Сегодня тактильная плитка активно укладывается в центре города. В частности, её уже можно увидеть на ул. Пушкинской на отрезке от администрации города до Центральной площади. Она уложена на небольшом участке дороги возле здания МВД. Сейчас ведутся работы по реконструкции тротуаров на ул. Кирова - от ул. К. Маркса вверх в сторону ТЦ «Аврора Парк».

Но эту бурную деятельность нужно немедленно приостановить. Иначе потом придется всё переделывать.

На пути велосипедистов.

Зачем нужны велодорожки

Перед тем как перейти к претензиям, стоит разобраться, как работают тактильные плиты и велодорожки. Совершеннолетние велосипедисты по правилам ПДД должны двигаться по правому краю проезжей части. Это, во-первых, небезопасно, учитывая, что все обочины заставлены припаркованными автомобилями. Во-вторых, в темноте велосипедистов плохо видно, особенно если велосипед не оборудован маячком. В-третьих, обочины дорог полны препятствий: жеваный асфальт у остановок, проваливающиеся канализационные стоки, открытые люки и прочее. Объезжая их, велосипедист может неожиданно для водителей автомобилей оказаться на полосе движения, создав аварийную ситуацию. В-четвертых, двигаясь по дороге, велосипедист вынужден интенсивно дышать грязью, пылью и выхлопными газами. Такие прогулки скорее вредны, чем полезны. Поэтому в городе желательно выделять велосипедистам отдельную полосу движения. И желательно отделить эту полосу от проезжей части и от пешеходных зон, так как люди ходят со скоростью 5 км/ч, а велосипеды выжимают до 20 км/ч и больше.

Куда идти-то?

Зачем нужна тактильная плитка

Надо понимать, что есть слепые и слабовидящие. Слабовидящим людям, передвигающимся по городу пешком, важно знать, где находится край дороги и другие опасные зоны. Слепым же важно «нащупать дорогу». Поэтому тактильная плитка нужна прежде всего слепым. Канавки в плитке можно использовать как направляющие. Как рассказали нам в ВОС, в эти канавки слепой человек может вставить палочку и уверенно идти до тех пор, пока не встретит плитку другого типа, предупреждающую об опасном участке. Плитка «Стой» выглядит как квадратик с пупырышками. Слепые знают, что рядом с такой плиткой находится лестница, проезжая часть, остановка общественного транспорта или другое место, требующее особого внимания. Так как должен выглядеть участок дороги, удобный и для слепых, и для слабовидящих? В метре от края тротуара, дальнего от проезжей части, выкладывается плитка с направляющими, окрашенными в желтый цвет. Слабовидящие будут знать, что нужно идти возле этой полосы, так как это безопасный край дороги, где они никому не мешают, а слепые пойдут непосредственно по ней. Находясь сбоку, они не будут мешать остальным пешеходам.

Прямиком под машину.

Дорога в столб

Начнем, собственно, с тех претензий, которые высказывают сами члены Ижевского отделения ВОС (Всероссийского общества слепых). Мы поговорили с заместителем председателя Николаем Глухиным. По его словам, перед тем как укладывать плитку, представители администрации проконсультировались с ним и другими членами общества, какая плитка будет лучше. «Нам предложили несколько вариантов, разных по цвету: красный и желтый. Мы выбрали желтый, потому что это цвет предупреждения», - рассказывает Николай Глухин. В итоге положили серую плитку. Если вы художник или дизайнер, то, присмотревшись, можете заметить, что уложенная тактильная плитка действительно чуть-чуть желтее, чем серый тротуар рядом. Но если вы инвалид по зрению, то вряд ли заметите такие нюансы.

Прямо в столб.

Таким образом, слабовидящим не остается других вариантов, кроме как пользоваться тактильной плиткой, как слепому. А слепым в свою очередь нужно брать уроки у канатоходцев в цирковой школе, чтобы пользоваться тактильной плиткой, потому что сегодня во всём городе ее укладывают по самому краю тротуара.

Отступы от края сделаны только в двух местах: у здания МВД и на коротком участке пер. Северного возле администрации. Но отступы сделаны почему-то от ближней к автомобильной дороге части тротуара. На ул. К. Маркса тактильная плитка вообще укладывается между пешеходной зоной и велосипедной дорожкой. Как будет чувствовать себя слепой человек, если каждую минуту мимо него со свистом будет пролетать велосипедист? Хорошо, хоть на проезжей части отдельную полосу слепым не выделили.

Интересно, что в Ижевске используется только один вид плитки - направляющий. В ГОСТах она называется «Внимание, переход». На самом деле существует четыре вида тактильных плиток. Самая необходимая из них - плитка, предупреждающая о препятствии. Ее просто не закупают. Поэтому возникает огромная путаница. Например, возле МВД на перекрестках Пушкинская - Советская и Пушкинская - Свободы направляющая плитка ведет прямиком в столбы освещения. Аккуратно закругляясь, в столб направлена и плитка на перекрестке улиц Пушкинской и Наговицына. На Пушкинской у выезда между домами 245 и 259 тактильная плитка ведет в барбарисовый куст на газоне, если идти из двора. Задумывалось, конечно, что слепой должен остановиться в этом месте. Но как, по мнению чиновников, слепой человек должен отличать, где идти, а где останавливаться, если плитка везде одинаковая? Представьте для понимания, что на дорогах запрещающий и разрешающий сигналы светофора будут одного цвета.

Удивительнее всего тактильная плитка уложена непосредственно у администрации города по ул. Пушкинской. Здесь дорога для слепых находится внутри (!) велосипедной дорожки. Что еще интереснее, эта тактильная плитка ведет прямо под колеса автомобилей, обрываясь у пер. Раздельного.

Позиция чиновников

Я встретился с главным инженером Службы благоустройства и дорожного хозяйства г. Ижевска Виктором Шиляевым. В целом его позиция такова: для Ижевска, как и для России, тактильная плитка - это новшество. Поэтому технология ее укладки сейчас еще только начала отрабатываться, и власти готовы выслушивать критику.

Чтобы понимать, к кому именно направлять претензии, нужно разобраться, как работает вся машина. Сначала за подписью главы администрации Дениса Агашина и министра социальной защиты населения Ольги Корепановой формируется перечень мероприятий, в котором указано, что нужно сделать и сколько денег на это есть. Дальше проводится конкурс, где определяется генподрядчик на большой объем работ. Сегодня тротуарами с тактильной плиткой занимается ОАО «Дорожное предприятие «Ижевское». Оно выбирает себе субподрядчика. Им стало предприятие ООО «УралБизнесСтрой». Эта фирма решает, где ей брать строительные материалы. Тактильную плитку закупают на заводе «Стройкамень» в посёлке Чур, в Якшур-Бодьинском районе Удмуртии. Но на этом заводе есть формы только для направляющей тактильной плитки.

Новая форма (для создания других типов тактильных плиток) стоит порядка 10 млн рублей, и завод пока не торопится ее покупать.

То есть слепые не смогут пользоваться неправильно уложенной и подобранной тактильной плиткой из-за того, что субподрядчики закупают ее на непригодном для изготовления тактильной плитки заводе, хотя в России много предприятий, производящих такой материал.

Насчет серого цвета надо разбираться дополнительно. Виктор Шиляев подтвердил, что вместе с представителями ВОС выбирали желтую плитку, а привезли серую. Кто в этом виноват, неизвестно, но, по словам Шиляева, если вопрос встанет ребром, то чиновники готовы потратить дополнительные бюджетные деньги на то, чтобы покрасить всю тактильную плитку в желтый цвет.

Что касается странного расположения плитки. Чиновники пользуются дурацким ГОСТом Р 52875-2007. Другого у них, к сожалению, нет (да и этот они не соблюдают). Но суть в том, что в этом стандарте нет многих важных параметров. В том числе в нем не прописано, где именно на пешеходной части дороги должна быть уложена направляющая тактильная плитка. Поэтому плитку кладут как попало. В этом ГОСТе, кстати, вообще написано, что плитку с параллельными линиями нужно укладывать только у наземных пешеходных переходов. Но если нет нормального ГОСТа, то ведь можно же пользоваться здравым смыслом. Или хотя бы опытом тех стран, где тактильную плитку укладывают много лет.

Глядя на примеры Европы, можно сделать вывод, что идеальный тротуар может выглядеть следующим образом. Если между проезжей частью и пешеходной зоной есть газон, то велосипедную дорожку можно начать непосредственно от края тротуара, ближайшего к проезжей части. Если зеленой зоны нет, то необходимо сделать небольшой буфер, отступив от края тротуара хотя бы полметра. Тактильные дорожки нужно размещать у дальнего от проезжей части края пешеходной зоны, отступив от него хотя бы те же полметра. И тактильную плитку, и велосипедную дорожку следует отмечать желтой линией. Таким образом слабовидящие люди смогут понять, где кончается безопасная пешеходная зона. Ну и, конечно, нельзя применять один вид тактильной плитки для всех видов сигнализации.

Планы Агашина

В ближайшее время будет выделено 30 млн руб. на обустройство тротуаров: 15 млн из федерального бюджета, еще столько же из муниципального. Об этом говорится в очередном перечне мероприятий по реализации программы «Доступная среда 2011-2015». Половина этой суммы уйдет на южную сторону тротуаров на участке ул. Кирова от ул. Удмуртской до ул. К. Маркса, где работы (что, кстати, странно) уже начаты. Работы также планируются на ул. Красноармейской, Ломоносова, Ленина, М. Горького, Пастухова, Песочной, Сабурова, на пер. Интернациональном.

Объёмы большие, и хотелось бы, чтобы чиновники проанализировали свой неудачный опыт и не допустили халтуры. Напомним, что в Ижевске только официально в ВОС состоит 1230 человек. На самом же деле людей с критически низким зрением еще больше. Всем им придется пользоваться той «доступной средой», которую сегодня им создают чиновники в нашем городе.