Президент УР Александр Волков 26 июня обратился к муниципальным администрациям с рекомендациями об усилении «информационно-разъяснительной работы» в сети Интернет. Согласно тексту письма, попавшего в распоряжение «Д», от местных властей требовалось размещать в интернет-СМИ и в социальных сетях Facebook и «Вконтакте» не менее пяти «позитивных» новостей о своей работе каждую неделю. Кроме того, президент Волков потребовал от муниципальных чиновников, ответственных за взаимодействие со СМИ, зарегистрироваться в «Фейсбуке» и вступить в группу «Открытый регион. Удмуртия», созданную, по его словам, чтобы «максимально наполнить социальные сети позитивной информацией об Удмуртской Республике».

Напротив, «негативную» информацию о работе властей, «способную вызвать массовое недовольство граждан», Александр Волков велел «нивелировать», наладив для этого взаимодействие с электронными СМИ и администрацией интернет-ресурсов, а также «информационно-разъяснительную работу» с интернет-пользователями. В Администрации Президента и Правительства УР эту деятельность в целом именуют «повышением информационной открытости муниципальных образований», причем обещают оценивать эффективность местных чиновников в том числе исходя из этого критерия.

В своем обращении в прокуратуру Удмуртии редакция «Д» указывала на два основных момента. Во-первых, федеральным законодательством, включая закон № 8-ФЗ о доступе к информации о деятельности органов власти, для работы в сети Интернет предусмотрено создание официальных сайтов, а регистрация чиновников в соцсетях – не предусмотрена. И хотя закон прямо этого не запрещает, очевидно, что власти Удмуртии должны сперва определить публичный порядок работы служащего в Интернете и только потом требовать от муниципалов масштабного вторжения в Сеть. Это не блажь, а правила игры: чиновник, размещающий сообщение на официальном сайте своей администрации, выполняет законную процедуру и несет за это ответственность. Чиновник, размещающий сообщение в «Вконтакте», не несет за это ответственности, его личность с ходу неверифицируема, полномочия – не определены.

Надзорные органы имеют на этот счет иную позицию. По словам начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры УР Алексея Мелентьева, опубликование обязательной информации на официальных сайтах органов власти (в первую очередь принятых нормативных актов) находится на постоянном контроле прокуратуры. Вместе с тем, согласно закону № 8-ФЗ, «доступ к информации о деятельности муниципалитетов может обеспечиваться и другими способами, установленными… в том числе муниципальными правовыми актами», поясняет Алексей Мелентьев.

Проблема здесь как раз в том, что пока нет никаких муниципальных актов, определяющих правила поведения чиновников в «Фейсбуке», но Прокуратуру УР это не тревожит. «Указанное письмо (президента УР Александра Волкова. – Ред.) не является нормативно-правовым актом, в связи с чем изложенные в нем рекомендации не подлежат обязательному исполнению органами местного самоуправления», - заявил представитель прокуратуры. Как это обычно и бывает со ссылками на «самостоятельность местного самоуправления», формально – верно, по существу – издевательство: на территории Удмуртии можно по пальцам одной руки пересчитать местные администрации, способные воспринимать сомнительные рекомендации президента УР Александра Волкова как-то иначе, чем как приказ и руководство к действию.

Во-вторых, мы обращали внимание прокуратуры Удмуртии на противозаконное требование президента УР Александра Волкова об ограничении распространения «негативной» информации об органах местного самоуправления. «Особое внимание уделять публикациям в СМИ и информационным сообщениям, размещенным в сети Интернет, которые уже получили публичную огласку и способны вызвать массовое недовольство граждан, - говорилось в письме президента Волкова. – В связи с этим необходимо наладить эффективный механизм по предотвращению распространения подобного рода информации, для чего следует организовать системную работу возглавляемого вами муниципального образования со СМИ и интернет-ресурсами».

Федеральное законодательство запрещает ограничивать доступ граждан к информации о деятельности органов власти, за исключением охраняемой (государственной, служебной и т. п. тайны), и эту часть послания Александра Волкова можно трактовать исключительно как призыв к нарушению закона.

Поэтому, видимо, у Прокуратуры УР не было другого выхода, кроме как просто «не замечать» этого текста. «Исходя из смысла письма президента республики, в нем отсутствуют какие-либо требования к ограничению распространения негативной информации о деятельности органов власти», - ответил редакции «Д» представитель прокуратуры Алексей Мелентьев. Невозможно признать, что незаконное требование законно: осталось только заявить, что Волков этого вообще не писал.

Зная, что чиновники уровня губернаторов в России фактически выведены из-под действия законодательства, мы не просили прокуратуру Удмуртии никого наказывать. Но казалось нелишним предостеречь муниципальных служащих от будущих нарушений, неизбежных при исполнении деликатного поручения президента Волкова, благо в арсенале прокуратуры есть соответствующая мера реагирования. Прокуратура Удмуртии отказалась выполнить эту работу. Придется районным, сельским и городским чиновникам думать своей головой.