В единый день голосования, 8 сентября, прямые всенародные выборы глав субъектов РФ состоятся в восьми регионах России: в Москве, Московской, Владимирской и Магаданской областях, Забайкальском и Хабаровском краях, Хакасии и Чукотском автономном округе. Шестнадцать регионов (включая также Владимирскую область, Забайкальский край и Хакасию) обновят свои законодательные собрания.

На муниципальном уровне восьми региональных столиц предстоят прямые выборы мэра города, в двенадцати областных центрах будут избраны высшие городские представительные органы (гордумы, советы депутатов). Итого 34 (из 83) российских регионов ожидают крупные электоральные события, не считая «низовых» выборов глав поселений, районных, городских и сельских советов.

При этом только губернаторские выборы считаются вопросом федерального значения сами по себе, независимо от региональной конкретики. В понедельник, 2 сентября, ведущие российские СМИ опубликовали доклад коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» об особенностях завершающейся кампании.

Выборы без выборщиков

Граждане-избиратели, их симпатии и мнения по любым вопросам в докладе «Минченко консалтинг» вынесены за скобки, очевидно, как величина незначащая. Эксперты холдинга подчеркивают, что исход губернаторских выборов 2013 года по-прежнему определяется не голосованием, а кулуарным согласованием основной кандидатуры на пост главы региона между федеральным центром и ключевыми представителями региональных элит.

От успеха этих предварительных консультаций зависит, насколько гладким будет ход дальнейшей имитации предвыборной гонки. Там, где региональные элиты не удается привести к консенсусу вокруг «кандидата от власти», возникают «горячие точки», которых в 2013-м было две: Владимирская область и Забайкальский край. «В обоих случаях назначения варягов С. Орловой и К. Ильковского спровоцировали внутриэлитный раскол, который, впрочем, был преодолен в ходе кампании», - говорится в докладе.

Кандидат в губернаторы Владимирской области от «Единой России» Светлана Орлова в марте 2013 года была назначена и.о. губернатора после 16 лет правления члена КПРФ Николая Виноградова, вышедшего в отставку. «Сложилось сразу несколько точек напряжения: жесткий стиль управления Орловой, многочисленные отставки чиновников администрации и публичная критика муниципальных глав, скрытый конфликт с командой экс-губернатора», - считают эксперты. Преодолеть эти трудности удалось отчасти благодаря формированию коалиции «единороссов» со «Справедливой Россией»: лидер владимирского отделения «эсеров», депутат Госдумы РФ Антон Беляков отказался от участия в выборах губернатора Владимирской области, по словам авторов доклада, в обмен на обещание поста сенатора от Светланы Орловой.

В свою очередь, в Забайкальском крае «Единая Россия» не выдвинула своего кандидата вовсе, поддержав выдвинутого «Справедливой Россией» Константина Ильковского. Он был назначен и.о. губернатора в феврале 2013-го после отставки Равиля Гениатулина, руководившего объединенным регионом 5 лет, а Читинской областью – с 1996 года. Несмотря на поддержку «партии власти», «положение К. Ильковского в регионе оказывается неустойчивым», считают эксперты «Минченко консалтинг».

Владимирской области и Забайкальскому краю противопоставляется группа регионов «тихой, незаметной и неинтересной кампании» - в Хакасии, Хабаровском крае, Магаданской области и Чукотском АО, где серьезные элитные расколы отсутствуют. И особняком стоят «образцово-показательные выборы» в Москве и Московской области, где к участию допущены Алексей Навальный и Геннадий Гудков. Конкурентным выборам в столичном регионе, по мнению экспертов, власти тоже отводят определенную роль - «дымовой завесы», «которая должна заслонить любые скандалы во всех остальных регионах».

Авторы доклада прогнозируют победу «кандидатов от власти» в первом туре во всех выборных регионах, однако объявление результатов голосования считают не финалом, а отправной точкой политической борьбы региональных групп влияния. «Жесткий контроль выборов со стороны администраций не снимает внутриэлитных противоречий, а только откладывает возможные конфликты на поствыборный период, - считают они. - В случае, когда в регионах сложился раскол региональной элиты, стоит ожидать продолжения конфликтов после выборов». Общество, рядовые граждане, как и в оценках предвыборной ситуации, при этом в расчет не берутся.

Местный колорит

В ходе использования административного ресурса, «черных» и «серых» политтехнологий предвыборные скандалы, без сомнения, возникают в больших количествах, но так и остаются на уровне связанных с ними выборов – областном, городском, районном. Например, почти не находится места в федеральных СМИ для происходящего в Смоленской области, которая хоть и не выбирает губернатора, но зато уже больше года переживает затяжной политический трэш. Жителям Ижевска и Удмуртии она может быть интересна тем, что первым вице-губернатором Смоленщины с весны 2012 года является Михаил Питкевич – сын премьера УР Юрия Питкевича.

Восьмого сентября жители области выберут депутатов Смоленской областной думы. Смоленский губернатор Алексей Островский, член ЛДПР, никуда не баллотируется: в июне на партконференции местных «жириновцев» он напутствовал однопартийцев заявлением о том, что хотя его губернаторство «дает серьезные возможности» ЛДПР на предстоящих выборах, всё же «правящая партия в регионе – партия «Единая Россия». «Всё, что я могу сделать на сегодняшний день, могу сделать только при поддержке «Единой России», - заявил Алексей Островский, ссылаясь на парламентское большинство «единороссов» в заксобрании и на местах.

Отделение «Единой России» в Смоленской области осенью 2012 года пережило болезненную смену руководства. Год назад в августе областной политсовет был распущен решением Генсовета ЕР, спущенным из Москвы, «в связи с утратой доверия». Отставленный руководитель отделения Андрей Шматков публично заявил о том, что «единороссы» в Смоленске фактически перешли под управление губернатора-«жириновца» Островского, и в декабре 2012 года был исключен из «Единой России» за дискредитацию партии.

Весной 2013 года неурядицы в партстроительстве дополнились кризисом в муниципальной администрации областной столицы. В мае глава Смоленска, «единоросс» Александр Данилюк единоличным решением уволил сити-менеджера Смоленска, «единоросса» Николая Алашеева, обвинив его в неисполнении служебных обязанностей. Алашеев, однако, в отставку не вышел, а оспорил ее в суде. Через месяц депутаты от «Единой России» в Горсовете Смоленска сняли с должности уже самого Данилюка, собравшись на сессию специально для этого. Скандал разразился одновременно с началом подготовки к выборам в Смоленскую областную думу, а новый глава Смоленска Евгений Павлов (тоже «единоросс») был утвержден в должности лишь в августе. Губернатор Островский приветствовал это назначение.

Следующий инцидент произошел в рядах уже самой ЛДПР. За три недели до выборов, 15 августа, из избирательного списка «жириновцев» и из рядов партии был исключен ее «третий номер» на выборах в Смоленскую областную думу, местный бизнесмен-банкир Павел Шитов. Как сообщили местные СМИ, решение об этом принял Высший совет ЛДПР в Москве. В ответ 41-летний руководитель «Смоленского банка» 23 августа организовал большую встречу с жителями города, на которой дал публичное интервью газете «Смоленская неделя». В нем Павел Шитов раскрыл некоторые подробности своих отношений со смоленским руководством ЛДПР.

«Меня пригласили быть спонсором, - цитирует его «Смоленская неделя». - Будучи бизнесменом, я рассматривал это как сделку… На вопрос, а почему я просто так должен платить деньги, мне предложили место в списке». Впрочем, по словам банкира, после снятия его кандидатуры с выборов деньги ему пообещали вернуть, а потому претензий к ЛДПР он не имеет. «Платил собственные деньги безналичным перечислением, - пояснил вдобавок Павел Шитов. - Успел заплатить семь миллионов рублей».

Примерно так проходят выборы в Смоленскую областную думу. До федеральных каналов из всего многообразия проявлений местной политики дошли разве что записи «потешных предвыборных дебатов», вышедших на гостелеканале «Вести 24» в Смоленске. На эти теледебаты, прошедшие 27 августа, против представителя «Справедливой России» были выведены трое молодых людей от малоизвестных партий, которые забили получасовой эфир монотонным чтением программ по бумажке и несусветной околесицей в ответ на вопросы ведущей. «Справедливороссу» же оставалось только твердить зрителям о том, что происходящее на экране – позорная провокация.

В удмуртской политике последних лет нет аналогов такой концентрации фарса. Между тем в докладе того же Евгения Минченко (кстати, занимавшегося в своё время выборной кампанией Евгения Богомольного, экс-управляющего «Удмуртнефти») и его соавторов «карнавализация» выборной кампании упомянута в качестве одной из «новых технологий» 2013 года. Жителям Удмуртии предстоит выбирать главу республики через год, в сентябре 2014-го: если «технология» приживется, стало быть, к чему-то подобному нам тоже следует приготовиться.