^ За четыре года их обучения в лучшей театральной студии страны, или, как выражается пресс-служба Президента и Правительства УР, за «омоложение высококвалифицированных специалистов для профессиональных творческих коллективов», республиканский бюджет заплатил 3 млн 434 тыс. рублей.

К возвращению выпускников из Москвы старшее поколение актеров Национального театра было переведено на контрактную основу. Унизительные условия «службы по вызову» ветераны театра восприняли как бесцеремонный жест руководства Нацтеатра:  подвиньтесь.

Театр и режиссёр
В ноябре состоится премьера спектакля «Горе от ума» по комедии Александра Грибоедова - первой пьесы, над которой молодое поколение актеров – 6 девушек и 12 молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет - работает в стенах родного театра.

Провинциальный театр держится и живет за счет сильного режиссера. В противном случае он рискует навсегда остаться сценой для художественной самодеятельности. С возведенными мраморными стенами и обученными в лучших столичных вузах актерами в Национальном театре УР настоящего режиссера так и не появилось.

Для постановки первого спектакля с молодыми выпускниками Щепкинского училища в Ижевск на контрактной основе был привлечен режиссер и педагог, профессор Театрального института им. Б. Щукина, заслуженный деятель искусств России и народный артист России Сергей Яшин. В прошлом году после смены руководства столичного Драматического театра им. Н.В. Гоголя он ушел с должности художественного руководителя этого театра, отслужив в нем 26 лет.  

«В последний год я не привязан к какому-то одному театру, – рассказывает Сергей Иванович. – В нынешний сезон я параллельно работаю в Оренбургском областном драматическом театре им. М. Горького, в Ярославском академическом театре драмы им. Ф. Волкова, в Амурском областном театре драмы, в вашем Удмуртском национальном театре. Замечательный театр. Талантливые актеры. Совершенно не отличаются по своим профессиональным качествам от молодых столичных актеров».

Сергей Яшин объяснил, что в Ижевске он будет работать до премьеры «Горе от ума», после чего покинет город, а труппу для новых постановок передадут другому режиссеру. Поселили Сергея Ивановича в служебной квартире, выделенной Ижевской государственной сельскохозяйственной академией при содействии Нацтеатра.

О чем говорят в гримёрке
После репетиции я пообщалась с молодыми актёрами в гримёрке. Наблюдая за ними на сцене из зрительного зала, трудно было понять, что их волнует в настоящей, собственной жизни.

- Четыре года в лучшем театральном вузе страны. Обучение у лучших театральных педагогов. 14 дипломов с отличием на группу из 20 человек. Юность, проведенная в столице. Хотелось возвращаться обратно на провинциальную сцену?

- Да, конечно. Мы всегда помнили, что мы воспитываемся для Национального драмтеатра, для Удмуртии, всегда знали, что вернемся. Наш министр культуры часто приезжал к нам на знаковые для нас постановки, на дипломный спектакль. Связь с малой родиной была тесной во все годы обучения. Конечно, от ностальгии по жизни в Москве никуда не деться, но мы всегда знали, что в Удмуртии нас ждут.

- Говорят, что двое человек из целевого набора остались в Москве, не вернулись.

- Да, две девушки. Влюбились. Вышли замуж за военных, им даже стоимость обучения по контракту не нужно компенсировать (напевают мотив песни «Вместе и навсегда»).

- Чувствуете разницу между столичным и провинциальным зрителем?

- За годы обучения в институте мы ставили полноценные спектакли и на сценах при вузе, и на профессиональных сценах Москвы, и в театрах других городов на гастролях. Да, зритель разный. В крупных городах он более взыскательный, пресыщенный, разбалованный. Оно и понятно: в столице высокая конкуренция между творческими коллективами, насыщенная культурная жизнь, ее изобилие. Успех в Москве оглушает, провал воспринимается острее, в то время как овации на родной сцене кажутся предвзятыми: они аплодируют скорее нашей молодости, нашему образованию, нашему землячеству, нежели мастерству.

- Несмотря на ажиотаж, раскупленные в первые дни продаж билеты, просьбы продать несуществующие стоячие места?

- Да, именно так прошли наши дебюты в Удмуртском театре (улыбаются).
Отличие еще в том, что пьесы, которые воспринимаются на ура здесь, в столице могут совершенно не пойти и наоборот. Чем это обусловлено – Бог его знает, критериев нет, предугадать реакцию зрителя невозможно.

- Какой репертуар на предстоящий театральный сезон?

- Откроем творческий сезон в октябре комедией «Недоросль» по Д. Фонвизину, продолжим показывать «Сон в шалую ночь, или Вариации на тему любви» по У. Шекспиру – это два наших дипломных спектакля, которые мы ставили еще в училище. К ноябрю подоспеет «Горе от ума». Запланированы новогодние сказки, детские спектакли. Пока в остальные задумки нас не посвящали.

- Хотите сказать, что подборку репертуара осуществляют не актеры?

- Конечно. И даже не режиссёр. То, что мы будем играть в течение года, определяет руководство театра.

- Актеры не могут выступить с собственной инициативой?

- Могут. Сейчас как раз обсуждается идея создания камерного театра. Несколько молодых людей из нашей труппы хотят самостоятельно режиссировать спектакли на малой сцене. Но чтобы труд дошел до зрителя, нужны месяцы самостоятельной работы, построенной на энтузиазме и огромной любви к театру, и в конечном итоге всё равно одобрение руководства театра. Или неодобрение. К сожалению, мы не обладаем такими ресурсами, как площадка для выступления, костюмы, декорации, касса, бухгалтерия и т. д.
Кстати, руководству театра хочется выразить пожелание: отправьте в Москву целевой курс режиссеров. То, что с режиссерами у нас крайне туго, -  правда.

- Слышала, что ваша ежемесячная заработная плата близка к МРОТ.

- 6900 рублей в месяц.

- Как жить на такие деньги?

- Мы не знаем. Понимаете, в первые месяцы работы мы с головой ушли в театр, в работу над новыми спектаклями, мы днем и ночью поглощены сценой. И это всегда так: любовь к театру у истинного актера затмевает быт, жизненные неурядицы, а роль, чужая жизнь, проживаемая на сцене, реалистичнее собственной.
Более того, театр категорично требует оставлять свои проблемы и вживаться в чужие. Так оглянешься к старости – ни крыши над головой, ни семьи, ни детей…
 
- Наверное, есть разговоры о подработке?

- Есть задумка открыть коммерческую школу сценического фехтования. Пока, насколько знаем, никто не подрабатывает на стороне.

- Президент Удмуртии обещал помощь с жильём. Где сейчас живёте?

- Да, большинство ребят из коллектива – выходцы из районов, собственного жилья в Ижевске нет. Временно нас заселили в общежитие Республиканского колледжа культуры. Но через пару недель общежитие закрывается на ремонт на неопределенный срок. Выселяют всех студентов. Уже сейчас этаж над нами в полуразобранном состоянии. Взамен пока ничего не предлагается. Наверное, придется арендовать.
Обещали построить муниципальное жильё для работников бюджетной сферы в микрорайоне Малиновая гора, и 20 квартир якобы зарезервировано Министерством культуры. О сроках сдачи служебного жилья в эксплуатацию нам пока не сообщали. Очевидно, что на квартиры, выделенные  министерству, претендуют не только актеры, но и другие работники культуры. Поэтому, скорее всего, нас заселят втроем или вчетвером в одну квартиру. Приватизировать ее можно будет только спустя 10 лет службы в театре.

- А сколько лет нужно отработать по контракту за обучение?

- Пять лет.

- Какие планы по истечении срока?

- Думаем, что большинство ребят останутся служить в Нацтеатре. Где на время, там и навсегда. К месту привыкаешь.

- Не страшит судьба предыдущего поколения? В 60-х годах они также, будучи выпускниками лучших театральных вузов страны, в том числе и Щепкинского училища, вернулись в Удмуртию, устроились на службу в родной театр. Также дебютировали со своими «стряпухами» - дипломными спектаклями. Отслужили в театре до старости. И вдруг им сообщают, что они переведены на контракт, звоните, мол, узнавайте, нет ли лишней роли…

- Мы готовы к этому. Не только в Удмуртии, сейчас по всей стране такая система оплаты труда, и не только со старшим поколением так обходятся. Старшее поколение понимает, что не мы, а руководство театра виновато в том, что сняты их ставки. Между нашими труппами хорошие творческие и доверительные взаимоотношения. Они, безусловно, превосходят нас в своем мастерстве. Мы искренне не стесняемся просить у них совета, они искренне нас наставляют, и мы с благодарностью принимаем уроки. Кроме того, в некоторых спектаклях мы играем вместе, и это ценнейшие постановки с точки зрения взаимообогащения: юношескими амбициями, пылом, непредвзятостью и зрелым талантом, опытом, мудростью,  приобретенной легкостью исполнения и чем-то тем накатанным, чему верит зритель. Для любого актера, вы знаете, лучшей наградой и высшей похвалой в театральном искусстве был и остается  удовлетворенный зритель.

- Чувствуете себя элитой республики?

- Нет (смеются). Для этого нужно еще заработать имя.