всех целевых показателей не были пересмотрены и остались на прежнем уровне с точностью до десятых долей промилле.

Таким образом, как ни парадоксально, прогноз результатов реализации госпрограммы Минздрава УР оказался не зависящим от объема её финансирования. Какая связь между тем, сколько мы тратим на медицину, и тем, сколько человек умирает от болезней, если два миллиарда туда-сюда на это не влияют? Госпрограмма УР «Развитие здравоохранения» не дает ответа на этот вопрос, что ставит под сомнение адекватность такого программно-целевого планирования.

Отдельную группу целевых ориентиров новой госпрограммы составляют показатели, связанные с вопросом о медицинских кадрах. Здесь Правительство УР занимает позицию, к которой трудно подобрать какие-либо аналогии.

Прямая и явная угроза

Все бюджетные программы, которые утверждает правительство Удмуртии, содержат обязательный раздел «Анализ рисков». Как правило, в нем не бывает ничего интересного – дежурное упоминание о возможных мировых катаклизмах и замедлении роста экономики. В этом смысле госпрограмма УР «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы - особенная. В ее «анализе рисков» нашлось место для завуалированной политической декларации.

«Социально-психологические риски: риск связан с сопротивлением персонала медицинских организаций преобразованиям в системе здравоохранения, - говорится в тексте документа Правительства УР. – Для минимизации риска необходимо широкое публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов, апробация инициатив на пилотных площадках и представление ее результатов общественности. Также преодоление рисков может быть осуществлено путем усиления методической и кадровой работы Минздрава УР с медицинскими организациями».

Такая формулировка сопровождает 5 из 10 подпрограмм госпрограммы УР «Развитие здравоохранения»: «Развитие первичной медико-санитарной помощи», «Совершенствование специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, и скорой медицинской помощи», «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», «Развитие информатизации» и «Создание условий для реализации госпрограммы».

В пояснениях к «кадровой» подпрограмме «социально-психологические риски» даже названы основными. Ничего подобного нет на 400 страницах текста федеральной программы «Развитие здравоохранения», утвержденной правительством России в декабре 2012 года, вслед за которой разрабатывалась республиканская программа Правительства УР.

Говоря о «сопротивлении персонала» именно в такой форме – как об объективном обстоятельстве наряду со «снижением темпов роста экономики» и «высокой инфляцией» – власти Удмуртии фактически объявляют заранее: то, что мы собираемся делать следующие 7 лет со здравоохранением, врачам не понравится, и тем не менее мы будем делать то, что запланировали, а врачей будем «преодолевать». Признавая на уровне стратегического программного документа возможность противодействия реформам со стороны целого профессионального сообщества, Правительство УР не анализирует источники этого недовольства, которых как бы и нет.

Дефицит, он же избыток

Хотя общее представление о причинах «сопротивления медиков» из новой госпрограммы УР можно составить. По ее данным, в республиканской и муниципальной системе здравоохранения сейчас трудится 6898 врачей и 16 257 средних медицинских работников. Каждый врач в среднем совмещает 1,6 должности, средний медицинский работник – 1,4. Медики непрерывно «голосуют ногами»: на 1 января 2012 года, по данным Минздрава УР, численность врачей составляла 7022 человека, на 1 января 2011 года – 7083 человека. В здравоохранении Удмуртии – острая нехватка людей. Не зря именно отказ от дополнительной нагрузки («итальянская забастовка») стал основной формой протеста врачей Ижевска весной 2013 года, вызвав болезненную реакцию республиканского руководства.

Решения этой проблемы в рамках госпрограммы УР «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы власти Удмуртии не обещают. Приемлемый коэффициент замещения врачебных и средних медицинских должностей не вошел в число ее целевых показателей. Врачам остается только надеяться на обещанное повышение зарплат – до 200% от средней по экономике в течение семи лет, а также готовиться к переходу на новую систему оценки результатов работы (т. н. «эффективный договор») и аккредитации.

Жителям Удмуртии вообще не на что надеяться. Согласно данным из принятого документа, обеспеченность врачами в Удмуртии сегодня выше нормы и составляет 52,6 врача на 10 тыс. чел. населения. Этот показатель в ходе реализации госпрограммы планируется сократить до 49,6 врача к 2015-му и до 45 врачей - к 2020 году.