- Некоторые мои конфиденты считают, что «свердловская команда» министра Первухина - настоящие менты. В хорошем смысле. Возможно, так и есть. Мой личный опыт общения с ними невелик. Мы два раза встречались с новым главой МВД по УР по моей инициативе. Он произвёл в целом приятное впечатление. Непростой человек. Выгодно, на мой взгляд, отличающийся от двух прежних министров - Сосновского и Щербакова. Я первым предложил прекратить войну, которую вели с газетой «День» его предшественники. Что касается критических публикаций, где фигурируют сотрудники полиции, то они всегда будут, потому что полицейские, к сожалению, совершали и продолжают совершать преступления. Но министр, очевидно, не может быть ответственен за каждый из инцидентов. И прикрывать их тоже не должен, но, возможно, в каких-то случаях вынужден это делать в силу специфики полицейской ведомственной вертикали.

- Что скажете о прозвучавших в Ваш адрес упрёках: «наметившаяся тенденциозность», «обеспечение информационных и других интересов известного круга лиц»?

- Формулировки деликатные, но вопрос поставлен ребром. Поскольку с конца июня 2012 года МВД по УР прессует один «круг лиц» - тот, что связан с предпринимателем Осколковым и «КОМОС ГРУПП», то понятно, в чью сторону брошен камень. Открытое письмо предполагает такой же ответ. Они (Прим. - МВД по УР) никак не могут понять, как можно находиться в непримиримой оппозиции к президенту Волкову и при этом не встать на сторону МВД в теме уголовного преследования лиц, связанных с руководством «КОМОС ГРУПП». Объясняю. Я просто знаю, чем всё в таких случаях заканчивается. Тактика серии мелких по своей сути, бесперспективных, но систематически возбуждаемых уголовных дел, осложняющих взаимоотношения «КОМОС ГРУПП» с банками и нервирующих топ-менеджеров и сотрудников компании, рано или поздно подводит к вопросу о продаже бизнеса или его части. А жителям Удмуртии это надо? Я думаю, нет. Потому что сейчас этим активом владеют люди, родившиеся в Ижевске, и при всём их меркантилизме Удмуртия для них родина. А кто будет владеть большей частью удмуртского АПК, если тактика МВД по УР достигнет цели? Вот для примера итог давления, оказывавшегося в 2002 году на «Белкамнефть» (четверть удмуртской нефтедобычи), - сейчас это актив бывшего жителя города Грозного. Есть разница? Для меня как ижевчанина есть, и я убеждён, что для большинства жителей Удмуртии тоже.

- В открытом письме сказано, что ранее газета придерживалась иной позиции.

- Газета «День» - единственное СМИ в Удмуртии, критически освещавшее приватизацию предприятий удмуртского АПК в интересах «КОМОС ГРУПП» в те годы, когда это происходило. В новых условиях газета «День» не одобряет силовые акции МВД по УР в отношении частного агрохолдинга, исходя из тех же общественных интересов. По большому счёту, наша редакционная политика не менялась, меняются обстоятельства. Я считаю, что выход из нынешней ситуации мог бы быть в мягкой национализации доли в «КОМОС ГРУПП» в размере до одной трети. Если в этом достаточно закрытом бизнесе есть интерес семьи президента Волкова, вот пусть эта доля и отойдёт в казну республики. Пусть за деньги. Уверен, там есть что зачесть. Такая рокировка могла бы снизить риски рейдерских атак в настоящем и будущем, но уже при другой (более адекватной) власти. Волков сегодня - слабое звено в защите «КОМОС ГРУПП». Уверен, что если перед ним встанет дилемма: сдать «КОМОС» и получить назначение врио главы УР, он даже задумываться не станет.

- Как Вам формулировка: «предвзятость и пристрастность статей возвращают нас во времена расцвета марионеточных СМИ»?

- Все авторские публикации пристрастны, их же люди пишут, со своим багажом опыта и взглядами на жизнь. Но статьи в «Дне» ничуть не пристрастней пресс-релизов на сайте МВД по УР, когда эти сообщения касаются менеджеров из «КОМОС ГРУПП». Так называемые времена «марионеточных СМИ» - это на порядок лучше нынешней ситуации, когда всех причесали под одну гребёнку. В 90-е разные СМИ, принадлежавшие разным финансовым группам, писали и показывали по-разному, причём объективно вытаскивая компромат на конкурирующие стороны. Соответственно, был выбор, которого не стало в «нулевые» годы.

Очень легко учить «любить Родину», когда ты на полном содержании у страны. Один офицер полиции (не самого высокого звания) получает примерно те же деньги, на которые живут все авторы газеты «День», вместе взятые, включая меня. А мне за почти 15 лет, пока я издаю газету, приходилось рисковать, по крайней мере, не меньше среднестатистического полицейского, и рабочая неделя у меня ненормированная, и в отпуске (10-дневном) за эти 15 лет я был один раз. Не считать же отдыхом формальные отпуска на время участия в выборных кампаниях...

- Ну, вероятно, пресс-служба МВД по УР намекает на наличие финансовых отношений между газетой и «известным кругом лиц».

- Без комментариев. Нас долго учили жить по законам подполья. Последние девять лет газета «День» выпускалась в условиях, когда нам тотально перекрывали доходы и вгоняли в дополнительные расходы (отдельное «спасибо» нашим федералам - пожарным, налоговой службе, судебным приставам, милиции и антимонопольной службе). Ни одно СМИ в таких условиях существовать не сможет, и, если «День» выжил, значит, я как издатель пользовался любой трещинкой в «стене» этой вертикально выстроенной системы. Противоречия, конфликты всегда будут - и это то, что даёт шанс выжить в самых суровых условиях. Я же адекватный человек и готов договариваться. Если бы Волков мог всё знать, он бы всех обвинил в «измене». Какими-то частными темами, к сожалению, иногда приходилось жертвовать ради главного - сохранить газету и её независимую оппозиционную в отношении республиканских властей и «Единой России» политику. И здесь ничего не поменялось, в том числе и в июле 2012 года, раз уж МВД по УР усмотрело в этом времени какие-то разительные изменения.

- Так в чём разница?

- Руководство МВД по УР в теме с «КОМОС ГРУПП» решает свои ведомственные задачи. Сегодня они решают их в Удмуртии, а завтра - в другом субъекте РФ, в который забросит служба. А мы здесь родились и живём, поэтому должны смотреть на важные для республики события гораздо шире и в интересах тех, кто не собирается уезжать. Мы ведь даже когда боремся друг с другом - боремся за своё видение Удмуртии. А для руководства МВД Удмуртия - это очередное место несения службы. Они здесь временные.

В этой связи я, например, резко против планов руководства МВД по УР «посадить» новое здание на рекреационную территорию, примыкающую к Свято-Михайловскому собору. Во-первых, это парализует центр Ижевска, поскольку в этом здании собираются разместить около трёх десятков различных подразделений МВД по УР. Во-вторых, это что за «пуп земли» такой - МВД? Это здание в случае его постройки в этом месте фактически изменит облик центра столицы Удмуртии. Они теперь типа главные здесь? Это неправильно. Каждому своё место. За то время, когда в правоохранительных структурах погоду делали «оборотни в погонах», произошло серьёзное искажение психики руководящего состава милицейского ведомства. Пора возвращать страну в рамки гражданского общества. И не нужно спекуляций, мол, за этим протестом якобы опять стоят чьи-то там интересы. Я лично также принципиально против строительства «небоскрёба» на набережной Ижевского пруда. А это, как известно, проект так нелюбимого руководством МВД по УР Андрея Осколкова. Не стоит путать городской пруд с Персидским заливом, а судя по проекту, архитекторы ижевского «небоскрёба» творчески вдохновлялись на отдыхе в Объединённых Арабских Эмиратах.

- Говорят, в МВД не понравилось Ваше интервью с Осколковым в июньском номере «Дня».

- Не исключаю. Всего за неделю до интервью, о чём мы с Андреем открыто говорили по нашим явно прослушиваемым телефонам, в отношении меня, моих СМИ и главного редактора газеты «Денёк», учредителем которой я являюсь, пытались возбудить два административных дела, инициировали два арбитражных дела, одно гражданское и рассматривали вопрос о возбуждении уголовного дела за якобы распространённую в «Деньке» клевету в отношении депутата Госдумы от ЛДПР Маркина, более известного в Ижевске по надписям на стенах домов: «Маркел+ЛДПР=Криминал». Что касается интервью, то это, вообще-то, первый публичный разговор двух разных Удмуртий, и неважно, нравится это кому-то или нет. Можно упрекнуть меня в том, что мы что-то недоговорили, ну, так до последнего времени сам такой разговор было невозможно представить. Настаёт время, когда истеблишменту и обществу пора начинать выстраивать диалог. И вот в такой момент пресс-служба МВД по УР делает своё замечательное заявление про «обеспечение информационных и других интересов известного круга лиц»... Уважаемые сотрудники полиции, а может, каждый будет заниматься своим делом? Правоохранительные органы в своё время не защитили газету «День» от антиконституционных действий админресурса, ну, так и не им нас судить, а мы как гнули свою линию, так и будем продолжать её гнуть...