В Удмуртии никогда не любили, не любят и не собираются поощрять самоорганизацию граждан. Для отчётов в Москву достаточно фиктивных ТСЖ, которые создают под себя застройщики в новых домах или управляющие компании в домах, находящихся под их управлением. Остальные, самодеятельные, ТСЖ должны готовиться к тому, что на каждом этапе взятия власти в свои руки от них в лучшем случае будут отмахиваться, посылая их обращения и заявления на три буквы - в суд, где их начнут изматывать, доводя до состояния, когда жители сами пожалеют, что с этим ТСЖ когда-то связались. В худшем случае - должностные лица в различных инстанциях будут подыгрывать в интересах управляющих компаний, не желающих терять источники своих доходов. Очевидно, что причина такой позиции в коррумпированности должностных лиц-саботажников. Но придраться здесь не к чему - все их действия формально производятся во имя закона и на основании норм законодательства.

Никому не надо, никому...

Свалившийся сверху под конец 2012 года Федеральный закон № 271-ФЗ с его радикальными поправками к Жилищному кодексу фактически лишил жителей-собственников жилых помещений даже формального права формировать и контролировать расходы на капитальный ремонт в своих многоквартирных домах. Товарищества собственников жилья (а также жилищные кооперативы и специализированные потребительские кооперативы) теперь единственные, кому после изменений, внесённых в Жилищный кодекс, будет позволено выбрать один из двух способов формирования фонда капремонта – перечислять взносы на счёт регионального оператора или оставить их на специальном счёте ТСЖ. Порядок, когда жители всех многоквартирных домов могли накапливать деньги на капремонт каждый для своего дома, планируется свернуть с 1 января 2014 года.

Новые правила властям Удмуртии только на руку, им теперь гораздо интереснее аккумулировать деньги жителей многоквартирных домов на капремонт на счетах регионального оператора. Руководителя этого оператора президент УР Александр Волков и премьер Юрий Питкевич назначат исходя из своих личных (только им известных) соображений и интересов. «Лишние» ТСЖ со своими спецсчетами им в таком случае нужны разве что для отчётов в Москву. Другим участникам рынка ЖКХ - крупным управляющим компаниям - в новых условиях ТСЖ - вариант обойти регионального оператора, но им нужны только такие товарищества, которые будут полностью подконтрольны им, а не собственникам - жителям многоквартирных домов.

Реалити-шоу

Чтобы понять, почему так плохо приживаются ТСЖ в столице Удмуртии, региональное отделение партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» ещё несколько месяцев назад взялось сопровождать несколько ижевских «горячих точек». Наблюдать за развитием ситуации, чтобы не было потом сомнений в юридической чистоте решений по передаче управления домами в руки товариществ собственников жилья, мы начали со стадии подготовки документов и организации порядка проведения собраний собственников жилых помещений.

Одна из таких «горячих точек» - ТСЖ «Удмуртская, 139» - может стать хрестоматийным примером того, с чем сталкиваются созданные по инициативе снизу новые товарищества собственников жилья и как приходится обходить капканы и тупики, которые им расставляют чиновники и управляющие компании. То, что сейчас там происходит, настоящее реалити-шоу.

Никто тебя не видит, никто не замечает

Оказывается, провести собрание, принять решение, правильно оформить документы и зарегистрировать ТСЖ - это даже не половина дела, а так, четверть, максимум треть. Проблемы начинаются с заключения договоров на поставку ресурсов (ГВС, ХВС, канализация, электричество) и оказание услуг (вывоз мусора, лифт и т. д.).

Есть две организации: МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» (УЭСК), которые, ссылаясь на утверждённые Правительством РФ Правила (Постановление
№ 124 от 14.02.2012 г.), упорно отказываются заключать договоры с новыми ТСЖ без согласия на то управляющей компании. Той самой управляющей компании, которой самодеятельное ТСЖ как серпом по причинному месту. В случае с ТСЖ «Удмуртская, 139» это компания ООО «Управдом плюс». Хозяин «управдома» Марфин, не желая терять «дойную корову», конечно, всё отрицает, заверяя ресурсоснабжающие организации в том, что продолжает управлять домом. И в этом ему странным образом «помогают» должностные лица Госжилинспекции УР при Минстрое УР.

Штрафбат

Госжилинспекция УР в Удмуртии - это 24 сотрудника, которых содержит бюджет республики. В прошлом, 2012 году они составили 279 протоколов об административной ответственности по ст. ст. 7.22; 7.23; 7.23.1 и ч.1 ст. 19.5 КоАП на общую сумму 5 млн 63 тыс. рублей (источник: сайт www.gzhi.udmurt.ru). Треть штрафов - наказание за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и помещений, каждый пятый штраф за «нераскрытие информации», примерно столько же за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами и около 29% - штрафы за «невыполнение законных предписаний» должностных лиц Госжилинспекции.

В середине прошлого года в Жилищный кодекс были внесены поправки, предоставившие уполномоченным органам в области госжилнадзора право проводить внеплановые (!) проверки по жалобам о нарушении порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ, а также выборе управляющей организации. Таким образом с ТСЖ была снята защита, которую предоставляет юрлицам от внеплановых проверок Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 года.

Организовать написание жалобы в Госжилинспекцию не представляет труда для любой управляющей компании, которой переходит дорогу ТСЖ, созданное жителями-собственниками жилых помещений. После чего Госжилинспекция назначает внеплановую документарную проверку и запрашивает все учредительные документы, включая и те, что содержат персональные данные, подписи участников собрания и информацию о том, как они голосовали по вопросу о создании ТСЖ. После их получения остаётся только ознакомить с данными документами управляющую компанию, очень заинтересованную «подбить» ТСЖ прямо на взлёте. Дальнейшие действия зависят от широты этических рамок директора «управляйки». Можно, например, изготовить другой протокол, с другим решением, скопировав подписи из подлинных документов. И судиться, судиться, судиться...

Идёт лавина одна за другой

В случае с ТСЖ «Удмуртская, 139», которое с боем приступило к управлению своим многоквартирным домом с 1 июля, за пять недель работы товарищества были назначены уже две внеплановые проверки Госжилуправления (!). В правлении ТСЖ убеждены, что жалобы инициировала управляющая компания. А должностные лица Госжилинспекции, незаконно отказавшие представителям ТСЖ в ознакомлении с жалобой, эти подозрения только усилили. Мало того, сам факт внеплановой проверки теперь стал ещё и основанием для «приостановки» рассмотрения заявок ТСЖ на заключение договоров с «Ижводоканалом» и УЭСК.

Нет веры и в беспристрастность должностных лиц Госжилинспекции УР, которая в случае с ТСЖ «Удмуртская, 139», оказывается, ещё 4 и 8 июля, зная о начале работы ТСЖ, ответила на официальные запросы УЭСК и «Ижводоканала», что управлением домом занимается ООО «Управдом плюс».

Мнение «управдома» - высший закон

Начиная с 1 июля, дня, когда правление ТСЖ начало брать управление домом в свои руки, были написаны уже десятки жалоб и заявлений в полицию, прокуратуру и Управление антимонопольной службы. Спустя месяц, как положено, должностные лица этих ведомств обстоятельно «объяснили» жителям и ТСЖ «Удмуртская, 139», что они не правы.
В заключении договоров им не отказывают, а просто «приостанавливают рассмотрение их заявок», «управдом» Марфин не занимается самоуправством, а просто «считает, что договор управления домом… заключённый с ООО УК «Управдом плюс», в настоящее время не расторгнут». Это цитата из постановления прокурора С.Б. Ложкина, старшего советника юстиции. В общем, мнение «управдома» - высший закон. Той же позиции придерживается и полиция, считающая, видимо, что срыв замков в технических помещениях и демонтаж оборудования - это не кража, а «спорные гражданские отношения»...

Постскриптум

В ближайшее время региональное отделение партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» намерено обобщить практику создания ТСЖ и перехода многоквартирных домов из одной управляющей компании в другую и участие органов государственной власти УР, прокуратуры и полиции в урегулировании вызванных этой практикой конфликтов и споров. Цель данного анализа - подготовить и направить в адрес Президента РФ информацию о том, почему в Удмуртии органы власти фактически устранились от реализации своих функций, спихивая всё на суды. Мы же не такие наивные люди, как наш премьер Дмитрий Медведев, и знаем, чем заканчиваются подобные тяжбы. Просто хочется послать всех на три буквы. И пока создаётся такое впечатление, что это и есть основная задача и функция наших органов власти.