Строительство многоквартирного монолитного дома на улице Архитектора П.П. Берша в Ижевске было заморожено в годы последнего кризиса, в 2008-2009 гг. Проект был приостановлен на последних этапах: кровля и внутренняя отделка. Несколько месяцев дом простоял без крыши со всеми вытекающими из этого последствиями, пока в 2010 году в него «не вдохнули» средств по президентской целевой программе «Жилье для молодых семей».

Недострой перекупил «АСПЭК-Домстрой». По президентской программе достраивали в спешке – приоритет отдавали не качеству, а срокам сдачи, что в итоге вылилось в экономию на материалах и подрядных работах. Дом сдали в эксплуатацию в октябре 2010 года. Сегодня в нём проживает около 1500 человек, около 800 из них – дети.

Качество новостроек в Удмуртии в последние годы предельно страдает - этот факт жители Удмуртии, в особенности Ижевска, подтверждают рублём: квартиры на вторичном рынке жилья ценятся больше, стоимость их квадратного метра выше.

Не существует домов без строительных недостатков – отмахиваются застройщики, однако закон устанавливает гарантийные сроки. По причине того, что жилой дом № 32 по ул. Берша является объектом долевого строительства, гарантийный срок его автоматически составляет 5 лет с момента сдачи. Гарантийные обязательства, в том числе по срокам, по любым другим жилым объектам прописываются в условиях договора между покупателем и застройщиком. В течение этого времени по обращению жильцов застройщик, и только он, обязан устранять любые существующие и возникающие строительные недочеты.

«Дефекты мы обнаружили сразу после переезда, - рассказывает жительница дома Александра Злыгостева. - Зимой в ветреную погоду в нашей детской комнате продуваются пол и потолок. У спящего ребенка на голове от ветра шевелятся волосы. Под ледяными стенами – довольно громкое шипение. В первую пережитую зиму температура воздуха в комнате держалась на отметке 6 градусов».

«Проблемы начались в первые же месяцы после заселения, - говорит еще одна жительница дома Наталья Черемискина. – Стена и окна в комнате зимой промерзают до появления инея. Температура воздуха в комнате опускается до 8 градусов».

«За два с половиной года эксплуатации дома зафиксировано множество других недочетов, - отмечает председатель ТСЖ дома Анатолий Ломаев. - Жители верхних этажей мучаются от протекания крыши. С внешней стороны дома, в подъездах и в квартирах идут усадочные трещины. Отсутствует утеплитель. Еще пара лет, и дому потребуется капитальный ремонт».

«На первоначальном этапе застройщик «АСПЭК-Домстрой» дефекты признавал. Приезжали рабочие, запенивали швы, латали крышу, - рассказывают жильцы. - На пару градусов теплело. - Однако наступил такой момент, когда застройщик сказал «хватит». При этом проблемы остались неразрешенными. Началось самое тяжелое. Не помогали ни встречи, ни устные диалоги, ни просьбы-обращения. Пришлось переходить на письменное общение и обращаться в надзорные органы, а затем в суд».

По словам Анатолия Ломаева, безрезультатную переписку с застройщиком ТСЖ вело полтора года. За это время обращались в Роспотребнадзор и Госстройнадзор. Независимая экспертиза, проведенная семьей Черемискиных, выявила, что в ходе застройки была осуществлена замена теплоизоляционного материала наружных стен. Вместо материала, указанного в проектной документации, - газобетона - использовались более дешевые блоки из полистирол-бетона, материала, снижающего показатели сопротивления теплопередачи. Независимая экспертиза обошлась семье примерно в 50 тыс. рублей.

Экспертиза выявила также технологические нарушения при строительстве и то, что подрядные работы были выполнены некачественно. «По результатам экспертизы я просила у застройщика соразмерного дефектам снижения стоимости договора, компенсацию, на которую мы были намерены своими силами провести ремонт. Неоднократные устранения застройщиком дефектов результатов не принесли», - рассказывает Наталья Черемискина.

После нескольких выездов рабочих на место заказчик перестал реагировать на обращения жильцов дома, а контролирующие и надзорные органы на сторону жителей дома не вставали. Проверки инспекции Госстройнадзора и Роспотребнадзора по УР не выявляли значимых нарушений фирмы-застройщика. В устных беседах с жильцами специалисты организаций просили их успокоиться и понять, что «дом у них хороший».

Ощущение первой победы наступило после недавно окончившегося судебного разбирательства. Арбитражный суд УР под председательством судьи Ларисы Ахметовой обязал ООО «АСПЭК-Домстрой» в течение месяца со дня вступления судебного решения в законную силу устранить недостатки работ, допущенных при строительстве многоквартирного жилого дома по ул. Архитектора Берша, 32.

В частности, необходимо: устранить отслоение кровельного ковра на крыше двух подъездов, устранить дефекты в системе отопления (в стояке) в ванной комнате одной из квартир, устранить дефекты пешеходной брусчатки – проседание покрытия в районе колодца и спуска. Суд также распорядился о возмещении ООО «АСПЭК-Домстрой» товариществу собственников жилья судебных расходов, в числе которых оплата услуг экспертов и госпошлин.

«Не все исковые требования были удовлетворены, - рассказывают жильцы. - Решение в законную силу пока не вступило. И мы ждем обжалования другой стороной процесса.

Но главное уже позади: создан прецедент в пользу жильцов. Раньше люди побаивались обращаться в суд по таким вопросам, так как не знали, каких результатов ожидать. Боялись вкладываться в неизвестность – независимые экспертизы и судебные издержки обходятся очень дорого. А в нашей ситуации большинство молодых семей, выплачивающих свой льготный кредит, вообще не имеют в распоряжении лишних средств. Теперь, думаем, обращения в суд приобретут массовый характер».

В данный момент жильцы составляют новые списки недочетов и вновь собираются пропустить их уже по проторенному пути: застройщик – надзорные органы – суды.

«Первопроходцам всегда тяжелее, - говорит председатель ТСЖ дома Анатолий Ломаев. - Сейчас до меня доходят сведения о том, что жильцы других домов, построенных по целевой программе для молодых семей, последовали нашему примеру. До этого «шевелений» практически не было.

Отстаивать свои права можно с момента подписания договора о купле имущества. Часто застройщик идет навстречу и устраняет дефекты. Но даже при таком благоприятном раскладе разговоры нужно отложить: каждое движение жильцов должно лечь на бумагу. Необходимо помнить о важности таких документов, как акты приёма работ, особенно если собственники – участники долевого строительства. Если какие-то моменты в выполненных застройщиком работах собственников не устраивают, акты всё равно нужно подписывать, но в них подробно описывать все имеющиеся замечания.

Когда обращения к застройщику перестают иметь действенность, нужно обращаться в суд. Эффективной доказательной базой станут: договоры, акты приёма-сдачи выполненных работ, фотографии дефектов с обозначенной датой и зафиксированным местом, результаты комплексной судебной строительно-оценочной экспертизы, письменно оформленные отказы застройщика устранять обозначенные дефекты».

«Массовость обращений имеет большое значение, - добавляет Наталья Черемискина. - Старайтесь вовлекать в судебные тяжбы соседей. Пусть они поймут, что, когда гарантийный срок подойдет к концу, расходы по ремонту дома лягут на их плечи. Во время процесса нам объясняли, что, когда в суд обращается не один жилец, а сразу несколько квартир, целый подъезд, весь дом, дела двигаются в разы быстрее».