Дом непростой: в нём примерно 30 процентов площадей занимают нежилые помещения (магазины, офисы и т. д.), из них 15 с лишним процентов принадлежат муниципалитету. Четыре последних года, до ноября 2012-го, дом находился под управлением компании «Лидер дом». До того не без труда уходили из УК «Жилсервис».

Новая проблема пришла откуда не ждали – в конце прошлого года Михаил Иванович Копысов обратил внимание на то, что платёжки пошли почему-то не от «Лидер дома», а от ООО «Единая управляющая компания», которую собственники не выбирали, за переход не голосовали, договора с которой не подписывали.

Что за чудеса? Михаил Копысов выяснил, что, оказывается, Единая управляющая компания, руководимая по документам Наилем Кутдузовым, в ноябре 2012 года заключила с «Лидер домом» договор доверительного управления, или, иными словами, «Единая» просто купила «управляйку», причем и предыдущую - «Жилсервис» - тоже. И выкатила дому № 198 «долгов» почти на миллион - на сумму более 900 тысяч рублей.

По словам Михаила Копысова, на все его устные и письменные обращения в Единую управляющую компанию не было ни ответа, ни привета. Как были насчитаны эти суммы, никто не объяснял, откуда взялся долг - непонятно. Долгов за домом никаких нет, утверждает Михаил Копысов. И подтверждает это своими расчетами с приложением финансовых документов.

Вот тогда-то, после двух месяцев безответных попыток добиться нормального диалога, в самом начале 2013 года председатель совета дома вышел с инициативой проведения общего собрания собственников, где было запротоколировано столь нестандартное решение - не платить! Но поскольку такое положение не может длиться долго, Михаил Копысов начал искать управляющую организацию, которая не только взяла бы его дом под управление, но и помогла «разрулить» конфликт с «Единой».

И тут столкнулся с тем, что, оказывается, между группой самых крупных частных управляющих компаний действует договорённость - не брать дома, собственники жилых помещений в которых принимают решение уйти из-под управления одной из них. Не рискуют связываться с «крупняком» и мелкие управляющие компании.

Обойдя целый ряд управляющих компаний, Копысов нашел поддержку только в СпДУ, компании-правопреемнике небезызвестного ГЖУ, ликвидированного год назад. Это единственная на сегодняшний день управляющая компания, находящаяся в муниципальной собственности, муниципальное унитарное предприятие (МУП). Уставный капитал –
1 миллион рублей. Оборудования и техники еще на 80 миллионов. На сегодня под управлением СпДУ находятся 378 многоквартирных домов. Рекомендуя компанию собранию собственников, специалисты СпДУ говорят, что они 1 год действуют на рынке услуг ЖКХ.

Юридическую защиту 198-го дома взяла на себя заместитель начальника СпДУ Оксана Шуклина, много лет проработавшая в ГЖУ, затем в Управлении ЖКХ у Ивана Маринина. И Арбитражный суд Удмуртии признал договор доверительного управления между Единой управляющей компанией и «Лидер домом» не соответствующим нормам действующего законодательства, нарушающим Жилищный кодекс, поскольку он вторгается в область исключительной компетенции собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Арбитраж признал этот документ ничтожным. Правовым следствием этого должно стать расторжение договора.

Однако ситуация на самом деле зашла в правовой тупик, «Единой» расторгать договор не с кем. УК «Лидер дом» осталась только на бумаге, её юридический адрес «перебрался» почему-то в Набережные Челны, счета закрыты, а по месту прежнего нахождения офиса УК «Лидер дом», по словам Михаила Копысова, находятся три «миража», у каждого из которых – разное написание названия, то оба слова с большой буквы, то через дефис, то одно с большой, второе с маленькой. Заказное письмо, отправленное Михаилом Копысовым в Набережные Челны, вернулось нераспечатанным.

Между тем юристы Единой управляющей компании, потерпев поражение в первом раунде, уже принесли в суд новый документ – смешанный договор оказания услуг и выполнения работ. Всё с тем же призрачным «Лидер домом». Как говорится, судиться вам не пересудиться.   

Собрание собственников, которое Копысов провел 19 августа в актовом зале расположенного неподалеку от его дома Управления внешнего благоустройства (бывшее ГУАиГ), благодаря участию пятнадцати «муниципальных» процентов голосов и высокой явке собственников квартир и нежилых помещений оказалось легитимным. Счетная комиссия зафиксировала редкое явление на подобных мероприятиях - кворум на уровне 56,2% при достаточности 50 процентов плюс один голос. Поэтому все решения, принятые этим собранием, считаются состоявшимися. Что очень важно, поскольку вряд ли стоит надеяться, что компания Кутдузова отпустит этот дом с миром.

Но с 1 октября этого года, согласно принятому решению собственников, они начнут платить квартплату в СпДУ. И все проблемы с изъятием технической и финансовой документации из Единой управляющей компании, а также «разруливание» претензий по «долгам» берёт на себя новая УК. Получается, что только муниципальная (нечастная) управляющая организация смогла «рискнуть» взять под своё управление «бежавший» от частной УК многоквартирный дом. Однако парадокс в том, что негласно считается, что сегодня интересы «частников» в Администрации г. Ижевска лоббируют сами же высокопоставленные чиновники. Надо полагать, в ущерб муниципальной компании.

По нашему предположению, договоры доверительного управления, подобные тому, который был признан Арбитражным судом УР ничтожным в отношении дома № 198 по ул. Коммунаров, скорее всего, применялись «серийно». Но, как видим, восстал пока только один дом, в котором нашелся грамотный и последовательный председатель совета дома, не испугавшийся пойти на конфронтацию. Уговорить пятьдесят с лишним квартир пойти на беспрецедентный шаг – копить долг по квартплате! – это очень нестандартный шаг, на который решится далеко не каждый. Хотя правовая позиция неплательщиков, вообще-то, безукоризненна: та управляющая организация, с которой они законным образом заключили договор управления, тайком от них в одностороннем порядке устранилась от исполнения взятых на себя обязательств, а новая («Единая») ни формально, ни фактически не имеет прав и полномочий требовать с них деньги – её никто не выбирал, договора с ней нет. Сегодня история с переходом 198-го дома пока до конца не завершена, но прецедент, каким образом жители многоквартирных домов могут защитить свои жилищные права, создан.