В конце июля в Ижевске состоялась коллегия Министерства финансов Удмуртии, на которой были подведены итоги исполнения бюджета в первом полугодии 2013 года. Доходы консолидированного бюджета УР (без фонда медицинского страхования) за этот период собраны в размере 27,017 млрд рублей, что составляет 49,62% от утвержденных Госсоветом УР годовых бюджетных назначений (54,451 млрд руб.). До этого Минфин УР три года подряд значительно «обгонял график» по результатам первого полугодия: в 2012 году за 6 месяцев было выполнено 57% годового плана по доходам бюджета, в 2011-м – 60%, в 2010-м – 56%. Лишь в 2009 году, в разгар мирового кризиса, к 1 июля было собрано меньше половины (46%) от годовой суммы.

В абсолютных цифрах доходы бюджета Удмуртии по сравнению с первым полугодием 2012 года сократились на 568 млн рублей, или на 2,1%. Это произошло за счет существенного, более чем на четверть, сокращения объема федеральной поддержки: с 6,62 до 4,74 млрд рублей, или на 28,4%. Собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета УР в завершившемся полугодии увеличились к январю-июню 2012 года с 20,966 до 22,275 млрд рублей, или 6,2%.

Между тем расходы консолидированного бюджета УР продолжают расти – с 28,53 до 31,01 млрд, или на 9%, по итогам первого полугодия. По сравнению с первой половиной 2012 года финансирование бюджетного капстроительства увеличилось на 67%, агропромышленного комплекса – на 17%, дорожного хозяйства – на 12%. Ожидается, что в проекте закона о бюджете на 2014 год, к рассмотрению которого в ноябре-декабре должен приступить Госсовет Удмуртии, эти три направления госрасходов будут подвергнуты сокращению.

«В условиях незначительного роста собственной доходной базы расходы бюджета на развитие (капитальные вложения, дорожный фонд, господдержка АПК) будут сокращены, а принятие новых расходных обязательств (новых направлений) будет минимально», - говорится в решении коллегии Минфина УР от 30 июля. В нем же упоминаются и другие меры по экономии бюджетных средств: «сокращение неэффективно работающих организаций», «оптимизация численности работников бюджетной сферы и органов государственной власти» и другие.

Ресурсы, высвобождающиеся в результате экономии, планируется перенаправить на повышение зарплаты бюджетникам в соответствии с предвыборными обещаниями Президента РФ Владимира Путина. Ранее уже сообщалось, что нагрузка на бюджет Удмуртии в связи с этим только в 2013 году возросла на 3,2 млрд рублей, что лишь в незначительной мере компенсируется соответствующей поддержкой из федеральной казны. Напротив, как показали результаты исполнения бюджета в первом полугодии, итоговый объем федеральной поддержки бюджета Удмуртии по сравнению с 2012 годом заметно сократился.

Причины нарастающей диспропорции, вероятнее всего, следует искать в тревожных макроэкономических тенденциях российского уровня, вызвавших буквально в последние дни всплеск авторитетных комментариев. Как сообщила в понедельник, 12 августа, газета «Ведомости», рост экономики России по итогам второго квартала 2013 года практически остановился, составив всего 1,2 процента к аналогичному периоду 2012 года, – таковы официальные данные Росстата.

«Полная остановка, по оценке Минэкономразвития, произошла в мае и продолжилась в июне: за этот период помесячные темпы роста были нулевыми, - уточняет газета. - В июле ситуация не улучшилась - напротив, индексы деловой активности в промышленности и сфере услуг показали ее спад». «Ведомости» приводят оценки экспертов, согласно которым рецессия станет реальностью к предстоящей осени либо уже наступила.

В тот же день последовал комментарий министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, заявившего, что для пересмотра годового прогноза роста ВВП, от которого зависит в том числе бюджетное планирование, в 2013 году нет оснований. «Во втором полугодии будет значительное улучшение и из-за эффекта базы, и из-за сельскохозяйственного года, и из-за курсовых соотношений и более слабого рубля», - считает глава Минэкономразвития. «Рецессии нет и не будет, - сказал Алексей Улюкаев в интервью газете «Коммерсант». – Стагнация, наверное, термин уместный».

От фактуры и терминологии федерального уровня напрямую зависит и бюджет отдельно взятой Удмуртии – не только потому, что республиканской казне необходимо восполнять прорехи, нанесенные спущенными из Москвы дополнительными социальными обязательствами. Министр финансов УР Валерий Богатырев в ходе принятия бюджета на текущий 2013 год назвал его «сверхнапряженным», что означает предельные показатели дефицита и госдолга, грозящие неприятностями в случае нарушения «умеренно-оптимистичного» прогноза роста экономики, взятого за основу. В свете угрозы рецессии в общероссийском масштабе, возможно, стоит приступить к рассмотрению и более «консервативных» сценариев.