В единый день голосования 8 сентября в восьми регионах России выбирали губернаторов, в 16 регионах – законодательные собрания, в 12 региональных столицах – городские советы и гордумы. Предварительные итоги голосования на выборах по партийным спискам стали известны в понедельник утром.

Регионы

На выборах 16 региональных парламентов ни в одном регионе «Единая Россия» не набрала менее 40 процентов голосов. Ожидаемо лидируют в рейтинге успехов «партии власти» Кемеровская область (86,21%), Чечня (85,94%) и Башкирия (76,16%). Наихудшие результаты на выборах в ЗАКСы «единороссы» продемонстрировали в Архангельской (40,70%), Смоленской (41,17%) и Ярославской (42,26%) областях. «Средне-арифметический» результат «Единой России» в голосовании по партийным спискам, не учитывающий явку и абсолютное число проголосовавших, составляет 47,5% (исключая тройку «лидеров», опережающих остальные регионы с огромным отрывом).

В 2012 году выборы в ЗАКСы проходили только в шести регионах РФ, включая Удмуртию, и также были для «Единой России» вполне успешными. Последняя массовая избирательная кампания регионального уровня, позволяющая вычислять «средние» величины, состоялась в декабре 2011 года – одновременно со скандальными выборами в Госдуму, вызвавшими многотысячные московские выступления против фальсификации результатов голосования.

Тогда из 24 субъектов РФ, выбиравших свои законодательные собрания, в 14 регионах «Единая Россия» набрала менее 40 процентов, в семи регионах – от 40 до 50 процентов и в трёх регионах – свыше 50 процентов голосов. «Средне-арифметический» результат «единороссов» в той кампании двухлетней давности составил 39,9% (исключая, с одной стороны, Московскую область и Санкт-Петербург, с другой – Мордовию и Ингушетию).

Средний результат «Единой России» осенью 2011 года был хуже, чем минимальный ее результат осенью 2013-го.

Да, региональная специфика и разный состав регионов. Да, в 2011 году в отличие от 2013-го наложение выборов в Госдуму России повышало явку на выборах регионального уровня и ухудшало результат «партии власти». Но вспомним, как щедро полтора года назад «Единой России» прочили вынужденный ребрендинг, раскол и кризис, замену на очередной фронт бюджетников с новой вывеской. Ничего этого пока не произошло. Правдами или неправдами чиновники на местах отчитаются за итог, выраженный в цифрах: «единороссы» на уровне региональных парламентов продолжают уверенно собирать мандаты.

Излишне даже говорить о том, что во всех регионах, где 8 сентября проходили выборы губернатора, «кандидатам от власти» была присуждена победа уже в первом туре голосования. Считается, что эти выборы, как ключевые в системе управления Российской Федерацией, жестко контролируются администрацией Владимира Путина и потому изначально не имеют интриги. Единственное исключение составила, конечно, кампания Алексея Навального, кандидата на пост мэра Москвы.

Города

Кроме губернаторов и законодательных собраний субъектов РФ в региональных столицах 8 сентября выбирали городские советы и мэров. Здесь, «ступенью ниже», об успехах «Единой России» говорить не приходится.

Наивысшие результаты на выборах в муниципальные представительные органы «единороссы» показали в столицах региональных республик: тувинском Кызыле (73,09%) и хакасском Абакане (59,33%), а также нефтегазоносной Тюмени (55,99%). За ними следуют Рязань (51,55%), адыгейский Майкоп (43,59%) и Белгород (40,67%). Менее трети голосов избирателей в голосовании по партийным спискам «Единая Россия» получила в трёх городах: Красноярске (31,06%), Екатеринбурге (28,11%) и Великом Новгороде (27,56%).

Эти цифры выглядят заметно хуже, чем показатели «единороссов» на аналогичных выборах 2012 года. Тогда по результатам двух единых дней голосования (в марте и октябре) один только Омск показал неважные результаты «Единой России» по партийным спискам (35,08%). В большинстве из остальных 12 «выборных» городов (включая Курск, Тверь, Ярославль, Псков, Киров) «Единая Россия» получила 40-50 процентов, что укладывается в представления о «стабильном», но «не северокавказском» результате «партии власти».

Опять же, прямое сравнение выборных результатов «Единой России» по годам в таких разных городах вряд ли будет корректным. Но целый ряд провалов в 2013 году при отсутствии такого ряда в 2012-м говорит о чем-нибудь или не говорит? Противоположная, с виду благоприятная для «единороссов» тенденция на уровне субъектов РФ означает что-нибудь или ничего не значит? Ни строго-социологических, ни вольно-политологических оценок в целом всей прошедшей кампании 2013 года расслышать просто невозможно: победа Навального и победа Ройзмана заслонила и подменила собой всё остальное.

Кандидат в мэры Екатеринбурга Евгений Ройзман 8 сентября после ожесточенной борьбы одержал победу над кандидатом «от власти», вице-губернатором Свердловской области Яковом Силиным (33,31% против 29,71% голосов). В отличие от кампании Алексея Навального, к которой внимание было приковано по объективным причинам («в Москве решается судьба России», «мэр Москвы – одно из первых лиц страны»), кампания Евгения Ройзмана, кажется, получила сопоставимую известность только благодаря личности самого кандидата.

На минуту, мэр Екатеринбурга по Уставу города – это председатель Городской думы. Его основная роль – организация нормотворческой работы депутатов плюс представительские функции. Единоличные распорядительные полномочия мэра не выходят за рамки его аппарата, всё остальное решается депутатским голосованием. Управляет городским хозяйством Екатеринбурга, как и в Ижевске, не мэр, а сити-менеджер, которого нельзя назначить в обход депутатов Гордумы. В Гордуме же с учетом результатов выборов по одномандатным округам «Единая Россия» составит непреодолимое большинство (21 из 36 депутатов). Поэтому практическое (не моральное) значение победы Евгения Ройзмана кажется несколько преувеличенным.

В Москве Алексей Навальный допущен к выборам, провел блестящую кампанию и после сравнительно «чистого» подсчета голосов показал блестящий результат (27,24%), против которого кандидат от власти Сергей Собянин выиграл в первом туре с минимально возможным итогом (51,37%), в чистоте которого теперь будут постоянно сомневаться. В Екатеринбурге Евгений Ройзман победил кандидата от власти, но не получит реальной власти, окруженный сверху и с боков «вертикалью». От выборов остается стойкое ощущение рамок дозволенного и заранее распределенных ролей. Каждый получил то, что хотел: свободомыслящие граждане – тему для обсуждения, знаменитые деятели оппозиции – официальное признание статуса, власти – сохранение контроля и развод всех по местам, для них предназначенным.