Речь идет о доме, построенном в районе так называемого Татарбазара, по адресу: ул. Областная, 30, недалеко от администрации Ленинского района. История этой территории очень длинная. В советские времена, в шестидесятые годы, здесь нарезали участки по 10 соток на семью. Потом у жителей улицы Июльской отобрали по пять соток под строительство школы. Школу так и не построили. На крыше стали расти деревья, а в развалинах завелись наркоманы. «Я этих наркоманов сдала милиции. Так у меня потом пожар был на участке. Сказали, что поджог, но никого не нашли», - рассказывает Нина Патрушева, хозяйка дома № 12 по улице Июльской.

И вот в 2009 году на месте развалин школы, возле обветшалых домов жителей улицы Июльской, УССТ № 8 задумало построить дом. «Представитель УССТ, Ряшенцев, пригласил письменно всех жителей Июльской и Заводской к ним... Он сказал: вот на этом месте мы будем строить дома. Я его еще спросила, какой этажности? Он мне ответил, что пятиэтажные. Показал проект: два дома вдоль нашей улицы, два дома вдоль Заводской. И говорит: вас будем переселять на Нагорную, дом построим и будем переселять туда. В 11-м году дом сдается, но нас туда не переселяют», - рассказывает Нина Патрушева.

УССТ № 8 продолжало штамповать в частном секторе дома, но чем дальше, тем яснее становилось жителям «деревяшек», что переселять их никто никуда не собирается.

Кроме того, дома оказались в три раза выше: не трёх-, а десятиэтажные. Так, десятиэтажка № 30 по Областной находится всего в 20-25 метрах от заборов частных участков. Строители вряд ли задумывались о последствиях такого соседства. В таком случае следует сообщить им, что жители частного сектора попали в невыносимые условия с первого дня строительства.

Мы не будем говорить о всех ужасах стройки. Вбивание свай, когда из серванта выпадает посуда, строительный мусор, застилающий грядки, бесконечный шум - всё это очевидные проблемы, которые в какой-то мере можно считать неизбежным злом при строительстве в частном секторе. Есть и более серьезные неудобства. В частности, строители подняли грунт на пятне застройки. Теперь из-за этого участки вокруг стало затапливать водой.

Тень от десятиэтажного гиганта накрывает земли, на которых раньше люди выращивали овощи. «Как построили этот дом, житья у нас не стало. В огороде ничего не растет. Даже морковка не растет. А раньше всё росло. У нас семья из трех человек - мы питались до весны», - говорит Ольга Аркадьевна, хозяйка дома №14 по улице Июльской.

А как бы вы себя чувствовали, если бы жители более чем 200 квартир видели ваш огород как на ладони? Идете ли вы из бани, жарите ли вы шашлык с друзьями, пропалываете грядки - за вами постоянно кто-то наблюдает. Жильцы же многоэтажки не только наблюдают. «Утром встаешь - бутылки в огороде собираешь, вечером с работы приходишь - то же самое», - рассказывает Ольга Аркадьевна.

Еще одна проблема - автомобили. Только в одной десятиэтажке (ул. Областная, 30), построенной УССТ № 8, насчитывается 416 квартир. Выделенной автостоянки на придомовой территории совершенно не хватает. Рядом поставлено еще несколько подобных домов. Водители из-за нехватки парковочных мест загромождают обочины близлежащих улиц. Те 25 метров, которые отделяют десятиэтажку от частного сектора, УССТ № 8 планирует заасфальтировать. Любая заасфальтированная территория в этих условиях автоматически становится парковкой. То есть десятки машин будут стоять вплотную к частным участкам.

Валентине Викторовне, одной из жительниц прилегающих к многоэтажке домов, строители поднятием грунта в пятне застройки в буквальном смысле забаррикадировали гараж. Ворота теперь не открываются. «Хорошо, что у нас сквозной въезд был предусмотрен, а то не знаю, как бы мы въезжали-выезжали. А со стороны их дома, где раньше въезд был в гараж, пришлось просто забор поставить», - рассказывает она.

О чем думали руководители УССТ № 8, когда планировали этот дом? О чем думали чиновники, когда согласовывали застройку? Жители частного сектора десятки раз пытались доказать незаконность строительства. Городские и республиканские чиновники один за другим отвечали, что всё в порядке. «По проектной документации получено Положительное (именно с заглавной буквы. - Прим. «Д») заключение государственной экспертизы», - ответил жителям в своем письме начальник Управления архитектуры и строительства Ижевска Владимир Зырянов.

К кому бы ни обращались жители частного сектора, все чиновники либо перебрасывали жалобу в другое ведомство, либо отвечали, что разрешение на строительство получено и никаких претензий быть не может. «Даже Путину мы написали. От него пришел ответ нашим чиновникам: разобраться по существу. Но никто по существу так и не разбирался», - рассказывает Нина Патрушева. Сейчас стройкой заинтересовалась военная прокуратура, так как УССТ № 8 подведомственно Министерству обороны. Срок проверки уже один раз продлевали, результаты пока неизвестны.

Волшебное превращение

В своих бесконечных жалобах жители частного сектора заявляют, что строительство дома велось незаконно. В частности, они считают, что публичные слушания были сфальсифицированы. «Нас, кто живет под носом у этого гиганта, тех людей, которые в первую очередь заинтересованы в том, чтобы участвовать в таких слушаниях, никто ни о чем не извещал. Они провели их втихушку», - возмущается Нина Патрушева.

Слушания, о которых идет речь, проходили 3 июля 2009 года. И, по сути, они являлись «спецоперацией» УССТ № 8. Застройщик провернул очень хитрую схему. У него было разрешение на строительство трёхэтажного дома, а построить хотелось десятиэтажку.

На публичных слушаниях рассмотрели вопрос об «отклонении от предельных параметров». Под этой невнятной формулировкой имелось в виду следующее. УССТ № 8 хотело получить от жителей одобрение на строительство не трёх-, а десятиэтажного дома. Правда, эта формулировка в протоколе слушаний аккуратно избегается. О сути упоминается лишь в одном из ответов Управления архитектуры. Оказывается, именно результаты публичных слушаний стали поводом для выдачи разрешения на строительство многоэтажного дома. «Постановлением Администрации города Ижевска от 22.10.2009 г. № 1020/7 по результатам публичных слушаний ФГУП «УССТ № 8 при Спецстрое России» получено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства... по максимальной высоте здания с 3 до 10 этажей», - говорится в документе.

На слушаниях присутствовали всего семь человек. Все они проголосовали за строительство десятиэтажного дома. Жители улицы Июльской уверяют, что все участники слушаний были «заинтересованы» и находились под давлением. Проверить это, к сожалению, невозможно.

После слушаний возмущенные жители Июльской дважды ходили на прием к своему депутату и по совместительству главе Ижевска Александру Ушакову. Он дважды обещал разобраться, но никакой реакции не последовало. Вряд ли Александру Александровичу было бы приятно услышать то, что теперь думают о нем на улице Июльской.

В сухом остатке

Город нужно застраивать. С этим никто не спорит. Жители частного сектора, как правило, готовы идти на компромисс. И этот компромисс состоит в том, чтобы расселять семьи из частного сектора, в котором ведется застройка. Многоэтажные дома же в центре частного сектора - это всегда бедствие для частников. Эти типы застройки несовместимы. Чиновники и строители не могут этого не понимать, но всё равно раз за разом начинают строительство наперекор всем правилам и здравому смыслу.

Какими бы правдами и неправдами ни были получены разрешения на строительство дома № 30 по Областной, в любом случае уже поздно махать кулаками. Вероятность того, что дом снесут, очень невелика. К тому же есть гораздо более разумное решение.

Сегодня речь идет о том, чтобы расселить всего четыре частных хозяйства по улице Июльской. Все эти кипы позорной переписки сводятся к тому, что большие чиновники не могут решить крохотную проблему: расселить жителей четырёх частных домов, которых эти же чиновники своими разрешениями на строительство поставили в невыносимые условия. И которым было обещано расселение. Это политическая импотенция. Видимо, возрастное.